Психологические особенности ценностных ориентаций личности, склонной к асоциальному поведению в интернет-пространстве
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-7-17
Аннотация
Цель. Определение психологических особенностей ценностных ориентаций личности, склонной к асоциальному поведению в интернет-пространстве.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 35 лет. Использовались следующие методы: констатирующий эксперимент (методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве»); методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). В ходе исследования было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.
Результаты. Доказано, что у личности, склонной к асоциальному поведению в интернетпространстве, выражены ценностные ориентации на «высокий социальный статус, управление людьми и признание» и «уважение людей и влияние на окружающих».
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса интернет-социализации личности в возрасте 14–18 лет.
Об авторе
Р. И. ЗекерьяевРоссия
Зекерьяев Руслан Ильвисович – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Список литературы
1. Акматалиев А. Т. Духовная культура как фактор формирования и развития ценностных ориентаций личности: автореф. дис.... канд. филос. наук. Фрунзе, 1985. 16 с.
2. Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 47–54.
3. Акулич М. М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 30–37.
4. Вискова Т. А., Малышев К. Б. Исследование ценностных ориентаций студентов Вологодского государственного университета // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 128–137
5. Воробьева К. А. Особенности невротизации у подростков, вовлечённых в ситуацию буллинга // Мир образования – образование в мире. 2021. № 1 (81). С. 155–163.
6. Гайдукова И. Б. Этические проблемы интернет-коммуникаций // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4 (7). С. 13–16.
7. Дозорцева Е. Г., Кирюхина Д. А. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 80–87.
8. Ерина И. А., Абдуллаева Н. И. Ценностные ориентации в аспекте гендерной идентичности студенческой молодёжи // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021. № 4. С. 22–31.
9. Зекерьяев Р. И. Стандартизация опросника «Направленность поведения личности в интернет-пространстве» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 3. С. 52–56.
10. Капаева С. И. Психологические аспекты кибербуллинга // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2022. № 1. С. 95–101.
11. Кирюхина Д. В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 53–59.
12. Лутовинова О. В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 170–173.
13. Погожина И. Н., Рекун О. С. Как связаны вовлечённость в ситуации кибербуллинга с коммуникативной компетентностью и уровнем морального развития интернетпользователей? // Мир психологии. 2022. № 1 (108). С. 71–81.
14. Пономарева Е. Ю. Ценностные ориентации в структуре индивидуальности обучающихся высшей школы // Гуманитарные науки. 2022. № 2 (58). С. 149–153.
15. Пыстогова Н. А. Изучаем ценностные ориентации: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических ВУЗов. СПб.: Гимназия № 227 Санкт-Петербурга, 2018. 55 с.
16. Ромашова Л. О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодёжи // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 38–44.
17. Рудица Н. Б., Камшебаев Д. Г. Формирование ценностных ориентаций молодежи // Вестник Инновационного Евразийского университета. 2015. № 3. С. 80–82.
18. Халфина Р. Р. Агрессия подростков в интернете: троллинг и кибербуллинг // Доклады Башкирского университета. 2019. Т. 4. № 3. С. 349–354.
19. Шелегин П. Е. Флейм как конфликтный полилог и его жанровая принадлежность // Linguistica juvenis. 2015. № 17. С. 103–111.
20. Chibbaro J. S. School counselors and the cyberbully: interventions and implications // Professional School Counseling. 2007. Vol. 11 (1). P. 65–67.
21. Diaz F. L. Trolling & the First Amendment: Protecting Internet Speech in the Era of Cyberbullies & Internet Defamation // University of Illinois Journal of Law, Technology & Policy. 2016. № 1. P. 135–160.
22. Kowalski R. M., Limber S. P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbulling and Traditional Bulling // Journal of Adolescent Health. 2013. Vol. 53. P. 513– 520.
23. Willard N. E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign: Research Press, 2007. 320 p.