Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 2 (2011)
Скачать выпуск PDF
7-12 62
Аннотация
Различные теоретические направления
не только подчеркивают взаимосвязь тревожности и
депрессии, но и указывают на единство эффективных,
когнитивных, физиологических поведенческих компонен-
тов. Фактом, на котором сходится большинство иссле-
дований, представляется временная связь между этими
нарушениями. Представленные данные, полученные на
основе лонгитюдных исследований, подчеркивают пред-
положение, что тревожность предшествует депрессии.
Было также обнаружено, что дети с вторичным диагно-
зом «депрессия» и первичным «тревожность» имели бо-
лее продолжительные депрессивные эпизоды.
13-20 76
Аннотация
Насколько эффективно можно удов-
летворять потребности и нужды пожилых людей в сис-
теме социального обслуживания населения? Для от-
вета на этот вопрос требуется определиться не только
с понятиями «потребность», «мотивация» и др., но и с
современными подходами к их изучению и примене-
нию в практике. В статье рассматриваются представ-
ления о потребностях и мотивах в психологии, особое
внимание уделено мотивационно-потребностной сфе-
ре в позднем возрасте, приведены примеры изучения
мотивации пожилых людей, намечены перспективы
практического применения понятия «потребности» или
«нуждаемости» в системе социальной защиты населе-
ния
21-26 69
Аннотация
В статье представлен авторская ме-
тодика изучения устойчивости жизненного мира че-
ловека. Его применение легло в основу проведенного
исследования и сравнительного анализа устойчивости
жизненного мира людей, находящихся в привычных
и кризисных условиях жизнедеятельности. Получены
результаты, позволяющие констатировать различия
в группах респондентов, находящихся в привычной
(стабильной) жизненной ситуации (первая группа) и в
кризисных условиях жизнедеятельности (вторая груп-
па). Выделены особенности устойчивости жизненного
мира людей, находящихся в кризисных условиях жиз-
недеятельности.
27-34 165
Аннотация
В исследовании предпринята попытка
прояснить понятие «отношения», т.е. собрать и про-
анализировать различные толкования данного тер-
мина в философии и логике, социологии, психологии,
лингвистике. Исследуемое понятие рассматривается
преимущественно в отечественной (российской) тра-
диции. Представлен круг смежных понятий: психоло-
гическое отношение, межличностные отношения, ус-
тановка, социальная установка (attitude), экспектация,
мотив, направленность и др.
В статье дано описание ключевых моментов теории
психологических отношений человека В.Н.Мясищева,
из которого видно, что даже в наиболее проработан-
ной отечественной концепции отношений этот фено-
мен не имеет однозначного смысла, а представляет
собой специфически многозначный, широкий и едва
ли не универсальный спектр значений.
35-39 52
Аннотация
В статье лидерские качества подрос-
тка рассматриваются как элемент ценностной сферы
его личности, наиболее эффективно формируемых в
условиях референтной группы. Автор показывает,
что ценностная обусловленность подросткового рефе-
рентного лидерства предполагает влияние психологи-
ческих факторов, объединяющих в себе наиболее зна-
чимые в этом возрасте ценности (успех, сплоченность
и авторитет), которые эффективнее будут реализовы-
ваться при соблюдении следующих условий: мотива-
ции достижения успеха группой, уподобления лидеру
членов группы по своим личностным качествам и под-
ражанию ему в поведении, признания лидера группой
и доверия членов группы лидеру.
40-46 55
Аннотация
В условиях современного российско-
го общества представители различных социальных
групп обладают разной степенью удовлетворенности
качеством своей жизни. Изменения уровня и качества
жизни населения трансформировались в социально-
экономические и психологические проблемы, которые
имеют острые негативные последствия. Молодежь
как значимый ресурс любой страны должна ощущать
психологическое благополучие относительно качес-
тва своей жизни для того, чтобы выполнять функции
воспроизводства и дальнейшего развития общества.
Однако молодые люди из разностатусных социальных
групп обладают разным уровнем удовлетворенности
качеством своей жизни.
