Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2023)
Скачать выпуск PDF
145
Аннотация

Цель. Цель данной работы – создание авторской методики, позволяющей спрогнозировать эффективность деятельности потенциального посредника в ситуации конфликта.

Процедура и методы. В рамках исследования участникам предлагалось решить два кейса, описывающих конфликтные ситуации, по определенной инструкции. Для оценки валидности разрабатываемой методики использовался метод «контрастных групп», а для оценки ее надежности – метод «ретестирования (повторного тестирования)».

Результаты. Полученные данные показали, что сконструированный индекс эффективности может оказаться значимым в психологическом исследовании способом измерения эффективности потенциального посредника в ситуации конфликта, который позволяет оценить качественные и количественные показатели его работы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование дополняет понимание актуальной роли медиации как вида посреднической деятельности. Проанализированы факторы эффективности процедуры медиации в работе посредника. Обоснована и создана методика, позволяющая оценить эффективность работы потенциального посредника в ситуации конфликта.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-22 272
Аннотация

Цель. В статье представлены данные лонгитюдного исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и карьерной адаптивности как общепсихологического и профессионально-ориентированного регуляторных ресурсов человека. Основная цель исследования состояла в изучении причинно-следственных отношений между саморегуляцией и карьерной адаптивностью в ходе обучения в старших классах школы на российской выборке.

Процедура и методы. В двухволновом лонгитюдном исследовании с интервалом в один год (в период обучения в 10–11 классах) приняли участие 110 российских школьников. В каждом исследовании заполнялись опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» и русскоязычная версия «Шкалы карьерно-адаптационных способностей» М. Савикаса. Анализ собранных данных проводился с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 26 и среды языка программирования R.

Результаты. Показана динамика осознанной саморегуляции и карьерной адаптивности на выборке российских школьников на этапе их обучения в 10 и 11 классах. Подтверждена устойчивость связи осознанной саморегуляции с карьерной адаптивностью. Выявлены косвенные перекрёстно-лонгитюдные эффекты в причинно-следственных отношениях между осознанной саморегуляцией и карьерной адаптивностью.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования определяется его включённостью в развитие фундаментальных научных представлений об осознанной саморегуляции человека в онтогенезе и нацеленностью на выявление психологических факторов, способствующих профессиональному саморазвитию человека. Практическая значимость исследования связана с разработкой программ диагностики, развития и поддержки профессионально-ориентированных ресурсов обучающихся в ситуации выбора профессии в старшей школе и формирования готовности к освоению выбранной специальности в высших учебных заведениях.

23-42 282
Аннотация

Целью настоящей работы выступают выявление и изучение взаимосвязей общей эмоциональной направленности, иррациональных установок и механизмов психологических защит.

Процедура и методы. В эмпирическом исследовании были использованы методики: тест- анкета «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова; методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса; тест-опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышевой, Е. Б. Клубовой. Статистическая обработка данных была произведена с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. Получены данные, указывающие на наличие обратной взаимосвязи между общей эмоциональной направленностью и психологическими защитами. Полагаем, что большинство типов эмоциональной направленности может быть отнесено к личностным ресурсам преодоления стресса. Так, эмоции, переживаемые в процессе познания, коммуникации, бескорыстной помощи другим людям, созерцания предметов искусства или природы, могут создавать позитивный эмоциональный настрой, благоприятствующий снижению чрезмерного напряжения и выраженности психозащит, повышая, таким образом, адаптивные возможности человека. Исключение составили гедонистическая и романтическая эмоциональные направленности, которые показали прямую связь с отрицанием. Желание мистифицировать окружающую действительность и предаваться исключительно чувственным удовольствиям может привести к утрате контакта с объективной реальностью. Данный факт ставит под сомнение абсолютную ценность положительных эмоций, если они обусловлены неконструктивной жизненной позицией индивида. Между общей эмоциональной направленностью и иррациональными установками устойчивых связей не обнаружено. Исключение составила эстетическая эмоциональная направленность, которая показала наличие обратной сопряжённости с психозащитной проекцией и иррациональными установками группы «долженствование в отношении других людей». Предпринята попытка теоретического осмысления полученной взаимосвязи, в результате чего были сделаны выводы, что эстетическая эмоциональная направленность может являться фактором познания окружающей действительности, формирования более полной и целостной картины мира и гармонизации взаимоотношений с другими людьми.

Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты расширяют представление об эмоциональной сфере человека, детерминантах его поведения и могут быть использованы в сфере индивидуального психологического консультирования и тренинговой работе.

43-58 257
Аннотация

Цель. Определить роль эмпатии и толерантности к неопределённости в предпочтении эмоциональных оснований выбора и просоциального поведения на материале вербальных задач при кросс-культурном сравнении китайских и российских участников.

Процедуры и методы. Участники исследования: китайская выборка (N=44), российская выборка (N=50). Методики: 1) вербальные задачи на личностный выбор; 2) «Опросник когнитивной и аффективной эмпатии» (QCAE) в русскоязычной адаптации; 3) шкала толерантности к неопределённости Баднера.

Результаты. Различные предикторы выбора альтернатив участниками двух выборок связаны с ориентацией на межличностные отношения: выбор просоциального поведения зависит от уровня аффективной эмпатии, а субшкала когнитивной эмпатии выступает предиктором эгоцентрического выбора поведения.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты вносят вклад в развитие представлений об эмпатийной составляющей личностной регуляции выбора.

59-76 172
Аннотация

Цель. Разработка и обоснование установочной модели обиды.

Процедура и методы. В качестве методологической основы исследования выступил категориально-системный подход, в рамках которого использовалось качественное моделирование, а именно – морфологический метод моделирования, позволяющий отыскать инновационное решение научной проблемы при сознательном обращении к уже имеющимся частичным решениям – опорным пунктам знания в исследуемой области.

Результаты. Разработана новая модель понимания обиды, которая позволяет преодолеть имеющиеся на сегодняшний день в психологической науке методологические и теоретические ограничения в её исследовании.

Теоретическая и/или практическая значимость. На основе разработанной установочной модели обиды возможны дальнейшая её операционализация, а также изучение взаимосвязи обиды с другими элементами диспозиционной системы личности. Полученный научный результат также позволяет психологам-практикам более эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность в работе с клиентами. Это выражается в возможности в ходе оказания помощи клиентам по данному запросу грамотно сочетать методы когнитивно-поведенческой терапии с традиционными методами работы с обидой как эмоцией. Таким образом, реализуются не только коррекция эмоционального состояния клиента, но и профилактика возникновения возможных обид в будущем.

143
Аннотация

Целью настоящей работы является выявление и изучение взаимосвязей общей эмоциональной направленности, иррациональных установок и механизмов психологических защит.

Процедура и методы. В эмпирическом исследовании были использованы методики: тест-анкета «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова; методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса; тест-опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышевой, Е.Б. Клубовой. Статистическая обработка данных была произведена с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. По результатам исследования был сделан вывод о том, что потребность в определенных эмоциональных переживаниях связана с функционированием защитно-адаптационных механизмов. Альтруизм, коммуникация с другими людьми, познание, творчество, способствуют ослаблению действия защит и могут быть рассмотрены в качестве стратегий совладающего поведения. Потребность в гедонистических эмоциях связана с нарастанием общей напряженности и усилением работы психических защит, что ставит под сомнение абсолютную ценность положительных эмоций. Творческая деятельность способствует ослаблению действия негативных иррациональных установок, так как помогает выйти за рамки прошлого опыта, получить новое знание и расширить диапазон поведенческих стратегий. Проекция, наблюдаемая в творчестве, способствует реинтеграции отвергаемых частей «Я», стимулируя личностное развитие, в отличии от защитной проекции, в основе которой лежит механизм отчуждения собственного «Я».

Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты расширяют представление об эмоциональной сфере человека, детерминантах его поведения, и могут быть использованы в сфере индивидуального психоконсультирования и и тренинговой работе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

77-95 181
Аннотация

Цель. Изучить психологические ресурсы и закономерности личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог – учащийся» на этапе перехода от среднего образования к высшему (школа, вуз, профессиональная деятельность) в условиях совмещенного он-офлайн обучения.1

Процедура и методы. Проведено теоретико-экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: первый и второй этапы – констатирующие, третий этап – формирующий (лонгитюдное исследование 2018–2022 гг.). В исследовании приняли участие 605 респондентов, применялись теоретические, диагностические, статистические методы.

