№ 2 (2011)
Скачать выпуск
PDF
7-12 62
Аннотация
Различные теоретические направления
не только подчеркивают взаимосвязь тревожности и
депрессии, но и указывают на единство эффективных,
когнитивных, физиологических поведенческих компонен-
тов. Фактом, на котором сходится большинство иссле-
дований, представляется временная связь между этими
нарушениями. Представленные данные, полученные на
основе лонгитюдных исследований, подчеркивают пред-
положение, что тревожность предшествует депрессии.
Было также обнаружено, что дети с вторичным диагно-
зом «депрессия» и первичным «тревожность» имели бо-
лее продолжительные депрессивные эпизоды.
не только подчеркивают взаимосвязь тревожности и
депрессии, но и указывают на единство эффективных,
когнитивных, физиологических поведенческих компонен-
тов. Фактом, на котором сходится большинство иссле-
дований, представляется временная связь между этими
нарушениями. Представленные данные, полученные на
основе лонгитюдных исследований, подчеркивают пред-
положение, что тревожность предшествует депрессии.
Было также обнаружено, что дети с вторичным диагно-
зом «депрессия» и первичным «тревожность» имели бо-
лее продолжительные депрессивные эпизоды.
13-20 76
Аннотация
Насколько эффективно можно удов-
летворять потребности и нужды пожилых людей в сис-
теме социального обслуживания населения? Для от-
вета на этот вопрос требуется определиться не только
с понятиями «потребность», «мотивация» и др., но и с
современными подходами к их изучению и примене-
нию в практике. В статье рассматриваются представ-
ления о потребностях и мотивах в психологии, особое
внимание уделено мотивационно-потребностной сфе-
ре в позднем возрасте, приведены примеры изучения
мотивации пожилых людей, намечены перспективы
практического применения понятия «потребности» или
«нуждаемости» в системе социальной защиты населе-
ния
летворять потребности и нужды пожилых людей в сис-
теме социального обслуживания населения? Для от-
вета на этот вопрос требуется определиться не только
с понятиями «потребность», «мотивация» и др., но и с
современными подходами к их изучению и примене-
нию в практике. В статье рассматриваются представ-
ления о потребностях и мотивах в психологии, особое
внимание уделено мотивационно-потребностной сфе-
ре в позднем возрасте, приведены примеры изучения
мотивации пожилых людей, намечены перспективы
практического применения понятия «потребности» или
«нуждаемости» в системе социальной защиты населе-
ния
21-26 69
Аннотация
В статье представлен авторская ме-
тодика изучения устойчивости жизненного мира че-
ловека. Его применение легло в основу проведенного
исследования и сравнительного анализа устойчивости
жизненного мира людей, находящихся в привычных
и кризисных условиях жизнедеятельности. Получены
результаты, позволяющие констатировать различия
в группах респондентов, находящихся в привычной
(стабильной) жизненной ситуации (первая группа) и в
кризисных условиях жизнедеятельности (вторая груп-
па). Выделены особенности устойчивости жизненного
мира людей, находящихся в кризисных условиях жиз-
недеятельности.
тодика изучения устойчивости жизненного мира че-
ловека. Его применение легло в основу проведенного
исследования и сравнительного анализа устойчивости
жизненного мира людей, находящихся в привычных
и кризисных условиях жизнедеятельности. Получены
результаты, позволяющие констатировать различия
в группах респондентов, находящихся в привычной
(стабильной) жизненной ситуации (первая группа) и в
кризисных условиях жизнедеятельности (вторая груп-
па). Выделены особенности устойчивости жизненного
мира людей, находящихся в кризисных условиях жиз-
недеятельности.
27-34 165
Аннотация
В исследовании предпринята попытка
прояснить понятие «отношения», т.е. собрать и про-
анализировать различные толкования данного тер-
мина в философии и логике, социологии, психологии,
лингвистике. Исследуемое понятие рассматривается
преимущественно в отечественной (российской) тра-
диции. Представлен круг смежных понятий: психоло-
гическое отношение, межличностные отношения, ус-
тановка, социальная установка (attitude), экспектация,
мотив, направленность и др.
