Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

7-17 187
Аннотация

Цель. Определение психологических особенностей ценностных ориентаций личности, склонной к асоциальному поведению в интернет-пространстве.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 35 лет. Использовались следующие методы: констатирующий эксперимент (методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве»); методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). В ходе исследования было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.

Результаты. Доказано, что у личности, склонной к асоциальному поведению в интернетпространстве, выражены ценностные ориентации на «высокий социальный статус, управление людьми и признание» и «уважение людей и влияние на окружающих».

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса интернет-социализации личности в возрасте 14–18 лет.

18-28 202
Аннотация

Цель. Апробация методики «Эмоциональный диапазон эквивалентности» для диагностики диапазона эквивалентности в эмоциональном пространстве (на лексическом материале) на российской выборке; выявление связей когнитивного стиля «Диапазон эквивалентности» (ДЭ) со стилями принятия решений, диагностируемыми по Мельбурнскому опроснику принятия решений (МОПР).

Процедуры и методы. Данное исследование включало в себя: создание и апробацию методики «Эмоциональный диапазон эквивалентности»; валидизацию на русскоязычной выборке; выявление связей между шкалами методики «Эмоциональный диапазон эквивалентности» и шкалами Мельбурнского опросника принятия решений, опросника «Черты эмоционального и интеллекта» (ЧЭИ).

Результаты. Созданная методика «Эмоциональный диапазон эквивалентности» помогает измерять эмоционально-стилевые характеристики интеллектуально-личностного потенциала человека и позволяет включать эмоциональную сферу в изучение стилевой регуляции. Когнитивный стиль узкий диапазон эквивалентности характерен для людей с высоким самоконтролем согласно методике «Черты эмоционального интеллекта». Широкий диапазон эквивалентности положительно связан с непродуктивными стилями принятия решений, такими как избегание и прокрастинация (или копингами по «Мельбурнскому опроснику принятия решений»), поскольку отражает низкую дифференцированность осознания – вербализации эмоций.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие инструментов, направленных на измерение эмоционально-стилевых характеристик интеллектуально-личностного потенциала человека в ситуации принятия решений.

29-40 280
Аннотация

Цель. Исследование психотехнических методов, способствующих развитию эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий.

Процедура и методы. В настоящем исследовании приняли участие 32 человека, являющихся представителями социономических профессий (педагоги, психологи и врачи). Все участники выборки приближались или уже находились в зоне риска эмоционального выгорания (в том числе профессионального выгорания как частного случая такого выгорания). Отмечена положительная динамика состояния испытуемых в первые 3 недели после проведения индивидуальных практических психологических занятий, основанных на четырёхкомпонентной (когнитивной, аффективной, волевой и поведенческой) модели развития эмоциональной устойчивости посредством психотехник. Дальнейшее продолжение занятий привело к закреплению результата и развитию способности испытуемых оказывать себе самостоятельно психологическую поддержку, опирающуюся на их собственные психические ресурсы (эндогенную психологическую поддержку) в определённых стрессогенных ситуациях, с которыми ранее они могли справится только с поддержкой специалиста (с помощью экзогенной психологической поддержки). Для выявления уровня эмоциональной устойчивости и симптомов эмоционального выгорания испытуемых применялись тест эмоциональной устойчивости (Е. А. Тарасов), тест индекса жизненной удовлетворённости ИЖУ (адапт. Н. В. Панина), методика «Шкала нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Для статистической обработки данных использовался критерий Уилкоксона.

Результаты. По итогам исследования было выявлено, что практические психологические занятия, направленные на развитие эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий, дали положительную динамику – повысился общий уровень эмоциональной устойчивости, возросло значение «индекса жизненной удовлетворённости», снизился уровень нервно-психического напряжения.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выявление эффективных психотехнических методов, способствующих развитию эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий, позволит снизить риск профессионального выгорания.

90
Аннотация

Цель выявление психосоциальных характеристик лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях.

