Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь представлений студентов о траектории самообразования с их психологическими особенностями

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-110-123

Аннотация

Цель. Выявление взаимосвязи представлений студентов о траектории самообразования с их психологическими особенностями.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 67 студентов 1 и 4 курсов бакалавриата. Методы исследования и анализа данных: опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» (В. И. Моросанова), тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), методика на диагностику самооценки способности к самообразованию и саморазвитию личности, анкета «Представление студентов о траектории самообразования» (Д. С. Гнедых, Ю. А. Хамаганова); корреляционный анализ.

Результаты. Полнота сформированности представлений о траектории самообразования у студентов 1 курса связана со способностью к саморегуляции, 4 курса – с различными сторонами самоотношения, независимо от года обучения – с верой в себя, стремлением к самопознанию и самооценкой способности к самообразованию и саморазвитию.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты могут быть использованы психологами в ходе сопровождения образовательного процесса в вузе.1

Об авторах

Д. С. Гнедых
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Гнедых Дарья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9



Ю. А. Хамаганова
Независимый исследователь
Россия

Хамаганова Юлия Анатольевна – выпускник факультета психологии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Гнедых Д.С., Хамаганова Ю.А. Представления о траектории самообразования у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2022. № 60 (2). С.118–131. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-60-2-338.

2. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С.193–197.

3. Крылова Н.Н. Саморегуляция как ресурс самообразовательной деятельности студента // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 1. C.3–8.

4. Кутняя И.А. Диагностика уровня развития самообразовательной деятельности студентов при изучении химии // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С.210–217.

5. Лебедчук П.В. Развитие самостоятельности в процессе профессионального становления [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. [2008]. URL: https://psyjournals.ru (дата обращения: 12.01.2023).

6. Медведев И.Ф. Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С.103–106.

7. Миняева Н.М. К проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 2. С.56–61.

8. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2. С.150–163.

9. Сергеева Г.В. Компоненты готовности студента педагогического вуза к самообразовательной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С.100–103.

10. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1991. 230 с.

11. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2015. № 1 (25). С.9–17.

12. Agonács N., Matos J. F. Self-directed learning readiness of language MOOC learners // Proceedings of Work in Progress Papers of the Research, Experience and Business Tracks at the European MOOCs Stakeholders Submmit. 2019. № 20 (22). P.1–7.

13. Alharbi H.A. Readiness for self-directed learning: How bridging and traditional students differs (sic)? // Nurse Education Today. 2018. № 61. P.231–234.

14. Aşkin Tekkol İ., Demirel M. An Investigation of Self-Directed Learning Skills of Undergraduate Students [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. URL: https://www.frontiersin.org (дата обращения: 18.02.2023).

15. Cronin-Golomb L. M., Bauer P. J. Self-motivated and directed learning across the lifespan [Электронный ресурс] //Acta Psychologica. 2023. Vol.232. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 18.02.2023).

16. Dohn N.B. On the epistemological presuppositions of reflective activities // Educational Theory. 2011. № 6 (6). P.671–708.

17. Kumar A.P., Omprakash A., Mani P.K.C. Validation of Internal structure of Self-Directed Learning Readiness Scale among Indian Medical Students using factor analysis and the Structural equation Modelling Approach // BMC Medical Education: [сайт]. 2021. № 21. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com (дата обращения: 30.01.2023).

18. Laine S., Myllymäki M., Hakala I. Raising Awareness of Students’ Self-Directed Learning Readiness (SDLR) // Proceedings of the 13th International Conference on Computer Supported Education. 2021. Vol.2. P.324–331. DOI: 10.5220/0010403304390446.

19. Lasfeto D.B., Ulfa S. Modeling of Online Learning Strategies Based on Fuzzy Expert Systems and Self-Directed Learning Readiness: The Effect on Learning Outcomes // Journal of Educational Computing Research. 2023. № 60 (8). P.2081–2104. DOI: 10.1177/07356331221094249.

20. Moon M.Y. Effects of Online Class Satisfaction, Professor-Student Interaction, and Learning Motivation on Self-Directed Learning Ability of Nursing Students Applying the Blended Learning // Journal for ReAttach Therapy and Developmental Diversities. 2023. № 6 (1s). P.19–29.

21. Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world // International Review of Education. 2019. Vol. 65. P.633–653. DOI: 10.1007/s11159-019-09793-2.

22. Robinson J.D., Persky A.M. Developing Self-Directed Learners // American Journal of Pharmaceutical Education: [сайт]. 2020. № 84 (3). URL: https://www.ajpe.org (дата обращения: 20.01.2023).

23. Slater C.E., Cusick A., Louie J.C.Y. Explaining variance in self-directed learning readiness of first year students in health professional programs // BMC Medical Education: [сайт]. 2017. № 17 (1). URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com (дата обращения: 17.02.2023).

24. Van der Walt J.L. The Term “Self-Directed Learning” – Back to Knowles, or Another Way to Forge Ahead? // Journal of Research on Christian Education. 2019. № 28 (1). P.2–20. DOI: 10.1080/10656219.2019.1593265.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)