В статье дано описание ключевых моментов теории
психологических отношений человека В.Н.Мясищева,
из которого видно, что даже в наиболее проработан-
ной отечественной концепции отношений этот фено-
мен не имеет однозначного смысла, а представляет
собой специфически многозначный, широкий и едва
ли не универсальный спектр значений.
прояснить понятие «отношения», т.е. собрать и про-
анализировать различные толкования данного тер-
мина в философии и логике, социологии, психологии,
лингвистике. Исследуемое понятие рассматривается
преимущественно в отечественной (российской) тра-
диции. Представлен круг смежных понятий: психоло-
гическое отношение, межличностные отношения, ус-
тановка, социальная установка (attitude), экспектация,
мотив, направленность и др.
В статье дано описание ключевых моментов теории
психологических отношений человека В.Н.Мясищева,
из которого видно, что даже в наиболее проработан-
ной отечественной концепции отношений этот фено-
мен не имеет однозначного смысла, а представляет
собой специфически многозначный, широкий и едва
ли не универсальный спектр значений.
35-39 53
Аннотация
В статье лидерские качества подрос-
тка рассматриваются как элемент ценностной сферы
его личности, наиболее эффективно формируемых в
условиях референтной группы. Автор показывает,
что ценностная обусловленность подросткового рефе-
рентного лидерства предполагает влияние психологи-
ческих факторов, объединяющих в себе наиболее зна-
чимые в этом возрасте ценности (успех, сплоченность
и авторитет), которые эффективнее будут реализовы-
ваться при соблюдении следующих условий: мотива-
ции достижения успеха группой, уподобления лидеру
членов группы по своим личностным качествам и под-
ражанию ему в поведении, признания лидера группой
и доверия членов группы лидеру.
тка рассматриваются как элемент ценностной сферы
его личности, наиболее эффективно формируемых в
условиях референтной группы. Автор показывает,
что ценностная обусловленность подросткового рефе-
рентного лидерства предполагает влияние психологи-
ческих факторов, объединяющих в себе наиболее зна-
чимые в этом возрасте ценности (успех, сплоченность
и авторитет), которые эффективнее будут реализовы-
ваться при соблюдении следующих условий: мотива-
ции достижения успеха группой, уподобления лидеру
членов группы по своим личностным качествам и под-
ражанию ему в поведении, признания лидера группой
и доверия членов группы лидеру.
40-46 55
Аннотация
В условиях современного российско-
го общества представители различных социальных
групп обладают разной степенью удовлетворенности
качеством своей жизни. Изменения уровня и качества
жизни населения трансформировались в социально-
экономические и психологические проблемы, которые
имеют острые негативные последствия. Молодежь
как значимый ресурс любой страны должна ощущать
психологическое благополучие относительно качес-
тва своей жизни для того, чтобы выполнять функции
воспроизводства и дальнейшего развития общества.
Однако молодые люди из разностатусных социальных
групп обладают разным уровнем удовлетворенности
качеством своей жизни.
го общества представители различных социальных
групп обладают разной степенью удовлетворенности
качеством своей жизни. Изменения уровня и качества
жизни населения трансформировались в социально-
экономические и психологические проблемы, которые
имеют острые негативные последствия. Молодежь
как значимый ресурс любой страны должна ощущать
психологическое благополучие относительно качес-
тва своей жизни для того, чтобы выполнять функции
воспроизводства и дальнейшего развития общества.
Однако молодые люди из разностатусных социальных
групп обладают разным уровнем удовлетворенности
качеством своей жизни.
47-49 34
Аннотация
В статье представлен сравнительный
анализ данных, полученных в результате проведённых
исследований копинг-сратегий, которые используют
испытуемые, считающие себя здоровыми, и лица, име-
ющие жалобы психосоматического характера. Обос-
новывается научный вывод о том, что эмоциональные
свойства личности определяют выбор стратегий совла-
дающего поведения у лиц, имеющих различные жалобы
психосоматического характера. Доказывается, что при
нарушении регуляции деструктивных эмоциональных
состояний и при отсутствии возможности выбора эф-
фективной копинг-стратегии возникает высокая сте-
пень рассогласованности составляющих компонентов
структуры совладающего поведения и эмоциональных
свойств с индивидуальными ресурсами.