Результаты. Получены результаты о психологических закономерностях личностно-профессионального развития полисубъектной общности в школе и вузе, общих характеристиках и особенностях полисубъектных взаимодействий. Выделены и исследованы факторы и условия, способствующие и препятствующие созданию полисубъектной общности «педагог – учащийся», и психологические ресурсы (разработанные программы), направленные на предупреждение и преодоление кризисов преемственности в обеспечении личностно-профессионального развития учащихся на этапе перехода школа – вуз, вуз – профессиональная деятельность.

96-109 310
Аннотация

Цель. Верификация «Опросника исследования самореализации», разработанного М. Р. Гинзбургом (М. Р. Гинзбург, 1996) в качестве психодиагностической методики для определения готовности к активному самоопределению и самореализации учащихся раннего юношеского возраста.

Процедура и методы. «Опросник исследования самореализации» (М. Р. Гинзбург, 1996), направленный на выявление творческих и репродуктивных установок юношей и девушек; «Опросник профессиональных установок подростков» (И. М. Кондаков, 1989); опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М. Р. Гинзбург, 1996). В исследовании приняли участие старшеклассники (10–11 классы) и студенты первых курсов колледжей в возрасте 16–18 лет, всего – 412 человек (176 юношей и 236 девушек). Статистический анализ данных проводился с применением эксплораторного факторного анализа, коэффициента внутренней согласованности α-Кронбаха, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Полученные материалы обработаны с помощью статистического пакета SPSS 23.0.

Результаты. Показано, что разработанный М. Р. Гинзбургом «Опросник исследования самореализации» в действительности выявляет не уровни творческого или репродуктивного отношения к самореализации, а меру активности / пассивности субъекта в контексте самоопределения. Модифицированный нами в части обработки и интерпретации результатов исследования опросник может стать полноправным психодиагностическим инструментом в работе практических психологов по профессиональному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики. Полагая собственную активность субъекта важным условием успешной самореализации, мы назвали методику «Опросник активности в самореализации».

Теоретическая и/или практическая значимость определяется запросом современного общества на обновление и создание современного инструментария для изучения готовности к профессиональному и жизненному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики.

110-123 146
Аннотация

Цель. Выявление взаимосвязи представлений студентов о траектории самообразования с их психологическими особенностями.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 67 студентов 1 и 4 курсов бакалавриата. Методы исследования и анализа данных: опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» (В. И. Моросанова), тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), методика на диагностику самооценки способности к самообразованию и саморазвитию личности, анкета «Представление студентов о траектории самообразования» (Д. С. Гнедых, Ю. А. Хамаганова); корреляционный анализ.

Результаты. Полнота сформированности представлений о траектории самообразования у студентов 1 курса связана со способностью к саморегуляции, 4 курса – с различными сторонами самоотношения, независимо от года обучения – с верой в себя, стремлением к самопознанию и самооценкой способности к самообразованию и саморазвитию.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты могут быть использованы психологами в ходе сопровождения образовательного процесса в вузе.1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

124-138 100
Аннотация

Цель данной работы – создание авторской методики, позволяющей спрогнозировать эффективность деятельности потенциального посредника в ситуации конфликта.

Процедура и методы. В рамках исследования участникам предлагалось решить два кейса, описывающих конфликтные ситуации, по определённой инструкции. Для оценки валидности разрабатываемой методики использовался метод «контрастных групп», а для оценки её надёжности – метод «ретестирования (повторного тестирования)».

Результаты. Полученные данные показали, что сконструированный индекс эффективности может оказаться значимым в психологическом исследовании благодаря измерению эффективности потенциального посредника в ситуации конфликта, который позволяет оценить качественные и количественные показатели его работы.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование дополняет понимание актуальной роли медиации как вида посреднической деятельности. Проанализированы факторы эффективности процедуры медиации в работе посредника. Обоснована и создана методика, позволяющая оценить эффективность работы потенциального посредника в ситуации конфликта.

