Методика изучения свободы человека: теоретическое обоснование интегративного подхода и психометрические показатели методики
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-113-131
Аннотация
Цель. Описать психометрические показатели опросника «Свобода человека» и оценить его соответствие теоретической модели.
Процедура и методы. Проведён теоретический анализ проблемы изучения свободы в структуре сознания человека. Представлена и обоснована теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, включающая критерии свободы в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания. На основе теоретической модели свободы разработана авторская методика «Свобода человека». В оценке психометрических свойств опросника принимали участие 43 подростка в возрасте 15–17 лет (М=15,91; SD=0,90).
Результаты. Шкалы опросника демонстрируют достаточно высокую надёжность по коэффициенту альфа Кронбаха для исследовательских целей, высокую конструктную валидность по коэффициентам корреляции Пирсона. Методика позволяет увидеть особенности проявления позитивной свободы «для» в бытийном, рефлексивном, ценностном и духовном слоях сознания подростков и выраженность негативной свободы «от», целостную работу сознания для полноценной реализации свободы при ведущей роли духовного слоя сознания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена теоретическая модель свободы как компонента сознания человека, описаны психометрические показатели опросника «Свобода человека» на подростковой выборке, позволяющие определить особенности свободы в разных слоях сознания подростков. Практики могут построить прогноз дальнейшего направления самоосвобождения сознания подростков путём сравнения реального и желаемого результата развития свободы.
Об авторе
Н. А. СтепановаРоссия
Степанова Наталья Алексеевна – кандидат психологических наук, педагог-психолог, независимый исследователь
г. Москва
Список литературы
1. Акопов Г. В. Категория сознания в современной психологии: избранные работы, опубликованные в 2003–2018 гг. Самара: Порто-принт, 2019. 278 с.
2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. 528 с.
3. Братусь Б. С. Психология и духовность – две вещи несовместимые? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 470–478. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-3-470-478.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. 242 с.
5. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.
6. Зинченко В. П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3–36. DOI: 10.17323/1813-8918-2009-2-3-36.
7. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 588 с.
8. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207–231.
9. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97.
10. Карпов А. В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2011. 1020 с.
11. Козлов В. В. Психология сознания: интегративный подход. М.: Психотерапия, 2022. 274 с.
12. Кузьмина Е. И. Свобода творчества и детерминизм // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 21–34. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-21-34.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
14. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117–142.
15. Митина О. В., Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия // Психологические исследования: [сайт]. 2021. Т. 14. № 76. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 22.09.2022).
16. Моспан А. Н., Леонтьев Д. А. Апробация и валидизация методики веры в свободу/ детерминизм (FAD-PLUS) на российской выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 109–128. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-109-128.
17. Ожиганова Г. В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 160–176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120413.
18. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.
19. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 281 с.
20. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06.
21. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. 2-е изд., доп. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 377 с.
22. Семёнов В. Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 98–102.
23. Семёнов И. Н. Развитие жизнедеятельности В. П. Зинченко и его психологии рефлексирующего сознания и творческого акта // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 3. С. 5–11.
24. Степанова Н. А. Особенности понимания психологической свободы личности в подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 91–106. DOI: 10.17759/exppsy.2020130107.
25. Шульга Т. И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 64–75. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-64-75.
26. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1994. 42 с.
27. Apperly I. A. What is “theory of mind”? Concepts, cognitive processes and individual differences // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2012. Vol. 65. № 5. Р. 825–839. DOI: 10.1080/17470218.2012.676055.
28. Diener E., Tay L. A Scientifc Review of the Remarkable Beneſts of Happiness or Successful and Healthy Living // Happiness: Transforming the Development Landscape. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies and GNH, 2017. Р. 90–117.
29. O’Connor B. P., Crawford M. R., Holder M. D. An Item Response Theory Analysis of the Subjective Happiness Scale // Social Indicators Research. 2015. Vol. 124. № 1. Р. 249–258. DOI: 10.1007/s11205-014-0773-9.
30. Paulhus D. L., Carey J. M. The FAD-Plus: Measuring lay beliefs regarding free will and related constructs // Journal of Personality Assessment. 2011. Vol. 93. № 1. Р. 96–104. DOI: 10.1080/00223891.2010.528483.
31. Roemer L., Williston S., Rollins L. Mindfulness and Emotion Regulation // Current Opinion in Psychology. 2015. Vol. 3. Р. 52–57. DOI: 10.1016/j.copsyc.2015.02.006.
32. Stewart C., Lawrence S., Burg M. A. Exploring the Relationship of personality characteristics and spirituality to empathy: Does spirituality add to our understanding? // Journal of Religion & Spirituality in Social Work: Social Thought. 2019. Vol. 38. № 1. P. 3–20.
33. Vittersø J. The Feeling of Excellent Functioning: Hedonic and Eudaimonic Emotions // Handbook of Eudaimonic Well-Being. Cham: Springer, 2016. Р. 253–276.
34. Zietz S., Hoop J., Handa S. The role of productive activities in the lives of adolescents: Photovoice evidence from Malawi // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 86. P. 246–255. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.01.031.