анализ данных, полученных в результате проведённых
исследований копинг-сратегий, которые используют
испытуемые, считающие себя здоровыми, и лица, име-
ющие жалобы психосоматического характера. Обос-
новывается научный вывод о том, что эмоциональные
свойства личности определяют выбор стратегий совла-
дающего поведения у лиц, имеющих различные жалобы
психосоматического характера. Доказывается, что при
нарушении регуляции деструктивных эмоциональных
состояний и при отсутствии возможности выбора эф-
фективной копинг-стратегии возникает высокая сте-
пень рассогласованности составляющих компонентов
структуры совладающего поведения и эмоциональных
свойств с индивидуальными ресурсами.
50-58 50
Аннотация
В статье в качестве основного средства
оптимизации социально-психологической безопасности
рассматривается тренинг безопасности. Описываются
алгоритм, базовые положения, направленность, особен-
ности тренинга социально-психологической безопаснос-
ти личности. Обосновываются долговременные эффек-
ты, методологические основы, структура и ожидаемые
результаты тренинга. На основе эмпирического иссле-
дования показана высокая эффективность проведенного
тренинга, а также сделан вывод о его практической зна-
чимости, а именно, о возможности его использования для
предотвращения негативных тенденций в обществе.
оптимизации социально-психологической безопасности
рассматривается тренинг безопасности. Описываются
алгоритм, базовые положения, направленность, особен-
ности тренинга социально-психологической безопаснос-
ти личности. Обосновываются долговременные эффек-
ты, методологические основы, структура и ожидаемые
результаты тренинга. На основе эмпирического иссле-
дования показана высокая эффективность проведенного
тренинга, а также сделан вывод о его практической зна-
чимости, а именно, о возможности его использования для
предотвращения негативных тенденций в обществе.
59-66 57
Аннотация
В статье рассмотрена отечественная
и зарубежная психологическая теория, посвящённая
проблеме стиля руководства. Дано определение по-
нятию «стиль» в современном понимании. Кратко ос-
вещены исследования стиля и зависимость индивиду-
ального стиля деятельности и руководства от нервной
системы личности. Определяются критерии и показа-
тели для обоснования зависимости стиля руководс-
тва от свойств темперамента руководителя. В работе
отражены наиболее коррелируемые показатели стиля
руководства и темперамента личности.
и зарубежная психологическая теория, посвящённая
проблеме стиля руководства. Дано определение по-
нятию «стиль» в современном понимании. Кратко ос-
вещены исследования стиля и зависимость индивиду-
ального стиля деятельности и руководства от нервной
системы личности. Определяются критерии и показа-
тели для обоснования зависимости стиля руководс-
тва от свойств темперамента руководителя. В работе
отражены наиболее коррелируемые показатели стиля
руководства и темперамента личности.
67-72 72
Аннотация
В статье анализируются результаты
исследования особенностей эмоционально-волевой
регуляции школьников при переходе из начальной
школы в среднюю. Показано, что в структуре эмоцио-
нально-волевой регуляции младшего школьника при-
сутствуют два блока. Интеллектуальный компонент и
волевой компонент составляют один блок. Показатели
параметров этих компонентов тесно взаимосвязаны.
Другой блок включает эмоциональный и мотивацион-
ный компоненты. Показатели эмоционального компо-
нента тесно взаимосвязаны между собой, а с показа-
телями мотивационного компонента связаны слабо.
При переходе в пятый класс происходит становление
объединенного механизма эмоционально-волевой
регуляции. Показатели параметров всех компонентов
находятся в тесной взаимосвязи.
исследования особенностей эмоционально-волевой
регуляции школьников при переходе из начальной
школы в среднюю. Показано, что в структуре эмоцио-
нально-волевой регуляции младшего школьника при-
сутствуют два блока. Интеллектуальный компонент и
волевой компонент составляют один блок. Показатели
параметров этих компонентов тесно взаимосвязаны.
Другой блок включает эмоциональный и мотивацион-
ный компоненты. Показатели эмоционального компо-
нента тесно взаимосвязаны между собой, а с показа-
телями мотивационного компонента связаны слабо.
При переходе в пятый класс происходит становление
объединенного механизма эмоционально-волевой
регуляции. Показатели параметров всех компонентов
находятся в тесной взаимосвязи.
