Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог – учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-77-95
Аннотация
Цель. Изучить психологические ресурсы и закономерности личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог – учащийся» на этапе перехода от среднего образования к высшему (школа, вуз, профессиональная деятельность) в условиях совмещенного он-офлайн обучения.1
Процедура и методы. Проведено теоретико-экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: первый и второй этапы – констатирующие, третий этап – формирующий (лонгитюдное исследование 2018–2022 гг.). В исследовании приняли участие 605 респондентов, применялись теоретические, диагностические, статистические методы.
Результаты. Получены результаты о психологических закономерностях личностно-профессионального развития полисубъектной общности в школе и вузе, общих характеристиках и особенностях полисубъектных взаимодействий. Выделены и исследованы факторы и условия, способствующие и препятствующие созданию полисубъектной общности «педагог – учащийся», и психологические ресурсы (разработанные программы), направленные на предупреждение и преодоление кризисов преемственности в обеспечении личностно-профессионального развития учащихся на этапе перехода школа – вуз, вуз – профессиональная деятельность.
Об авторах
Л. М. МитинаРоссия
Митина Лариса Максимовна – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Г. В. Митин
Россия
Митин Георгий Валерьевич – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Ю. И. Востокова
Россия
Востокова Юлия Игоревна – старший преподаватель кафедры общей и практической психологии
607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Карла Маркса, д. 36
Список литературы
1. Аминов Н.А., Чернявская В.С., Осадчева И.И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С.131–143.
2. Вачков И.В. Психолог, учитель, директор: триединство или разнонаправленность? // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.165–180.
3. Востокова Ю.И. Возможности метода проектов в профилактике кризиса профессиональной идентичности студентов вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9 (99). Ч.2. С.187–190. DOI: 10.23670/IRJ.2020.99.9.075.
4. Гукаленко О.В., Ткач Л.Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т.1. № 4 (77). С.99–106. DOI: 10.24412/2224–0772–2021–77–99–106.
5. Гут Ю.Н. В поисках благополучного соответствия во взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.216–226.
6. Дубровина И.В. Научное и практико-ориентированное сотрудничество педагога-психолога и учителя // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.155–165.
7. Лукашеня З.В., Нагорная Т.В. Консалтинговое сопровождение профессиональной подготовки современного педагога // Педагогическое образование в культурно-образовательном пространстве современного университета. М.: МАКС Пресс, 2021. С.145–154.
8. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психология художественного творчества. М.: Издательство Московского университета, 2022. 238 с.
9. Митин Г.В., Галина З.Н., Щелина С.О. Психологические закономерности становления полисубъектной общности «педагог-учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.101–113.
10. Митина Л.М., Митин Г.В., Щелина С.О. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С.426– 443. DOI: 10.32744/pse.2022.1.27.
11. Митина Л.М., Митин Г.В. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса // Стратегии и ресурсы личностно–профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: сборник научных статей. М.: Психологический институт РАО, 2022. С.7–12. DOI: 10.24412/cl–36923–2022–1–7–12.
12. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т.25. № 3. С.90–100. DOI: 10.17759/pse.2020250308.
13. Митина Л.М. Личностно–профессиональное развитие педагога как стратегическая задача системы непрерывного образования // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.12–27.
14. Митина Л.М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С.143–161. DOI: 10.24412/2073–0861–2022–3–143–161.
15. Невдах С.И. Организационно–методическое сопровождение формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н. Гут, З. З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.81–92.
16. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. Курск: Университетская книга, 2020. 199 с. DOI: 10.47581/2020/02.Panov.001.
17. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные характеристики, личностные черты и мотивация как предикторы успешности выполнения основного государственного экзамена по математике // Вопросы психологии. 2022. Т.68. № 2. С.83–98.
18. Щебланова Е.И. Особенности профессиональной подготовки педагогов для обучения интеллектуально одаренных школьников: вызовы и ресурсы // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / Л.М.Митина, Г.В.Митин, З.Н.Галина, С.О.Щелина, З.В.Лукашеня, Н.А.Шайденко, И.В.Шачков, Ю.Н.Гут, З.З.Жамбеева, А.К.Осницкий, М.К.Кабардов, И.В.Дубровина, С.И.Невдах, Е.И.Щебланова; под ред. Л.М.Митиной. М.: Бахрах, 2022. С.139–146.
19. Щелина Т.Т. Психолого–педагогическое обеспечение воспитания в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.2. № 1 (58). С.15–24.
20. Ambrosetti A., Capeness R., Kriewaldt J. Educating future teachers: Insights, conclusions and challenges // Educating future teachers: Innovative perspectives in professional experience. Singapore: Springer, 2018. P.235–244.
21. Anderson M., Boutelier S. Converging Andragogy with Working Adult Professionalism in Initial Teacher Preparation // Journal of Educational Research & Practice. 2021. Vol.11. № 1. P.202–216. DOI: 10.5590/JERAP.2021.11.1.14.
22. Bernstein B.O., Lubinski D., Benbow C.P.Academic acceleration in gifted youth and fruitless concerns regarding psychological well-being: A 35-year longitudinal study // Journal of Educational Psychology. 2021. Vol.113. № 2. P.830–845.
23. Boyle T., Wilkinson J.Two worlds, one site: leading practices and transitions to school // Journal of Educational Administration and History. 2018. № 50 (4). P.325–342. DOI: 10.1080/00220620.2018.1510384.
24. Celuch K., Milewicz C., Saxby C. Student and Faculty Interaction in Motivated Learning for Face-to-Face and Online Marketing Classes // Journal of Education for Business. 2021. Vol.96. № 6. P.2–14. DOI: 10.1080/08832323.2020.1848767.
25. Mitin G.V., Mitina L.M., Shchelina S.O. Theoretical and Analytical Foundations and New Technological Means of Overcoming Barriers to Personal and Professional Development of Educational Subjects // ARPHA Proceedings. 2022. № 5. P.1103–1114. DOI: org/10.3897/ap.5.e1103.