Формирование профессионального мышления студентов колледжа
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-41-59
Аннотация
Цель. Описать методы исследовательского типа в преподавании экономических дисциплин, необходимые для повышения уровня профессионального мышления студентов через их применение.
Процедура и методы. Ключевым методом исследования стал эксперимент по формированию у студентов колледжа профессионального (экономического) мышления через применение методов исследовательского типа. В процессе формирующего эксперимента использовались следующие методы: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач. Результаты исследования проверены на констатирующем и контрольном этапах с помощью диагностических методик и подтверждены методом статистической обработки результатов φ* - критерием Фишера.
Результаты. Доказано, что формированию профессионального мышления в освоении дисциплин экономического цикла способствуют методы обучения исследовательского типа, а именно: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в получении нового знания о возможностях формирования профессионального мышления в колледже.
Об авторах
А. С. ГильяноРоссия
Гильяно Альбина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и управления агропромышленным комплексом
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Е. М. Баранова
Россия
Баранова Екатерина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и управления агропромышленным комплексом
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Список литературы
1. Беляева Е. В. Культура профессионального мышления учителя // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 285–288.
2. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 28–40.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.
4. Гильяно А. С., Козлова К. В. Становление образа профессионального действия в современной образовательной ситуации: постановка проблемы // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 15–29 ноября 2021 г. Красноярск: Издательство Казанского государственного аграрного университета, 2022. С. 84–86.
5. Гильяно А. С., Умняшова И. Б. Интерактивные методы высшей школы: ресурсы и проблемы применения // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С. 62–67.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
7. Кашапов М. М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 35–46.
8. Матюшкин А. М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций (из семейного архива) // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 124–129.
9. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3–4. С. 46–47.
10. Ростовцева П. П., Гусева Н. В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 314–316.
11. Румянцева Л. Н. Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника // Берегиня. 777. Сова. 2010. № 5 (7). С. 168–174.
12. Стаценко Т. М. Профессиональное становление специалиста среднего звена на примере междисциплинарной интеграции // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 97–103.
13. Эльконин Б. Д. Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 116–122.
14. Bannigan K., Moores A. A Model of Professional Thinking: Integrating Reflective Practice and Evidence Based Practice // Canadian Journal of Occupational Therapy. 2009. Vol. 76, Iss. 5. P. 342–350.
15. Giorgio F., Gaetano V., Cinzia G. Learning Psychology and Becoming Psychologists: Developing Professional Identity through Group Experiential Learning // Psychology Learning & Teaching. 2017. Vol. 16. Iss. 2. P. 232–247.