73-84 36
Аннотация
В статье представлены данные
сравнительного анализа результатов эмпирического
исследования двух групп подростков, воспитываю-
щихся в семье, и социальных сирот, проживающих в
социально-реабилитационном центре. Исследование,
проведенное с помощью методики Куна-Макпартленда
«Кто Я?», показало значимые различия в самоопреде-
лении респондентов. С помощью анализа структурных
составляющих социальной идентичности показаны
различия в выборах подростков, их образа-Я, эмоци-
ональных реакциях на социальные ситуации; опреде-
лены основные векторы формирования подростковой
идентичности у двух групп респондентов, роль значи-
мых Других в их социальном мире.
сравнительного анализа результатов эмпирического
исследования двух групп подростков, воспитываю-
щихся в семье, и социальных сирот, проживающих в
социально-реабилитационном центре. Исследование,
проведенное с помощью методики Куна-Макпартленда
«Кто Я?», показало значимые различия в самоопреде-
лении респондентов. С помощью анализа структурных
составляющих социальной идентичности показаны
различия в выборах подростков, их образа-Я, эмоци-
ональных реакциях на социальные ситуации; опреде-
лены основные векторы формирования подростковой
идентичности у двух групп респондентов, роль значи-
мых Других в их социальном мире.
85-90 49
Аннотация
В статье исследуются стратегии раз-
вития ценностно-смысловой сферы личности совре-
менного школьника. Развитие ценностно-смысловой
сферы личности рассматривается как двусторонний
процесс, для решения которого, с одной стороны, не-
обходимо расширение системы знания ценностей, с
другой - учет способа их присвоения. В качестве ус-
ловий развития ценностно-смыслового пространства
личности школьника рассматриваются: ознакомление
и актуализации существующих в культуре ценностей,
роль образца, освоения личностью новых социальных
ролей, смыслопреобразующая деятельность, созда-
ние ситуаций для возможного эмоционального откли-
ка, учет социокультурных условий.
вития ценностно-смысловой сферы личности совре-
менного школьника. Развитие ценностно-смысловой
сферы личности рассматривается как двусторонний
процесс, для решения которого, с одной стороны, не-
обходимо расширение системы знания ценностей, с
другой - учет способа их присвоения. В качестве ус-
ловий развития ценностно-смыслового пространства
личности школьника рассматриваются: ознакомление
и актуализации существующих в культуре ценностей,
роль образца, освоения личностью новых социальных
ролей, смыслопреобразующая деятельность, созда-
ние ситуаций для возможного эмоционального откли-
ка, учет социокультурных условий.
91-100 30
Аннотация
Статья посвящена результатам иссле-
дований использования детьми и подростками Интер-
нета в образовательном процессе. В ней раскрывает-
ся неоднозначное отношение к Интернету школьников
разных возрастов. Показано, что современные подрос-
тки разных стран мира предпочитают Интернет-обще-
ние всем другим его видам, важность и значимость для
них возможности заводить большое количество дру-
зей в Интернете. Поднимаются вопросы проблем роди-
телей в вопросах управления процесса использования
Интернета в образовательном процессе.
дований использования детьми и подростками Интер-
нета в образовательном процессе. В ней раскрывает-
ся неоднозначное отношение к Интернету школьников
разных возрастов. Показано, что современные подрос-
тки разных стран мира предпочитают Интернет-обще-
ние всем другим его видам, важность и значимость для
них возможности заводить большое количество дру-
зей в Интернете. Поднимаются вопросы проблем роди-
телей в вопросах управления процесса использования
Интернета в образовательном процессе.
101-105 48
Аннотация
Среди внесемейных источников поло-
ролевой социализации особое место занимает теле-
видение как доступный, и массовый информационный
канал. Мальчики и девочки получают разнообразную
информацию о проблемах пола, полоролевой атрибу-
тике, взаимоотношениях между полами из ТВ источни-
ков. В младшем школьном возрасте внимание к ТВ и
диапазон интересов мальчиков и девочек возрастает.
У детей часто смотрящих телепередачи, ориентиро-
ванные на взрослую аудиторию, полоролевые сте-
реотипы взаимосвязаны с гендерными стереотипами
интересных младшим школьникам персонажей. В со-
держание полоролевых стереотипов детей указанного
возраста включаются качества ТВ персонажей.
