Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал «Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки» включён в Перечень ВАК по следующим научным специальностям:

  • 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки),
  • 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки),
  • 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки),
  • 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки).

Журнал  публикует статьи российских и зарубежных ученых. Журнал адресован психологам, докторантам, аспирантам и всем, интересующимся достижениями в области психологии и смежных с ней наук. Основные научные задачи психологической науки  связаны с изучением закономерностей функционирования и развития психики человека в условиях радикальных технологических, социокультурных, экономических, демографических и климатических изменений. Особое внимание журнал уделяет состоянию общества, психологическим факторам  напряженности и конкурентоспособности страны, межкультурному взаимодействию в условиях глобальной нестабильности. Одним из наиболее  приоритетных направлений являются исследования психологического благополучия россиян, психического здоровья, особенностей развития детей и семьи. В центре внимания журнала взаимодействие человека и высоких технологий, в том числе - исследования психологических закономерностей взаимодействия человека с системами искусственного интеллекта и робототехникой, поиск возможностей повышения эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой трансформации, разработка математических моделей и "цифровых близнецов", позволяющих прогнозировать социально-психологические процессы с опорой на "цифровые следы" личности и группы, анализ больших данных при изучении динамики м характеристик российского общества. В области изучения когнитивных процессов человека наряду с фундаментальными исследованиями все более актуальными будут разработки, направленные на снижение подверженности личности и группы манипуляциям в условиях информационных войн и киберсоциализации личности.

Все статьи доступны в Интернете пользователям сразу после публикации. Статьи размещаются в открытом доступе (Open Access) в соответствии с Будапештской инициативой открытого доступа, согласно которой читателю разрешается читать, скачивать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей в Журнале, а также использовать их в любых других законных целях, без предварительного разрешения Журнала или автора.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-20 29
Аннотация

Цель. Описать особенности взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта осуждённых женщин и их личностными особенностями.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 осуждённых ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю. Использовались следующие методы: психодиагностические методы (тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (13 PF), опросник Х. Шмишека), методы статистической обработки данных (расчёт коэффициента корреляции Спирмена).

Результаты. Выявлено, что осуждённым женщинам, имеющим низкий уровень эмоционального интеллекта, свойственны такие личностные особенности, как низкий уровень эмпатии, конфликтность, тревожность, повышенная эмоциональная возбудимость, подозрительность, осторожность и низкая активность.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса адаптации и ресоциализации осуждённых в общество.

21-33 29
Аннотация

Цель. Выявить психологические особенности эмоциональной направленности личности с различным уровнем склонности к академической прокрастинации.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 человек, среди которых 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет. Респондентами выступили студенты высших учебных заведений Республики Крым. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Шкала оценки академической прокрастинации» (Л. Соломон, Е. Ротблюм; в адаптации М. В. Зверевой), методика «Определение общей эмоциональной направленности» (Б. И. Додонов). В ходе математико-статистической обработки данных были использованы частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ. В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.

Результаты. Выявлено, что для респондентов, склонных к академической прокрастинации, характерна низкая проявленность праксической и гностической, а также высокая проявленность глорической эмоциональных направленностей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть применены в ходе психолого-педагогического сопровождения личности в процессе обучения.

34-46 25
Аннотация

Цель – обучить конструктивному межэтническому диалогу с учётом понимания роли культурно-психологических различий в структуре этнической идентичности подростков.

Процедура и методы: анализируются показатели компонентов этнической идентичности обучающихся 6–7 классов из школ г. Москвы (Россия) и г. Исмаиллы (Азербайджан). Методы исследования составили: «Изучение этнической идентичности» (Дж. Финни); метод контент-анализа сочинений на тему «Как я узнаю русского/азербайджанца?»; «Опросник уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), «Опросник уровня самооценки» (С. В. Ковалёв); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); тест-опросник уровня тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Л. Ханин), тест на агрессивность (А. Басс, А. Дарки).

Результаты формирующего эксперимента подтвердили конструктивное проявление этнической активности, снижение напряжённости в межэтнических отношениях, адаптацию подростков к условиям в новом культурном окружении.