Процедура и методы. Проведено анкетирование и психологическое тестирование 30 человек старшего возраста, не имеющих психических расстройств, постоянно проживающих в г. Донецке Российской Федерации, средний возраст респондентов составил 72,9+2,6 лет. Применялась разработанная нами авторская анкета и психологические методики: тест жизнестойкости по Мадди и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением программы SPSS 20.0, использовался критерий Манна-Уитни.

Результаты. Показано, что психосоциальными характеристиками лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, являются: утрата социальных связей, потеря близких и родных, проблемы со здоровьем, наличие ограничений в повседневной жизни, при этом у них имеются устойчивые ценностные ориентации, интерес к жизни и жизнестойкость. Пожилые люди, вынужденно вовлеченные в чрезвычайную ситуацию военного характера, обладают экзистенциальной отважностью, сильным контролем своих эмоций и поведения и умением целенаправленно координировать свои действия.

Практическая значимость. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию нормативного правового регулирования помощи людям старшего возраста, проживающим на прифронтовых территориях, для снижения негативного влияния стрессовых факторов жизни на здоровье, эмоциональное состояние.

93
Аннотация

Цель. Цель данной работы заключается в рассмотрении связанных с пандемией COVID-19 изменений в социальном взаимодействии личности, выражающихся в вынужденном социальном дистанцировании.

Процедура и методы. При проведении исследования применены методы теоретико-методологического анализа, анализ панельных данных, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Многоуровневый анализ показал, что несмотря на повсеместное психологическое воздействие COVID-19, некоторые люди справляются с коллективными ограничениями более адаптивно, чем другие, и поддерживают оптимальный уровень благополучия и психического здоровья. Показано, что после интенсивного социального дистанцирования у экстравертов прослеживается более выраженное субъективное снижение психологического благополучия, чем у интровертов. Что свидетельствует о том, что социальное дистанцирование, как необходимое средство сдерживания распространения COVID-19, непреднамеренно снижает психологическое благополучие личности с высокой экстернальностью.

Теоретическая и/или практическая значимость. В настоящей статье освещена проблема влияния пандемии COVID-19 на психологическое благополучие личности, показаны особенности  взаимосвязи между психологическими детерминантами личности и вынужденным социальным дистанцированием в период пандемии.

100
Аннотация

Цель. Описать психометрические показатели опросника «Свобода человека» и оценить его соответствие теоретической модели.

Процедура и методы. Проведён теоретический анализ проблемы изучения свободы в структуре сознания человека. Представлена и обоснована теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, включающая критерии свободы в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания. На основе теоретической модели свободы разработана авторская методика «Свобода человека». В оценке психометрических свойств опросника принимало участие 43 подростка в возрасте 15-17 лет (М=15,91; SD=0,90).

Результаты. Шкалы опросника демонстрируют достаточно высокую конструктную валидность по коэффициентам корреляции Пирсона. Методика позволяет увидеть особенности проявления позитивной свободы «для» в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания подростков и выраженность негативной свободы «от», целостную работу сознания для полноценной реализации свободы при ведущей роли духовного слоя сознания. 

Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, описаны психометрические показатели опросника «Свобода человека» на подростковой выборке, позволяющего определить особенности свободы в разных слоях сознания подростков, построить прогноз дальнейшего направления самоосвобождения сознания подростков путём сравнения реального и желаемого результата развития свободы.

110
Аннотация

Цель. Определение психологических особенностей ценностной сферы личности, склонной к асоциальному поведению в интернет-пространстве.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 35 лет. Использовались следующие методы: констатирующий эксперимент (методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве»); методы статистической обработки данных (H-критерий Крускалла-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение «SPSS 22.0» и «MS Excel 2021».

Результаты. Доказано, что существует взаимосвязь между уровнем асоциального поведения личности в интернет-пространстве и выраженностью ее ценностных ориентаций «на высокий социальный статус и управление людьми и признание» и «уважение людей и влияние на окружающих».

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса интернет-социализации личности.

98
Аннотация

Аннотация. Целью исследования явилось выявление особенностей семантических представлений образа матери у молодых матерей, имеющих первый опыт материнства.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал метод семантического дифференциала и факторный анализ. Проведено исследование субъективной коннотации образа «хорошей» и «идеальной» матери у молодых матерей.