ролевой социализации особое место занимает теле-
видение как доступный, и массовый информационный
канал. Мальчики и девочки получают разнообразную
информацию о проблемах пола, полоролевой атрибу-
тике, взаимоотношениях между полами из ТВ источни-
ков. В младшем школьном возрасте внимание к ТВ и
диапазон интересов мальчиков и девочек возрастает.
У детей часто смотрящих телепередачи, ориентиро-
ванные на взрослую аудиторию, полоролевые сте-
реотипы взаимосвязаны с гендерными стереотипами
интересных младшим школьникам персонажей. В со-
держание полоролевых стереотипов детей указанного
возраста включаются качества ТВ персонажей.
106-111 73
Аннотация
В современном обществе пробле-
ма родительства является одной из наиболее акту-
альных. Важная роль в психологическом феномене
родительства принадлежит системе представлений
будущих родителей об идеальном родителе, о роди-
тельских отношениях и позициях, о стилях воспитания
ребенка. Практически значимой психологической за-
дачей выступает подготовка студентов к будущему ро-
дительству. Чем адекватнее и конкретнее будет сфор-
мирована система их представлений о родительстве,
тем выше вероятность создания полноценной семьи и
успешного воспитания ребенка.
ма родительства является одной из наиболее акту-
альных. Важная роль в психологическом феномене
родительства принадлежит системе представлений
будущих родителей об идеальном родителе, о роди-
тельских отношениях и позициях, о стилях воспитания
ребенка. Практически значимой психологической за-
дачей выступает подготовка студентов к будущему ро-
дительству. Чем адекватнее и конкретнее будет сфор-
мирована система их представлений о родительстве,
тем выше вероятность создания полноценной семьи и
успешного воспитания ребенка.
112-117 53
Аннотация
Автор рассматривает ценностное от-
ношение будущего учителя к личности учащегося как
интегрированное личностно-смысловое образование,
включающее вербальную, образную, аффективную
формы личностного смысла, смыслообразующий мо-
тив деятельности. Выявлено, что у части студентов
формирование профессиональных отношений перво-
начально связано с механизмом подражания. В этом
случае становление ценностного отношения ослож-
нено наличием у студентов стереотипов, установок,
моделей отношений, не соответствующих гуманисти-
ческим ценностям. Основными механизмами форми-
рования ценностного отношения выступают интери-
оризация, переживание, рефлексия, целеполагание,
идентификация с педагогами-профессионалами.
ношение будущего учителя к личности учащегося как
интегрированное личностно-смысловое образование,
включающее вербальную, образную, аффективную
формы личностного смысла, смыслообразующий мо-
тив деятельности. Выявлено, что у части студентов
формирование профессиональных отношений перво-
начально связано с механизмом подражания. В этом
случае становление ценностного отношения ослож-
нено наличием у студентов стереотипов, установок,
моделей отношений, не соответствующих гуманисти-
ческим ценностям. Основными механизмами форми-
рования ценностного отношения выступают интери-
оризация, переживание, рефлексия, целеполагание,
идентификация с педагогами-профессионалами.
118-126 38
Аннотация
Статья посвящена профилактике нар-
копотребления в деятельности войскового психолога
как фактору личностной надежности специалиста. В
ней уточнено понятие личностная надежность специа-
листа, на основе анализа существующей зарубежной и
отечественной практик показано, что ее неотъемлемой
частью является профилактика наркопотребления,
имеющая выраженное психологическое содержание.
На основе анализа действующих нормативных доку-
ментов, регламентирующих борьбу с наркоманией в
Вооруженных Силах России, исследуется динамика
ее рассмотрения и представленность психологичес-
кой составляющей. Рассмотрено участие психологов в
решении аналогичных проблем в армии США. На этой
основе делается вывод о существенных различиях в
имеющихся в России и в США подходах.
копотребления в деятельности войскового психолога
как фактору личностной надежности специалиста. В
ней уточнено понятие личностная надежность специа-
листа, на основе анализа существующей зарубежной и
отечественной практик показано, что ее неотъемлемой
частью является профилактика наркопотребления,
имеющая выраженное психологическое содержание.
На основе анализа действующих нормативных доку-
ментов, регламентирующих борьбу с наркоманией в
Вооруженных Силах России, исследуется динамика
ее рассмотрения и представленность психологичес-
кой составляющей. Рассмотрено участие психологов в
решении аналогичных проблем в армии США. На этой
основе делается вывод о существенных различиях в
имеющихся в России и в США подходах.
