Психотехники развития эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-29-40
Аннотация
Цель. Исследование психотехнических методов, способствующих развитию эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий.
Процедура и методы. В настоящем исследовании приняли участие 32 человека, являющихся представителями социономических профессий (педагоги, психологи и врачи). Все участники выборки приближались или уже находились в зоне риска эмоционального выгорания (в том числе профессионального выгорания как частного случая такого выгорания). Отмечена положительная динамика состояния испытуемых в первые 3 недели после проведения индивидуальных практических психологических занятий, основанных на четырёхкомпонентной (когнитивной, аффективной, волевой и поведенческой) модели развития эмоциональной устойчивости посредством психотехник. Дальнейшее продолжение занятий привело к закреплению результата и развитию способности испытуемых оказывать себе самостоятельно психологическую поддержку, опирающуюся на их собственные психические ресурсы (эндогенную психологическую поддержку) в определённых стрессогенных ситуациях, с которыми ранее они могли справится только с поддержкой специалиста (с помощью экзогенной психологической поддержки). Для выявления уровня эмоциональной устойчивости и симптомов эмоционального выгорания испытуемых применялись тест эмоциональной устойчивости (Е. А. Тарасов), тест индекса жизненной удовлетворённости ИЖУ (адапт. Н. В. Панина), методика «Шкала нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Для статистической обработки данных использовался критерий Уилкоксона.
Результаты. По итогам исследования было выявлено, что практические психологические занятия, направленные на развитие эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий, дали положительную динамику – повысился общий уровень эмоциональной устойчивости, возросло значение «индекса жизненной удовлетворённости», снизился уровень нервно-психического напряжения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявление эффективных психотехнических методов, способствующих развитию эмоциональной устойчивости специалистов социономических профессий, позволит снизить риск профессионального выгорания.
Об авторах
М. Ю. МаксудовРоссия
Максудов Михаил Юрьевич – педагог-психолог отдела развития молодёжной политики управления воспитательной и социальной работы
141014, Московская обл., ул. Веры Волошиной, д. 24
А. В. Булгаков
Россия
Булгаков Александр Владимирович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии
141014, Московская обл., ул. Веры Волошиной, д. 24
Е. А. Булгакова
Россия
Булгакова Екатерина Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования
141014, Московская обл., ул. Веры Волошиной, д. 24
В. Н. Селезнев
Россия
Селезнев Владимир Николаевич – доктор психологических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, старший научный сотрудник научно-практической лаборатории социальной психологии труда
141014, Московская обл., ул. Веры Волошиной, д. 24
Л. И. Чистоходова
Россия
Чистоходова Людмила Ивановна – доктор педагогических наук, директор Института управления, экономики и права
141014, Московская обл., ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с.
2. Булгаков А. В., Митасова Е. В. Психологическая реабилитация: возвращение к реальности: монография / под общ. ред. А. В. Булгакова. М.: Издательство МГОУ, 2018. 144 с.
3. Гинзбург М. Р., Яковлева Е. Л. Эриксоновский гипноз: систематический курс. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 312 с.
4. Головкина Т. С. Эмоциональная устойчивость как фактор психического здоровья личности // Экономика и социум. 2014. № 3-4 (12). С. 438–444.
5. Гринберг Д. С. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
6. Долгова О. В. Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии // Молодой учёный. 2022. № 27 (422). С. 130–131.
7. Есаулов В. И., Зенченко Ю. В. Опыт диагностики и психотерапии пациентов с тревожно-фобическими расстройствами в психологическом центре // Проблемы развития социальной сферы в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 30 июня 2017 г. Калининград: Профессиональная наука, 2017. С. 115–130.
8. Кащеева А. В., Зимина И. В., Лобанов С. Н. Эмоциональный компонент в структуре психологической устойчивости профессиональной деятельности // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-2 (7). С. 23–24.
9. Кирикова И. С., Лукачевская К. И., Иванова Д. Ф. Уровень эмоциональной устойчивости и зависимость от новых технологий у студентов медицинского института // Интернаука. 2019. № 3-2 (85). С. 5–7.
10. Ковалев С. В. Нейротрансформинг. Основы самоконсультирования. М.: Твои книги, 2014. 192 с.
11. Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Института психотерапии, 2001. 544 с.
12. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: Казан ский национальный исследовательский технологический университет, 2012. 212 с.
13. Максудов М. Ю., Максудова Е. А. Развитие эмоциональной устойчивости личности как фактор преодоления негативных последствий психотравмы с позиции интегрального подхода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. № 1-2. С. 63–68.
14. Петрова Н. Ф., Сойко Е. В. Эмоциональная устойчивость в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 305–308.
15. Петухова Л. М. Формирование психической устойчивости эмоционально неблагополучных клиентов средствами арт-терапии // Chronos: психология и педагогика. 2020. № 2 (22). С. 20–22.
16. Поспелова Е. А. Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания) // Молодой учёный. 2016. № 13-3 (117). С. 75–77.
17. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. 1996. № 4. Т. 1. С. 48–55.
18. Таскина Е. А. Проблема эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания медицинских работников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2020. № 1. С. 34–39.
19. Филиппова С. А., Пазухина С. В., Куликова Т. И. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80–90.
20. Юй С. Стратегии повышения эмоциональной устойчивости педагогов // Гумани тарные и социальные науки. 2021. № 3. С. 253–262.
21. Davidson R. J. Buddha’s Brain: Neuroplasticity and Meditation // IEEE Signal Process Mag. 2008. № 25 (1). P. 174–176.
22. Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // Pharmacopsychiatry. 1998. Vol. 31. № 7. P. 80–84.
23. Raes F., Griffith J. W., Van der Gucht J. K. School-Based Prevention and Reduction of Depression in Adolescents: a Cluster-Randomized Controlled Trial of a Mindfulness Group Program // Mindfulnes. 2014. № 5. Iss. 5. P. 477–486.