Результаты. Феномен материнства в семантическом исследовании содержит субъективную коннотацию образа «хорошей» и «идеальной» матери у молодых матерей. Обнаружены возрастные различия в оценочных представлениях у респондентов: межгрупповое сравнение биполярных шкал семантического дифференциала выявило статистически значимые различия и сходства полюсов. Коннотация образ «хорошей» матери выражена шкалами радостная и холодная (1 гр.), слабая и тёплая (2 гр.), сильная, печальная и тёплая (3 гр.).

Образ «идеальная» мать характеризуется шкалами сильная и красивая (1 гр.), печальная и холодная (2 гр.), сильная, печальная и холодная мать (3 гр.). Полученные результаты подчеркивают субъективный аспект коннотации материнства, который имеет возрастные особенности.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

41-59 156
Аннотация

Цель. Описать методы исследовательского типа в преподавании экономических дисциплин, необходимые для повышения уровня профессионального мышления студентов через их применение.

Процедура и методы. Ключевым методом исследования стал эксперимент по формированию у студентов колледжа профессионального (экономического) мышления через применение методов исследовательского типа. В процессе формирующего эксперимента использовались следующие методы: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач. Результаты исследования проверены на констатирующем и контрольном этапах с помощью диагностических методик и подтверждены методом статистической обработки результатов φ* - критерием Фишера.

Результаты. Доказано, что формированию профессионального мышления в освоении дисциплин экономического цикла способствуют методы обучения исследовательского типа, а именно: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в получении нового знания о возможностях формирования профессионального мышления в колледже.

60-74 245
Аннотация

Цель. Выявить уровень эмоционального выгорания и проанализировать удовлетворённость трудом врачей после двух лет непрерывной работы в стационаре с коронавирусными пациентами.

Процедура и методы. Исследование проходило с марта по апрель 2022 г. с использованием методик диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко и определения интегральной удовлетворённости трудом А. В. Батаршева. Для анализа данных применялись t-критерий Стьюдента, критерий углового преобразования Фишера – φ*-критерий, расчёт среднего и стандартного отклонения.

Результаты. Были выявлены показатели эмоционального выгорания врачей «красной зоны», проанализированы фазы и симптомы эмоционального выгорания врачей, непосредственнно работающих в стационаре с коронавирусными пациентами, установлен общий уровень удовлетворённости трудом врачей «красной зоны», а также интегративные показатели удовлетворённости работой врачей «красной зоны». Проведён сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания и удовлетворённости трудом врачей «красной» и «зелёной» зон.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование вносит вклад в изучение эмоционального выгорания профессионала в тяжёлых, непривычных условиях работы. Результаты исследования выявляют основные психологические трудности, которые испытавают медицинские работники во время пандемии, что даёт возможность для разработки психологической поддержки врачей, находящихся в новых условиях работы.

95
Аннотация

Исследование посвящено изучению эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом врачей «красной зоны» после двух лет непрерывной работы в стационаре с коронавирусными пациентами. Авторами рассматривается специфика показателей эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом врачей «красной» и «зеленой» зон, а также анализируется проблема психического здоровья врачей, что ведет к повышению качества медицинской помощи в условиях вызовов нового времени.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

75-88 146
Аннотация

Цель. Выявить особенности семантических представлений образа матери у молодых матерей, имеющих первый родительский опыт.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал метод семантического дифференциала и факторный анализ. Основное содержание исследования составило изучение содержания субъективной коннотации образа «хорошей» и «идеальной» матери у молодых матерей.

