МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ
Аннотация
Цель. Описать психометрические показатели опросника «Свобода человека» и оценить его соответствие теоретической модели.
Процедура и методы. Проведён теоретический анализ проблемы изучения свободы в структуре сознания человека. Представлена и обоснована теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, включающая критерии свободы в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания. На основе теоретической модели свободы разработана авторская методика «Свобода человека». В оценке психометрических свойств опросника принимало участие 43 подростка в возрасте 15-17 лет (М=15,91; SD=0,90).
Результаты. Шкалы опросника демонстрируют достаточно высокую конструктную валидность по коэффициентам корреляции Пирсона. Методика позволяет увидеть особенности проявления позитивной свободы «для» в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания подростков и выраженность негативной свободы «от», целостную работу сознания для полноценной реализации свободы при ведущей роли духовного слоя сознания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, описаны психометрические показатели опросника «Свобода человека» на подростковой выборке, позволяющего определить особенности свободы в разных слоях сознания подростков, построить прогноз дальнейшего направления самоосвобождения сознания подростков путём сравнения реального и желаемого результата развития свободы.
Список литературы
1. Акопов Г.В. Категория сознания в современной психологии: избранные работы, опубликованные в 2003-2018 гг. Самара: Порто-принт, 2019. 278 с.
2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. 528 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. С. 5-242.
4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
5. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3–36. DOI: 10.17323/1813-8918-2009-2-3-36
6. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 588 с.
7. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207-231.
8. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85-97.
9. Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2011. 1020 с.
10. Кузьмина Е.И. Свобода творчества и детерминизм // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 21-34. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-21-34.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
12. Моспан А.Н., Леонтьев Д.А. Апробация и валидизация методики веры в свободу/детерминизм (FAD-PLUS) на российской выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 109–128. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-109-128.
13. Ожиганова Г.В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 160—176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120413.
14. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 281 с.
15. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117—142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06.
16. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. 2-е изд., доп. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 377 с.
17. Семёнов В.Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №4. С. 98–102.
18. Семёнов И.Н. Развитие жизнедеятельности В.П. Зинченко и его психологии рефлексирующего сознания и творческого акта // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 3. С. 5–11.
19. Степанова Н.А. Особенности понимания психологической свободы личности в подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №1. С. 91—106. DOI:10.17759/exppsy.2020130107.
20. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 64-75. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-64-75.
21. Apperly I. A. What is «theory of mind»? Concepts, cognitive processes and individual differences // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2012. Vol. 65. №5. Р. 825–839. DOI:10.1080/17470218.2012.676055.
22. Diener E., Tay L. A Scientifc Review of the Remarkable Benefts of Happiness or Successful and Healthy Living // Happiness: Transforming the Development Landscape. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies and GNH, 2017. Р. 90—117.
23. O’Connor B.P., Crawford M.R., Holder M.D. An Item Response Theory Analysis of the Subjective Happiness Scale // Social Indicators Research. 2015. Vol. 124. №1. Р. 249-258. DOI:10.1007/s11205-014-0773-9.
24. Paulhus, D.L., Carey J.M. The FAD-Plus: Measuring lay beliefs regarding free will and related constructs // Journal of Personality Assessment. 2011. Vol. 93. №1. Р. 96–104. DOI:10.1080/00223891.2010.528483.
25. Roemer L., Williston S., Rollins L. Mindfulness and Emotion Regulation // Current Opinion in Psychology. 2015. Vol. 3. Р. 52–57. DOI:10.1016/j.copsyc.2015.02.006.
26. Vittersø J. The Feeling of Excellent Functioning: Hedonic and Eudaimonic Emotions // Handbook of Eudaimonic Well-Being / Vittersø J. Ed. Cham: Springer, 2016. Р. 253—276.