Характер взаимодействия подростков с матерями в многодетных семьях
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-139-153
Аннотация
Цель. Изучение характеристик детско-родительского взаимодействия подростков из многодетных семей.
Процедура и методы. Представлены данные эмпирического исследования детско-родительского взаимодействия подростков в возрасте от 12 до 17 лет (мальчиков и девочек) из многодетных семей (семьи, включающие от трёх до семи детей) с использованием методики И. М. Марковской «Взаимодействие “родитель – ребёнок”». Выявлены и проанализированы характеристики внутрисемейного взаимодействия по оценкам мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет из многодетных семей Московского региона. Обработка результатов проводилась с помощью программы SPSS 17.
Результаты. По оценкам подростков из многодетных семей обнаружены следующие характеристики детско-родительского взаимодействия: нетребовательность, мягкость т. е отсутствие суровых мер, применяемых к детям в семьях, эмоциональная близость к родителю, принятие личностных качеств ребёнка, наличие сотрудничества и последовательности во взаимодействии с матерями. Подростки из многодетных семей дают положительную оценку авторитетности своих матерей, удовлетворены взаимоотношениями с ними. Степень выраженности средних значений характеристик взаимодействия подростков из многодетных семей, как мальчиков, так и девочек, не различается на статистическом уровне.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения детско-родительского взаимодействия в различных типах семей с целью выработки стратегий оказания социально-психологической помощи многодетным неблагополучным семьям, а также помогут улучшить психосоциальное функционирование семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Об авторах
О. И. ИвановаРоссия
Иванова Ольга Игоревна – аспирант кафедры социальной психологии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
О. В. Кулешова
Россия
Кулешова Оксана Викторовна – аспирант кафедры социальной психологии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Т. И. Шульга
Россия
Шульга Татьяна Ивановна – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Байбородова Э.Ю. Взаимосвязь доверия, личностных особенностей обучающихся с социально-психологическим климатом образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 4. С.6–15. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-6-15.
2. Взаимодействие значимого взрослого с ребёнком раннего возраста в России и Вьетнаме / И.Н.Галасюк, Т.В.Шинина, А.А.Шведовская, И.Г.Морозова, Е.В.Ефремова, Т.Х.Нгуен, Т.Л.Нгуен // Психологическая наука и образование. 2019. Т.24. № 6. С.47–62. DOI: 10.17759/pse.2019240605.
3. Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребёнком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Т.16. № 4. С.72–86. DOI: 10.17759/chp.2020160408.
4. Галасюк И.Н., Митина О.В. Детско-родительское взаимодействие в период раннего детства: сравнительный анализ профилей родительской отзывчивости в диадах с типично и атипично развивающимися детьми // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т.29. № 2 (112). С.119–144. DOI: 10.17759/cpp.2021290206.
5. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребёнка раннего возраста: коллективная монография / Л.В.Токарская, М.А.Лаврова, Н.И.Бакушкина, И.Н.Галасюк, Я.И.Коряков, О.Н.Пасечник, М.Е.Пермякова, Е.В.Хлыстова, Д.А.Чегодаев, Т.В.Шинина. Екатеринбург: Учебно-методический центр Уральского федерального университета, 2019. 206 с.
6. Дорофеева З.Е. Особенности жизненных практик многодетных семей // Социологические исследования. 2019. № 7. С.114–124.
7. Жалова И.Н., Хутько Т.В. Многодетная семья – активный социальный тренд в Российской Федерации // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: сборник статей по результатам международной научно-практической конференции, Симферополь, 10 декабря 2021 г. / под ред. Е.В.Евсиковой, И.В.Хмиль: в 2-х т. Т.II. Симферополь: Ариал, 2022. С.686–694.
8. Макаров А.Н., Давлетова Л.М. Укрепление института семьи на уровне муниципальных образований: монография. Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института К(П)ФУ, 2019. 90 с.
9. Матафонова С.И. Взаимосвязь особенностей детско-родительского взаимодействия и копинг-стратегий в ранней юности // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т.3. №1. С.26–32.
10. Почепцов Г.Г. Стратегические коммуникации. Киев: Альтерпрес, 2008. 216 с.
11. Прокопенко Е.Н., Эрдэнэцогт М., Смирная А.А. Психологические особенности многодетной семьи // Мир человека. 2019. № 1. С.147–152.
12. Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
13. Взаимодействие ребёнка с родителем: судебно-психологические экспертные оценки / Ф.С.Сафуанов, О.Ф.Савина, М.В.Морозова, А.С.Калашникова, С.С.Кулаков, Ю.О.Переправина, И.Д.Забежинская, М.А.Малиновская, К.М.Солдатова, О.К.Бодрова // Психология и право. 2022. Т.12. № 1. С.115–132. DOI: 10.17759/psylaw.2022120110.
14. Челнокова Т.А. Развитие проблемы отклоняющегося поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов // Самарский научный вестник. 2021. Т.10. № 3. С.299–302. DOI: 10.17816/snv2021103318.
15. Шинина Т.В., Митина О.В. Шкала коммуникативных сигналов ребёнка раннего возраста: оценка детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2022. Т.18. № 1. С.17–27. DOI: 10.17759/chp.2022180102.
16. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С.64–75. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-64-75.
17. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенез: автореф. дис.… д-ра психол. наук. М., 1994. 34 с.
18. Cepukiene V., Celiauskaite S. The relationship between nuclear family emotional system and adult health: mediating and moderating role of general self-efficacy // Journal of family studies. 2022. № 28 (2). P.678–694.
19. Interaction styles in child-guardian relationships in kinship and non-kinship guardian families / E.Yu.Korjova, S.A.Bezgodova, A.V.Miklyaeva, E.V.Yurkova // Psychology in Education. 2022. Vol.4. № 1. P.31–40. DOI: 10.33910/2686-9527-2022-4-1-31-40.
20. Richter N. Relations among maternal life satisfaction, shared activities, and child well-being // Frontiers in psychology. 2018. № 9. P.739.