Результаты. По заключению автора статьи, феномен материнства семантически содержит субъективную коннотацию образа «хорошей» и «идеальной» матери у молодых матерей. Обнаружены возрастные различия в оценочных представлениях у респондентов: межгрупповое сравнение биполярных шкал семантического дифференциала выявило статистически значимые различия и сходства полюсов. Коннотация «образ “хорошей” матери» выражена шкалами «радостная и холодная» (1 гр.), «слабая и тёплая» (2 гр.), «сильная, печальная и тёплая» (3 гр.). Образ «идеальная» мать характеризуется шкалами «сильная и красивая» (1 гр.), «печальная и холодная» (2 гр.), «сильная, печальная и холодная мать» (3 гр.). Полученные результаты подчёркивают субъективный аспект коннотации материнства, который имеет возрастные особенности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследований могут быть полезны для психологического анализа материнства в практической деятельности психолога.

89-100 285
Аннотация

Цель. Выявление особенностей жизнестойкости и смысложизненных ориентаций у пожилых людей, проживающих в районах ведения боевых действий.

Процедура и методы. Методом случайной выборки проведено дистанционное анкетирование и психологическое тестирование 79 психически здоровых пожилых людей. Все респонденты были поделены на две группы: 1-я группа – 30 пожилых людей, постоянно проживающих в г. Донецке Российской Федерации, их средний возраст составил 72,9+2,6 лет; 2-я группа – 49 пожилых людей, проживающих в г. Москве (71,4 +2,5), – участники курсов Нейрофитнес «Московское долголетие». Проводилось анкетирование и психологическое тестирование: тест жизнестойкости по Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой в 2006 г., и тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Обработка результатов исследования осуществлялась с применением программы SPSS 20.0, использовался U-критерий Манна-Уитни для сравнения несвязанных выборок, критический уровень статистической значимости определялся при p<0,001.

Результаты. Лица пожилого возраста, проживающие в Донецке, утрачивают социальные связи, теряют близких и родных людей, у них ухудшается здоровье, появляются ограничения в повседневной жизни и (по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в Москве) у них снижена жизнестойкость. При этом их смысложизненные ориентации направлены на осмысленную деятельность, уверенность в своих возможностях и результате, позитивную оценку прожитых лет. Несмотря на общие тенденции по отношению к пожилым людям как к малопродуктивной социальной категории граждан, которая не приносит значимой пользы обществу, у них даже в условиях тяжелейшего психосоциального стресса имеется достаточная жизнестойкость и стремление к активной социальной деятельности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования будут способствовать разработке методов психологической работы с пожилыми людьми, направленных на формирование мотивации к активному старению, повышению жизнестойкости, расширению коммуникаций, улучшению эмоционального состояния и качества жизни.

101-112 255
Аннотация

Цель. Изучение влияния фактора типа привязанности на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами.

Процедуры и методы. Исследование проводилось на базе социальных сетей при помощи Яндекс-формы. Выборку составили 59 женщин, переехавших в новую страну в связи с заключением брака с иностранцами. Применялись методики «Опросник привязанности к близким людям» под редакцией Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского, «Опросник межличностных отношений» под редакцией А. Рукавишникова, методика Роджерса-Даймонд «Тест-опросник социально-психологической адаптации» под редакцией А. К. Осницкого. Для анализа полученных данных были использованы описательная статистика и корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты исследования. Были выявлены различия в адаптации и межличностном общении между группами испытуемых с разным типом привязанности.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о факторах, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами и сотрудниками социальных служб для оказания адекватной помощи и поддержки.

113-131 151
Аннотация

Цель. Описать психометрические показатели опросника «Свобода человека» и оценить его соответствие теоретической модели.

Процедура и методы. Проведён теоретический анализ проблемы изучения свободы в структуре сознания человека. Представлена и обоснована теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, включающая критерии свободы в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания. На основе теоретической модели свободы разработана авторская методика «Свобода человека». В оценке психометрических свойств опросника принимали участие 43 подростка в возрасте 15–17 лет (М=15,91; SD=0,90).

Результаты. Шкалы опросника демонстрируют достаточно высокую надёжность по коэффициенту альфа Кронбаха для исследовательских целей, высокую конструктную валидность по коэффициентам корреляции Пирсона. Методика позволяет увидеть особенности проявления позитивной свободы «для» в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания подростков и выраженность негативной свободы «от», целостную работу сознания для полноценной реализации свободы при ведущей роли духовного слоя сознания.

Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, описаны психометрические показатели опросника «Свобода человека» на подростковой выборке, позволяющие определить особенности свободы в разных слоях сознания подростков. Практики могут построить прогноз дальнейшего направления самоосвобождения сознания подростков путём сравнения реального и желаемого результата развития свободы.

132-145 122
Аннотация

Цель. В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение социальных представлений о помогающих фигурах с помощью метода семантического дифференциала у респондентов с различной выраженностью религиозной идентичности.

Процедура и методы. В качестве методов исследования использовались «Модель измерения ингрупповой идентификации» К. Лича и метод семантического дифференциала. Использовались также методы описательной статистики и методы аналитической статистики обработки данных (метод множественного сравнения – H-критерий Краскела-Уоллиса).

Результаты. Изучена оценка помогающих фигур, таких как «Священнослужитель», «Родитель», «Друг/подруга», «Любимый человек», «Я-сам», лицами с высокой, средней и низкой выраженностью религиозной идентичности. Результаты, полученные методом семантического дифференциала, позволили построить психосемантические пространства и соотнести семантическую близость данных фигур. Не обнаружены семантические пересечения предложенных конструктов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретическую и практическую разработанность оказания психологической помощи православным.

117
Аннотация

Цель. В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение социальных представлений о психологе с помощью метода семантического дифференциала у респондентов с различной выраженностью религиозной идентичности.

Процедура и методы. В качестве методов исследования использовались «Модель измерения ингрупповой идентификации» К. Лича и метод семантического дифференциала как проективной техники выявления эмоционального компонента представлений. Также использовались методы описательной статистики и методы аналитической статистики обработки данных (метод множественного сравнения H-критерий Краскала-Уоллиса).

Результаты. Изучена оценка фигуры психолога лицами с высокой, средней и низкой выраженностью религиозной идентичности. Результаты, полученные методом семантического дифференциала, позволили построить психосемантические пространства и соотнести семантическую близость фигуры Психолога с такими фигурами как Священнослужитель, Родитель, Друг/Подруга, Любимый человек, Я-сам. Выявлено, что фигура психолога не отождествляется с предложенными конструктами, а также оценивается позитивно респондентами трех групп.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретическую и практическую разработанность оказания психологической помощи религиозным лицам, в частности православным. Также, остается актуальным изучение социальных представлений о психологе среди представителей других религиозных конфессий.

90
Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого выступило изучение социальных представлений о психологической помощи у респондентов с различной выраженностью религиозной идентичности. В качестве методов исследования выступили модификация «Методики измерения ингрупповой идентификации» К.Лича и метод глубинного интервью. Транскрипты фокус-групп были подвергнуты анализу с использованием как феноменологического подхода, так и «обоснованной теории». Показано, что содержание представлений о психологической помощи у лиц с высокой и низкой выраженностью религиозной идентичности достаточно близко, имеет реалистический характер и отражает различные составляющие психологической помощи (организацию, задачи, характеристики психолога). Обнаружены различия в содержании представлений о психологической помощи: для лиц с высокой выраженностью религиозной идентичности характерна дифференциация психологических (душевных) и экзистенциальных (духовных) проблем, причем последние не рассматриваются как релевантные работе с психологом.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

83
Аннотация

Цель. Повышение уровня профессионального мышления студентов через применение методов исследовательского типа в преподавании экономических дисциплин.

Процедура и методы.

Ключевым методом исследования стал формирующий эксперимент по формированию у студентов колледжа профессионального (экономического) мышления через применение методов исследовательского типа. В процессе формирующего эксперимента использовались следующие методы: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач. Результаты исследования проверены на констатирующем и контрольном этапе с помощью диагностических методик и подтверждены методом статистической обработки результатов  - критерием Фишера.

Результаты. Доказано, что формированию профессионального мышления в освоении дисциплин экономического цикла способствуют методы обучения исследовательского типа, а именно: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в получении нового знания о возможностях формирования профессионального мышления в колледже.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)