Теоретическая и/или практическая значимость: результаты формирующего эксперимента подтвердили конструктивное проявление этнической активности, снижение напряжённости в межэтнических отношениях, адаптацию к условиям в новом культурном окружении.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

47-63 35
Аннотация

Пандемия COVID-19 оказала серьёзное влияние на жизнь и здоровье людей всего мира. Крайне важной проблемой остаётся поиск детерминант, позволяющих эффективно справляться с постковидными последствиями.

Цель. Анализ взаимосвязи субъективного благополучия и представления молодёжи о влиянии COVID-19 на жизнь и здоровье в период постковид. Исследование проводилось на российской выборке в период с мая по октябрь 2024 г. (n = 131).

Процедура и методы. Основным инструментарием выступили стандартизированная методика определения уровня субъективного благополучия Э. Динера и авторская анкета, направленная на выявление социально-демографических характеристик выборки, субъективной оценки степени влияния COVID-19 на жизнь и здоровье, а также эмоционально-ассоциативной ауры по отношению к пандемии.

Результаты исследования показали субъективный уровень удовлетворённости жизнью по выборке – выше среднего. При этом молодые респонденты не склонны высоко оценивать влияние пандемии на значимые сферы жизни. Состояние физического и психического здоровья субъективно оценивается как хорошее. Корреляционный анализ позволил выявить значимые взаимосвязи шкал субъективного благополучия с уровнем субъективных оценок влияния COVID-19 на сферы жизни и с субъективными оценками состояния физического и психического здоровья.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в расширении представления о значимости когнитивно-эмоциональных детерминант в формировании представления о последствиях COVID-19, что может быть использовано в реабилитационной практике.

64-74 29
Аннотация

Цель. Описание исследования представлений курсантов о конфликте и возможностей их изменения через работу с теоретическими знаниями и практическими навыками в рамках развития конфликтологической компетентности.

Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению конфликта и его восприятия, конфликтологической компетентности, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы семантического дифференциала, сравнения, методы интерпретации результатов и статистического анализа.

Результаты. Использование семантического дифференциала позволило увидеть тенденции в восприятии курсантами конфликта как явления, связанного с негативными эмоциями, значимого, но при этом истинного и частично разумного и зрелого. После проведения цикла занятий для расширения представлений о функциях конфликта, оптимизации выбора стратегий поведения в конфликте, принятия его конструктивных функций и развития способности контроля эмоций можно наблюдать сдвиги, произошедшие в тех парах понятий, которые являются наиболее эмоционально нейтральными, появляется меньшая категоричность в описании конфликта.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обозначена проблема восприятия конфликта курсантами как в основном негативного явления, описаны особенности его оценивания. Показана возможность трансформации представлений и восприятии позитивных моментов в разрешении конфликта, необходимость формирования конфликтологической компетентности курсантов.

75-90 36
Аннотация

Цель. Проанализировать взаимосвязь между особенностями психологической сепарации от родителей и уровнем жизнеспособности личности молодых людей.

Процедура и методы. На основе теоретического и эмпирического исследований определить вклад уровня автономности от родителей взрослеющих детей в становление их жизнеспособности. В исследовании принимали участие 493 молодых человека в возрасте от 20 до 27 лет (252 девушки и 241 юноша), которые находятся, по определению Дж. Арнетта, в периоде «становящейся взрослости». Использовались следующие психодиагностические методики: «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой; Опросник для изучения психологической сепарации от родителей – Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой); «Опросник сепарации-индивидуации» (SITA) в русскоязычной адаптации Н. Н. Поскребышевой и К. В. Крименчуцкой (Поскребышева, Крименчуцкая, 2018); Опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA) – Inventory of Parent and Peer Attachment (М. Гринберг, Г. Армсден, адаптация Д. В. Лифинцева и А. А. Лифинцевой). Проведён корреляционный и регрессионный анализы характера взаимосвязей между показателями жизнеспособности и психологической сепарации от родителей.1

Результаты исследования демонстрируют, что успешная сепарация от родителей, особенно в поведенческой и функциональной плоскостях, способствует развитию жизнеспособности. В период становящейся взрослости аттитюдная зависимость от отца и матери всё ещё является важным фактором становления жизнеспособности. Однако половые различия в потребностях молодых людей требуют дифференцированного подхода в психологической помощи. Для молодых женщин необходимо поддерживать равновесие между развитием самостоятельности и учётом семейных ценностей; молодые мужчины же должны сохранять функциональную независимость в принятии решений, но не отрицать значимость эмоциональной поддержки со стороны родителей, в первую очередь от отца.