127-130 36
Аннотация
В статье содержится анализ тео-
ретических исследований понятий «компетенция»/
«компетентность» и предлагается их разграничение. В
качестве структурных компонентов коммуникативной
компетенции специалиста противопожарной службы
выделены когнитивные, речевые, интерактивные стра-
тегии. Рассматривая коммуникативные затруднения
относительно содержания деятельности специалиста
противопожарной службы, мы определили типы ком-
муникативных затруднений. На основе выделенной
структуры коммуникативной компетенции и выявлен-
ных особенностей коммуникативного взаимодействия
в экстремальных условиях дано содержательное оп-
ределение понятию «коммуникативная компетенция
специалиста противопожарной службы».
ретических исследований понятий «компетенция»/
«компетентность» и предлагается их разграничение. В
качестве структурных компонентов коммуникативной
компетенции специалиста противопожарной службы
выделены когнитивные, речевые, интерактивные стра-
тегии. Рассматривая коммуникативные затруднения
относительно содержания деятельности специалиста
противопожарной службы, мы определили типы ком-
муникативных затруднений. На основе выделенной
структуры коммуникативной компетенции и выявлен-
ных особенностей коммуникативного взаимодействия
в экстремальных условиях дано содержательное оп-
ределение понятию «коммуникативная компетенция
специалиста противопожарной службы».
131-134 68
Аннотация
В статье исследованы социально-пси-
хологические факторы формирования рынка труда мо-
лодежи в условиях выхода из мирового финансового
кризиса. Представляет интерес сопоставление мнений
молодых работников и работодателей о важнейших
качествах, которые необходимы в трудовой деятель-
ности: качественное образование, высокий професси-
онализм, способность к самостоятельным действиям,
ответственность, надежность, коммуникабельность,
высокая работоспособность, здоровье. Отмечается
различное отношение к молодой рабочей силе руково-
дителей государственных и частных предприятий.
хологические факторы формирования рынка труда мо-
лодежи в условиях выхода из мирового финансового
кризиса. Представляет интерес сопоставление мнений
молодых работников и работодателей о важнейших
качествах, которые необходимы в трудовой деятель-
ности: качественное образование, высокий професси-
онализм, способность к самостоятельным действиям,
ответственность, надежность, коммуникабельность,
высокая работоспособность, здоровье. Отмечается
различное отношение к молодой рабочей силе руково-
дителей государственных и частных предприятий.
135-141 51
Аннотация
В статье исследуется связь профес-
сионально ориентированной деятельности индивида
со структурами индивидуального стиля саморегуляции
психических состояний, приводится описание структу-
ры индивидуального стиля саморегуляции психических
состояний студентов, военнослужащих и учителей-
предметников. Эмпирически сопоставляя группы ис-
пытуемых, авторы пытаются ответить на вопрос, каким
образом влияет профессионально ориентированная
деятельность на структуру индивидуального стиля са-
морегуляции и какие психические состояния являются
ведущими в различных видах профессионализации.
В ходе экспериментального исследования были ис-
пользованы 25 показателей психологических методик М.
Люшера, Г. Айзенка, А. Прохорова, Л. Куликова, О. Мик-
шика. При помощи этих показателей в каждой выборке
выявлены и охарактеризованы четыре типа структур
индивидуального стиля саморегуляции психических со-
стояний (гармоничный, затратный, накопительный и эко-
номный). Основываясь на результатах дисперсионного
и кластерного анализа, также выявлены переменные,
характеризующие влияние условий профессионально
ориентированной деятельности на структуру индивиду-
ального стиля саморегуляции психических состояний.
сионально ориентированной деятельности индивида
со структурами индивидуального стиля саморегуляции
психических состояний, приводится описание структу-
ры индивидуального стиля саморегуляции психических
состояний студентов, военнослужащих и учителей-
предметников. Эмпирически сопоставляя группы ис-
пытуемых, авторы пытаются ответить на вопрос, каким
образом влияет профессионально ориентированная
деятельность на структуру индивидуального стиля са-
морегуляции и какие психические состояния являются
ведущими в различных видах профессионализации.
В ходе экспериментального исследования были ис-
пользованы 25 показателей психологических методик М.