47-49 34
Аннотация
В статье представлен сравнительный
анализ данных, полученных в результате проведённых
исследований копинг-сратегий, которые используют
испытуемые, считающие себя здоровыми, и лица, име-
ющие жалобы психосоматического характера. Обос-
новывается научный вывод о том, что эмоциональные
свойства личности определяют выбор стратегий совла-
дающего поведения у лиц, имеющих различные жалобы
психосоматического характера. Доказывается, что при
нарушении регуляции деструктивных эмоциональных
состояний и при отсутствии возможности выбора эф-
фективной копинг-стратегии возникает высокая сте-
пень рассогласованности составляющих компонентов
структуры совладающего поведения и эмоциональных
свойств с индивидуальными ресурсами.
50-58 50
Аннотация
В статье в качестве основного средства
оптимизации социально-психологической безопасности
рассматривается тренинг безопасности. Описываются
алгоритм, базовые положения, направленность, особен-
ности тренинга социально-психологической безопаснос-
ти личности. Обосновываются долговременные эффек-
ты, методологические основы, структура и ожидаемые
результаты тренинга. На основе эмпирического иссле-
дования показана высокая эффективность проведенного
тренинга, а также сделан вывод о его практической зна-
чимости, а именно, о возможности его использования для
предотвращения негативных тенденций в обществе.
59-66 57
Аннотация
В статье рассмотрена отечественная
и зарубежная психологическая теория, посвящённая
проблеме стиля руководства. Дано определение по-
нятию «стиль» в современном понимании. Кратко ос-
вещены исследования стиля и зависимость индивиду-
ального стиля деятельности и руководства от нервной
системы личности. Определяются критерии и показа-
тели для обоснования зависимости стиля руководс-
тва от свойств темперамента руководителя. В работе
отражены наиболее коррелируемые показатели стиля
руководства и темперамента личности.
67-72 72
Аннотация
В статье анализируются результаты
исследования особенностей эмоционально-волевой
регуляции школьников при переходе из начальной
школы в среднюю. Показано, что в структуре эмоцио-
нально-волевой регуляции младшего школьника при-
сутствуют два блока. Интеллектуальный компонент и
волевой компонент составляют один блок. Показатели
параметров этих компонентов тесно взаимосвязаны.
Другой блок включает эмоциональный и мотивацион-
ный компоненты. Показатели эмоционального компо-
нента тесно взаимосвязаны между собой, а с показа-
телями мотивационного компонента связаны слабо.
При переходе в пятый класс происходит становление
объединенного механизма эмоционально-волевой
регуляции. Показатели параметров всех компонентов
находятся в тесной взаимосвязи.
73-84 36
Аннотация
В статье представлены данные
сравнительного анализа результатов эмпирического
исследования двух групп подростков, воспитываю-
щихся в семье, и социальных сирот, проживающих в
социально-реабилитационном центре. Исследование,
проведенное с помощью методики Куна-Макпартленда
«Кто Я?», показало значимые различия в самоопреде-
лении респондентов. С помощью анализа структурных
составляющих социальной идентичности показаны
различия в выборах подростков, их образа-Я, эмоци-
ональных реакциях на социальные ситуации; опреде-
лены основные векторы формирования подростковой
идентичности у двух групп респондентов, роль значи-
мых Других в их социальном мире.
85-90 49
Аннотация
В статье исследуются стратегии раз-
вития ценностно-смысловой сферы личности совре-
менного школьника. Развитие ценностно-смысловой
сферы личности рассматривается как двусторонний
процесс, для решения которого, с одной стороны, не-
обходимо расширение системы знания ценностей, с
другой - учет способа их присвоения. В качестве ус-
ловий развития ценностно-смыслового пространства
личности школьника рассматриваются: ознакомление
и актуализации существующих в культуре ценностей,
роль образца, освоения личностью новых социальных
ролей, смыслопреобразующая деятельность, созда-
ние ситуаций для возможного эмоционального откли-
ка, учет социокультурных условий.