91-105 26
Аннотация

Цель исследования – изучить удовлетворённость подростков взаимоотношениями и потребностью в принадлежности с родителями в условиях цифровизации.

Процедура и методы. В исследовании изучались предикторы и взаимосвязь удовлетворённости взаимоотношениями и нарушениями психического состояния, а также потребности в принадлежности подростков с родителями. В исследовании принимали участие 280 подростков. Использовались мини-сочинения на тему «Трудности взаимодействия с родителями», а также анкета «Мои отношения с родителями».

Результаты. Подростки выделили следующие характеристики детско-родительского взаимодействия в своих семьях: нетребовательность родителей из-за отсутствия времени, мягкость, отсутствие суровых мер наказания, особенно со стороны матерей, а также применяемых со стороны родителей, эмоциональная близость к матери, принятие личностных качеств подростков, сотрудничество во взаимодействии. Подростки дают положительную оценку авторитетности родителей, но высказывают неудовлетворённость взаимоотношениями с ними, нежелание подчиняться их требованиям, непослушание, уход и проведение свободного времени в сети Интернет.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты полученного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения детско-родительского взаимодействия подростков с родителями, для разработки стратегий оказания социально-психологической помощи семьям психологам, узким специалистам, могут помочь преодолению затруднений взаимодействия родителей с подростками в современных условиях цифровизации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

106-122 32
Аннотация

Цель. Анализ структурных и содержательных характеристик представлений об ответственности у учащейся молодёжи и взрослых.

Процедура и методы. Исследование носило сравнительный характер и выполнялось в два этапа. На первом этапе методом прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса проведено изучение социального представления об ответственности как элементе коллективного сознания. На втором этапе по материалам самоописаний «Какой Я?» изучено содержание субъективных представлений о себе как человеке ответственном.

Результаты. Структура и содержание социального представления об ответственности как феномене коллективного сознания характеризуется доминированием категорий социальной ответственности и самоконтроля. В юношеском возрасте феномен ответственности выступает преимущественно как способность к самоконтролю (признание вины, пунктуальность, воля) и ответственности за самих себя; для взрослых более важными оказываются проявления социальной ответственности за других людей (долг, надёжность). Презентация феномена ответственности на уровне индивидуального сознания имеет возрастные и гендерные различия. У взрослых личные качества ответственности имеют более высокий рейтинг, чем у юношества. Девушки раньше и полнее юношей осознают ответственность как качество собственной личности.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении структурно-содержательных особенностей представлений о феномене ответственности у представителей разных социально-возрастных и гендерных групп. Полученные данные будут полезны для использования в программах психолого-педагогического сопровождения учащихся юношеского возраста.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

123-135 29
Аннотация

Цель. Определить взаимосвязи символов/знаков и ценностей-смыслов у групповых субъектов жизнедеятельности, на основе чего подойти к разработке невербальной экспресс-методики для профессионально-психологического отбора.

Процедура и методы. Сбор данных осуществлялся методом направленных ассоциаций на общей выборке 76 чел. Проведены ассоциативные эксперименты в четырёх реальных группах: магистратуры «Психология и психолингвистика речевой коммуникации (психология) МГПУ – 42 чел. (21 чел в возрасте 18–35 лет, 21 чел. – старше 36 лет.); «Психология служебной деятельности» МосУ МВД России им. В. Я. Кикотя – 22 чел., курсанты и 14 чел. – слушатели иностранного факультета. Возраст магистров и слушателей – 18–35 лет. Полоролевой состав групп – 2/3 девушки, 1/3 юноши. Все опрошенные обучались на бюджетной основе. Изучение проводилось в аудитории. Процедура: дать 3 ассоциации (три знака) из 380 на 22 стимула-ценности.1