Люшера, Г. Айзенка, А. Прохорова, Л. Куликова, О. Мик-
шика. При помощи этих показателей в каждой выборке
выявлены и охарактеризованы четыре типа структур
индивидуального стиля саморегуляции психических со-
стояний (гармоничный, затратный, накопительный и эко-
номный). Основываясь на результатах дисперсионного
и кластерного анализа, также выявлены переменные,
характеризующие влияние условий профессионально
ориентированной деятельности на структуру индивиду-
ального стиля саморегуляции психических состояний.
141-148 71
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос актуаль-
ности проблемы первичной профилактики психофи-
зического благополучия военнослужащих по призыву.
Представлен анализ факторов, негативно влияющих
на психофизическое благополучие военнослужащих:
психогенный, социогенный, экогенный. В ходе иссле-
дования разработана и апробирована модель подхода
психологического мониторинга военнослужащих, ба-
зовым содержанием которого является диагностика и
коррекция показателей психофизического благополу-
чия, в том числе вовлеченности в наркопотребление,
методом вегетативного резонансного тестирования
ности проблемы первичной профилактики психофи-
зического благополучия военнослужащих по призыву.
Представлен анализ факторов, негативно влияющих
на психофизическое благополучие военнослужащих:
психогенный, социогенный, экогенный. В ходе иссле-
дования разработана и апробирована модель подхода
психологического мониторинга военнослужащих, ба-
зовым содержанием которого является диагностика и
коррекция показателей психофизического благополу-
чия, в том числе вовлеченности в наркопотребление,
методом вегетативного резонансного тестирования
149-156 57
Аннотация
В статье изложены результаты иссле-
дования представления преподавателей высшей шко-
лы о профессионале, исследователе, гражданине и
ученике. Выделены особенности важности отдельных
характеристик преподавателя высшей школы, которые
оказывают влияние на результат его деятельности.
Выявлены отличия представлений преподавателей с
различным стажем профессиональной деятельности в
ВУЗе об отдельных характеристиках, обеспечивающих
эффективную профессиональную деятельность. Ис-
следование показало, что интерес к осуществлению
исследовательской деятельности у преподавателей вы-
сшей школы достаточно высок. Одним из важных фак-
торов преподаватели высшей школы считают возмож-
ность заниматься исследовательской деятельностью в
свободное время, которое дополнительно выделяется
для данного вида деятельности и может представлять-
ся в виде творческого отпуска.
дования представления преподавателей высшей шко-
лы о профессионале, исследователе, гражданине и
ученике. Выделены особенности важности отдельных
характеристик преподавателя высшей школы, которые
оказывают влияние на результат его деятельности.
Выявлены отличия представлений преподавателей с
различным стажем профессиональной деятельности в
ВУЗе об отдельных характеристиках, обеспечивающих
эффективную профессиональную деятельность. Ис-
следование показало, что интерес к осуществлению
исследовательской деятельности у преподавателей вы-
сшей школы достаточно высок. Одним из важных фак-
торов преподаватели высшей школы считают возмож-
ность заниматься исследовательской деятельностью в
свободное время, которое дополнительно выделяется
для данного вида деятельности и может представлять-
ся в виде творческого отпуска.
156-162 61
Аннотация
В статье исследуются четыре механиз-
ма эмоционального воздействия музыки на слушателя:
психофизиологический, симптоматийный, предмет-
но-ситуативный и жизненного контекста. Функциони-
рование психофизиологического и симптоматийного
механизмов обусловлено особенностями воздействия
музыкально-звуковой материи на мозг человека и его
способностью присваивать симптомы эмоциональных
переживаний. Функционирование предметно-ситуа-
тивного механизма связано со способностью музыки
отражать эмоционально значимый для слушателя
предмет. В механизме же жизненного контекста му-
зыка не управляет эмоциональными переживаниями
слушателя (как это происходит в трёх названных выше
механизмах), а лишь служит толчком к ним, напоминая
об особых жизненных обстоятельствах.
