Взаимосвязь общей эмоциональной направленности с иррациональными установками и психологическими защитами личности
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-23-42
Аннотация
Целью настоящей работы выступают выявление и изучение взаимосвязей общей эмоциональной направленности, иррациональных установок и механизмов психологических защит.
Процедура и методы. В эмпирическом исследовании были использованы методики: тест- анкета «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова; методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса; тест-опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышевой, Е. Б. Клубовой. Статистическая обработка данных была произведена с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Получены данные, указывающие на наличие обратной взаимосвязи между общей эмоциональной направленностью и психологическими защитами. Полагаем, что большинство типов эмоциональной направленности может быть отнесено к личностным ресурсам преодоления стресса. Так, эмоции, переживаемые в процессе познания, коммуникации, бескорыстной помощи другим людям, созерцания предметов искусства или природы, могут создавать позитивный эмоциональный настрой, благоприятствующий снижению чрезмерного напряжения и выраженности психозащит, повышая, таким образом, адаптивные возможности человека. Исключение составили гедонистическая и романтическая эмоциональные направленности, которые показали прямую связь с отрицанием. Желание мистифицировать окружающую действительность и предаваться исключительно чувственным удовольствиям может привести к утрате контакта с объективной реальностью. Данный факт ставит под сомнение абсолютную ценность положительных эмоций, если они обусловлены неконструктивной жизненной позицией индивида. Между общей эмоциональной направленностью и иррациональными установками устойчивых связей не обнаружено. Исключение составила эстетическая эмоциональная направленность, которая показала наличие обратной сопряжённости с психозащитной проекцией и иррациональными установками группы «долженствование в отношении других людей». Предпринята попытка теоретического осмысления полученной взаимосвязи, в результате чего были сделаны выводы, что эстетическая эмоциональная направленность может являться фактором познания окружающей действительности, формирования более полной и целостной картины мира и гармонизации взаимоотношений с другими людьми.
Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты расширяют представление об эмоциональной сфере человека, детерминантах его поведения и могут быть использованы в сфере индивидуального психологического консультирования и тренинговой работе.
Об авторах
И. В. МихайловаРоссия
Михайлова Ирина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42
Ю. В. Легкова
Россия
Легкова Юлия Валерьевна – лаборант кафедры психологии и педагогики
432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42
Список литературы
1. Алхамалиева М.Т., Пустовалов С.В. Связь мотивации и эмоциональной направленности личности у студентов // Академическая публицистика. 2022. № 2-1. С.204–208.
2. Антонова Н.В., Князева Е.А. Стратегии выбора жизненного пути у людей с разной степенью иррациональности мышления // VII Международный съезд ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM, Санкт-Петербург, 21 мая 2021 г.: сборник научных статей. СПб.: Синэл, 2021. С.9–19.
3. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям / пер. с англ. А.В.Соломиной. СПб.: Питер, 2018. 416 с.
4. Боброва Л.А. Уроки предсказуемой иррациональности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. 2021. № 3. С.114–125. DOI: 10.31249/rphil/2021.03.05.
5. Бочкарева С.В. Размышления об эмпатическом познании. М.: Инфра-М, 2022. 149 с.
6. Вейсова В.Э. Эстетическое в профессиональной культуре личности // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С.92–96.
7. Вязникова Л.Ф., Солодовник Е.В., Лейбович М.В. Эмоциональная направленность и экзистенциальная исполненность в пространстве субъективной реальности человека [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 11. URL: http://emissia.org/offline/2020/2896.htm (дата обращения: 27.12.2022).
8. Герасимова А.С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С.224–230.
9. Гришина А.В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т.6. № 2. С.98–103.
10. Гришина А.В., Косцова М.В., Быстрюков В.А. Особенности социального интеллекта и эмоциональной направленности личности у студентов технического профиля подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65 (1). С.331–335.
11. Дербенева М.Ю. Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1 (1). C.288–294.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
13. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2008. № 5. С.92–101.
14. Ионина О.С. Изучение иррациональных установок студентов (на примере педагогического ВУЗа) // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (50). С.225–230. DOI: 10.52772/25420291_2021_2_225.
15. Коробова М.В. Эмоциональная направленность личности педагога как условие формирования позитивных отношений с социально неадаптированными подростками [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т.10. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN122.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
16. Корягина И.И., Маралов В.Г., Ситаров В.А. Взаимосвязь потребностей в безопасности с иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза // Образование и наука. 2022. Т.24. № 3. С.158–183. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-158-183.
17. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 225 с.
18. Мельниченко В.В., Абрамов В.А. Влияние иррациональных установок на психологическое благополучие и самоэффективность больных с различным уровнем дезорганизации личности // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2019. № 2 (46). С.84–90.
19. Обознов А.А., Доценко О.Н. Эмоциональная направленность учителей как личностный ресурс их устойчивости к выгоранию // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5 (36). С.227–237.
20. Овчарова Р.В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-2 (109). С.138–142. DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.061.
21. Перец О.А., Солодовник Е.В. Феномен эмоциональной направленности личности в теории Б.И.Додонова // Учёные заметки Тихоокеанского государственного университета. 2019. Т.10. № 2. С.539–542.
22. Погодаева М.В., Чепурко Ю.В., Хасьянов В.Б. Эмоционально-ценностная направленность учащихся старших классов разного профиля обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С.93–96.
23. Пырьев Е.А. Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С.232–236.
24. Редькина Е.Б. Эмоциональная направленность как показатель мотивационной готовности студентов к обучению // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 4. С.15–21. DOI: 10.17805/trudy.2022.4.3.
25. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.
26. Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис.… канд. психол. наук. М., 2011. 28 с.
27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 2013. 142 с.
28. Шамионов Р.М. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. № 1. С.55–63.
29. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
30. Яблонски Н.Е. Профиль эмоциональной направленности как личностный предиктор позитивного эмоционального симптомокомплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и Психология. 2009. № 2. С.244–248.
31. Япарова О.Г. Эмоциональная направленность личности как прогностический фактор сплочённости приёмных семей // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-1 (59). С.137–140. DOI: 10.23670/IRJ.2017.59.008.
32. Brookings J.B., Serratelli A.J. Positive illusions: Positively correlated with subjective wellbeing, negatively correlated with a measure of personal growth // Psychological Reports. 2006. Vol.98. № 2. P.407–413. DOI: 10.2466/pr0.98.2.407-413
33. Collard J.J., Cummins R.A., Fuller-Tyskiewicz A. Measurement of positive irrational beliefs (positive cognitive illusions) // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol.17. № 3. P.1069– 1088. DOI: 10.1007/s10902-015-9632-x.