Результаты. Выявлена наличие устойчивой взаимосвязи знаков/символов и ценностей в разновозрастных группах: труд, абсолютная свобода, богатство, традиционная семья. Использование закона Парето показало, что распределение взаимосвязей символ/знак и ценностей адекватно нашло отражение в социальном менталитете экспериментальных выборок. Выбор российских курсантов и магистров: труд, взаимопомощь, предприимчивость, собственный путь, традиционная семья, жизнь. Выбор иностранных слушателей: труд, богатство, традиционная семья, жизнь, абсолютная свобода. Общим в структуре взаимосвязей символов/знаков и ценностей являются 3 выраженных смысловых узла: труд, традиционная семья, жизнь. Остальные взаимосвязи имеют отличия. Причины – небольшие по количеству выборки, этнические особенности, слабое знание языка общения у иностранных слушателей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Эмпирически обоснованы взаимосвязи смыслов/знаков и ценностей у российских и иностранных магистров, студентов, курсантов, слушателей, обучающихся в российских вузах. Сделаны подходы в разработке диагностического инструмента. Полученные результаты могут быть использованы специалистами для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ, направленных на прогнозирование профессионального пути будущих молодых специалистов помогающих профессий.

136-153 24
Аннотация

Цель. Определить условия и особенности формирования личностно-профессиональных качеств медиатора в инклюзивной образовательной среде вуза для организации системы конструктивного разрешения конфликтов и обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Методология и методы. Исследование основано на системном и конструктивном подходах. Системный подход позволил рассмотреть медиацию как комплексный процесс, включающий личность медиатора, инклюзивную среду и методы разрешения конфликтов, а конструктивный подход – изучить конфликты как источник развития. Реализованы принципы: полисубъектности (учёт взаимодействия всех участников образовательного процесса в инклюзивной среде, включая студентов с ОВЗ, нормотипичных студентов, преподавателей) и практико-ориентированности (разработка рекомендаций для внедрения медиации в вузах, включая формирование медиативной культуры и создание условий для развития личностно-профессиональных качеств медиаторов). Использованы методы: анализ литературы, психодиагностика, наблюдение, анкетирование, количественный анализ и визуализация данных. Фактологическая база исследования включает научные публикации (РИНЦ, Elibrary) и нормативные документы, регулирующие данную деятельность. Гипотеза исследования: формирование личностно-профессиональных качеств медиатора в инклюзивной образовательной среде вуза способствует организации системы конструктивного разрешения конфликтов, развитию медиативной культуры и обеспечению психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Результаты. Выявлены ключевые условия формирования личностно-профессиональных качеств медиатора: внедрение образовательных программ, направленных на освоение навыков медиации, технологий урегулирования конфликтов, способствующих развитию медиативной культуры и созданию благоприятной образовательной среды в вузе. В инклюзивной среде медиатор должен развивать эмпатию, толерантность, гибкость, учитывая потребности студентов с ОВЗ. На основе выявленных условий разработаны рекомендации по созданию системы медиации, включающей медиативные службы, интеграцию медиации в учебный процесс и подготовку преподавателей. Результаты эмпирического исследования показали, что 70% студентов демонстрируют достаточный уровень эмоционального интеллекта, что является важным условием для успешной медиации. Это свидетельствует о наличии у студентов общего потенциала для освоения навыков медиации. Однако выявленные недостатки в мотивационной сфере и отдельных личностных аспектах указывают на необходимость целенаправленной работы по их развитию.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование вносит вклад в развитие теории медиации, расширяя её применение в контексте инклюзивного образования. Работа систематизирует и уточняет ключевые качества, необходимые медиатору для эффективной работы в инклюзивной среде. Разработка рекомендаций по подготовке медиаторов и внедрению медиативных практик в образовательный процесс вуза способствует повышению психологической безопасности и гармонизации взаимодействия между участниками образовательного процесса. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению медиации в инклюзивной образовательной среде, включающем анализ личностно-профессиональных качеств медиатора, особенностей инклюзивной среды и условий формирования медиативной культуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.