ма эмоционального воздействия музыки на слушателя:
психофизиологический, симптоматийный, предмет-
но-ситуативный и жизненного контекста. Функциони-
рование психофизиологического и симптоматийного
механизмов обусловлено особенностями воздействия
музыкально-звуковой материи на мозг человека и его
способностью присваивать симптомы эмоциональных
переживаний. Функционирование предметно-ситуа-
тивного механизма связано со способностью музыки
отражать эмоционально значимый для слушателя
предмет. В механизме же жизненного контекста му-
зыка не управляет эмоциональными переживаниями
слушателя (как это происходит в трёх названных выше
механизмах), а лишь служит толчком к ним, напоминая
об особых жизненных обстоятельствах.
163-170 28
Аннотация
В статье представлены основные
проблемы социального образования в России. Автор
осмысливает в социально-историческом контексте
первые итоги двадцатилетней отечественной практи-
ки социальной работы, сравнивает их с аналогичным
опытом некоторых европейских стран, анализирует в
критическом ключе этапы отечественного социально-
го образования, а также рассматривает стратегии и
современные тенденции отечественного социального
образования, его особенности в дискурсе общих на-
правлений развития Болонского процесса.
проблемы социального образования в России. Автор
осмысливает в социально-историческом контексте
первые итоги двадцатилетней отечественной практи-
ки социальной работы, сравнивает их с аналогичным
опытом некоторых европейских стран, анализирует в
критическом ключе этапы отечественного социально-
го образования, а также рассматривает стратегии и
современные тенденции отечественного социального
образования, его особенности в дискурсе общих на-
правлений развития Болонского процесса.
171-176 99
Аннотация
в статье обосновывается вариант
системного подхода в изучении и построении соци-
ально-педагогических концепций и систем, который
позволяет понять природу и сущность процессов со-
циализации, а также выявить их основные направле-
ния. Анализируется взаимосвязь законов, принципов
и правил в социальной педагогике и их реализация в
ходе педагогической деятельности. Исследуется про-
блема целеполагания в воспитательном процессе. В
статье сформулирована методологическая позиция в
рассмотрении социально-педагогической концепции.
системного подхода в изучении и построении соци-
ально-педагогических концепций и систем, который
позволяет понять природу и сущность процессов со-
циализации, а также выявить их основные направле-
ния. Анализируется взаимосвязь законов, принципов
и правил в социальной педагогике и их реализация в
ходе педагогической деятельности. Исследуется про-
блема целеполагания в воспитательном процессе. В
статье сформулирована методологическая позиция в
рассмотрении социально-педагогической концепции.
177-182 39
Аннотация
В статье представлена инновацион-
ная прогностическая модель, системно отражающая
педагогическую концепцию развития эмоциональной
культуры социального педагога в образовательном
процессе вуза. Показаны основные содержательно-
структурные компоненты разработанной концепции,
на основе системного подхода проанализированы их
функциональные взаимодействия. Выделяются внут-
ренние и внешние факторы развития эмоциональной
культуры, а также рассмотрены основные принципы,
на которые опирается её формирование
ная прогностическая модель, системно отражающая
педагогическую концепцию развития эмоциональной
культуры социального педагога в образовательном
процессе вуза. Показаны основные содержательно-
структурные компоненты разработанной концепции,
на основе системного подхода проанализированы их
функциональные взаимодействия. Выделяются внут-
ренние и внешние факторы развития эмоциональной
культуры, а также рассмотрены основные принципы,
на которые опирается её формирование
183-187 178
Аннотация
Волонтерство (добровольчество) в
статье представлено как эффективный инструмент го-
сударственной политики в молодежной и социальной
ее сферах, занятости и реализации прав граждан на
полноценное участие в жизни и делах своей страны
и, как следствие, социально-экономического развития
страны на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Добровольческая деятельность приносит пользу как
людям, получающим помощь, так и самим доброволь-
цам. Предложенный вывод базируется на исследова-
нии мотивов, порождающих добровольческую актив-
ность в экономически развитых европейских странах и
современной России.
статье представлено как эффективный инструмент го-
сударственной политики в молодежной и социальной
ее сферах, занятости и реализации прав граждан на
полноценное участие в жизни и делах своей страны
и, как следствие, социально-экономического развития
страны на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Добровольческая деятельность приносит пользу как
людям, получающим помощь, так и самим доброволь-
цам. Предложенный вывод базируется на исследова-
нии мотивов, порождающих добровольческую актив-
ность в экономически развитых европейских странах и
современной России.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)