139-153 197
Аннотация

Цель. Изучение характеристик детско-родительского взаимодействия подростков из многодетных семей.

Процедура и методы. Представлены данные эмпирического исследования детско-родительского взаимодействия подростков в возрасте от 12 до 17 лет (мальчиков и девочек) из многодетных семей (семьи, включающие от трёх до семи детей) с использованием методики И. М. Марковской «Взаимодействие “родитель – ребёнок”». Выявлены и проанализированы характеристики внутрисемейного взаимодействия по оценкам мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет из многодетных семей Московского региона. Обработка результатов проводилась с помощью программы SPSS 17.

Результаты. По оценкам подростков из многодетных семей обнаружены следующие характеристики детско-родительского взаимодействия: нетребовательность, мягкость т. е отсутствие суровых мер, применяемых к детям в семьях, эмоциональная близость к родителю, принятие личностных качеств ребёнка, наличие сотрудничества и последовательности во взаимодействии с матерями. Подростки из многодетных семей дают положительную оценку авторитетности своих матерей, удовлетворены взаимоотношениями с ними. Степень выраженности средних значений характеристик взаимодействия подростков из многодетных семей, как мальчиков, так и девочек, не различается на статистическом уровне.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения детско-родительского взаимодействия в различных типах семей с целью выработки стратегий оказания социально-психологической помощи многодетным неблагополучным семьям, а также помогут улучшить психосоциальное функционирование семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

154-171 251
Аннотация

Цель. Выявление взаимосвязи показателей межличностной интолерантности к неопределённости с показателями экзистенциальной исполненности, социальной тревоги и фрустрированности у студентов.

Процедура и методы. Психодиагностическая процедура проводилась c применением методик: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределённости» Т. В. Корниловой; «Тест экзистенциальных мотиваций» В. Б. Шумского и др.; «Опросник социальной тревоги и социофобии» О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева; «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко. Проверка на нормальность распределения производилась с помощью критерия нормальности Колмогорова-Смирнова с поправкой Лильефорса; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.

Результаты. У студентов выявлены: доминирующее стремление к построению управляемых межличностных отношений, в которых неопределённость нежелательна, а для значительной части испытуемых – неприемлема; умеренный уровень экзистенциальной исполненности, доминирующим компонентом в структуре которой является «самоценость»; повышенный уровень социальной тревоги, особенно в ситуациях «Быть в центре внимания, под наблюдением» и «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях»; невысокий уровень социальной фрустрированности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования отражают взаимосвязь межличностной интолерантности к неопределённости с экзистенциальной исполненностью, социальной тревогой и социальной фрустрированностью у студентов. Они могут быть использованы в целях совершенствования психологического сопровождения студентов в вузах, оптимизации программ групповых тренингов, чтобы они способствовали снижению межличностной интолерантности к неопредёленности.

125
Аннотация

Цель. Изучение характеристик детско-родительского взаимодействия подростков из многодетных семей.

Процедура и методы. Представлены данные эмпирического исследования детско-родительского взаимодействия подростков в возрасте от 12 до 17 лет (мальчиков и девочек) из многодетных семей (семьи, включающие от трех до семи детей) с использованием методики И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок». Выявлены и проанализированы характеристики внутрисемейного взаимодействия по оценкам мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет из многодетных семей Московского региона. Обработка результатов проводилась с помощью программы SPSS.17.

Результаты. По оценкам подростков из многодетных семей обнаружены следующие характеристики детско-родительского взаимодействия: нетребовательность, мягкость т.е отсутствие суровых мер, применяемых к детям в семьях, эмоциональная близость к родителю, принятие личностных качеств ребенка, наличие сотрудничества и последовательности во взаимодействии с матерями. Подростки из многодетных семей дают положительную оценку авторитетности своих матерей, удовлетворены взаимоотношениями с ними. Степень выраженности средних значений характеристик взаимодействия подростков из многодетных семей, как мальчиков, так и девочек не отличаются на статистическом уровне.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения детско-родительского взаимодействия в различных типах семей с целью выработки стратегий оказания социально-психологической помощи многодетным неблагополучным семьям, а также помогут улучшить психосоциальное функционирование семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)