91-100 30
Аннотация
Статья посвящена результатам иссле-
дований использования детьми и подростками Интер-
нета в образовательном процессе. В ней раскрывает-
ся неоднозначное отношение к Интернету школьников
разных возрастов. Показано, что современные подрос-
тки разных стран мира предпочитают Интернет-обще-
ние всем другим его видам, важность и значимость для
них возможности заводить большое количество дру-
зей в Интернете. Поднимаются вопросы проблем роди-
телей в вопросах управления процесса использования
Интернета в образовательном процессе.
101-105 48
Аннотация
Среди внесемейных источников поло-
ролевой социализации особое место занимает теле-
видение как доступный, и массовый информационный
канал. Мальчики и девочки получают разнообразную
информацию о проблемах пола, полоролевой атрибу-
тике, взаимоотношениях между полами из ТВ источни-
ков. В младшем школьном возрасте внимание к ТВ и
диапазон интересов мальчиков и девочек возрастает.
У детей часто смотрящих телепередачи, ориентиро-
ванные на взрослую аудиторию, полоролевые сте-
реотипы взаимосвязаны с гендерными стереотипами
интересных младшим школьникам персонажей. В со-
держание полоролевых стереотипов детей указанного
возраста включаются качества ТВ персонажей.
106-111 72
Аннотация
В современном обществе пробле-
ма родительства является одной из наиболее акту-
альных. Важная роль в психологическом феномене
родительства принадлежит системе представлений
будущих родителей об идеальном родителе, о роди-
тельских отношениях и позициях, о стилях воспитания
ребенка. Практически значимой психологической за-
дачей выступает подготовка студентов к будущему ро-
дительству. Чем адекватнее и конкретнее будет сфор-
мирована система их представлений о родительстве,
тем выше вероятность создания полноценной семьи и
успешного воспитания ребенка.
112-117 53
Аннотация
Автор рассматривает ценностное от-
ношение будущего учителя к личности учащегося как
интегрированное личностно-смысловое образование,
включающее вербальную, образную, аффективную
формы личностного смысла, смыслообразующий мо-
тив деятельности. Выявлено, что у части студентов
формирование профессиональных отношений перво-
начально связано с механизмом подражания. В этом
случае становление ценностного отношения ослож-
нено наличием у студентов стереотипов, установок,
моделей отношений, не соответствующих гуманисти-
ческим ценностям. Основными механизмами форми-
рования ценностного отношения выступают интери-
оризация, переживание, рефлексия, целеполагание,
идентификация с педагогами-профессионалами.
118-126 38
Аннотация
Статья посвящена профилактике нар-
копотребления в деятельности войскового психолога
как фактору личностной надежности специалиста. В
ней уточнено понятие личностная надежность специа-
листа, на основе анализа существующей зарубежной и
отечественной практик показано, что ее неотъемлемой
частью является профилактика наркопотребления,
имеющая выраженное психологическое содержание.
На основе анализа действующих нормативных доку-
ментов, регламентирующих борьбу с наркоманией в
Вооруженных Силах России, исследуется динамика
ее рассмотрения и представленность психологичес-
кой составляющей. Рассмотрено участие психологов в
решении аналогичных проблем в армии США. На этой
основе делается вывод о существенных различиях в
имеющихся в России и в США подходах.
127-130 36
Аннотация
В статье содержится анализ тео-
ретических исследований понятий «компетенция»/
«компетентность» и предлагается их разграничение. В
качестве структурных компонентов коммуникативной
компетенции специалиста противопожарной службы
выделены когнитивные, речевые, интерактивные стра-
тегии. Рассматривая коммуникативные затруднения
относительно содержания деятельности специалиста
противопожарной службы, мы определили типы ком-
муникативных затруднений. На основе выделенной
структуры коммуникативной компетенции и выявлен-
ных особенностей коммуникативного взаимодействия
в экстремальных условиях дано содержательное оп-
ределение понятию «коммуникативная компетенция
специалиста противопожарной службы».
131-134 68
Аннотация
В статье исследованы социально-пси-
хологические факторы формирования рынка труда мо-
лодежи в условиях выхода из мирового финансового
кризиса. Представляет интерес сопоставление мнений
молодых работников и работодателей о важнейших
качествах, которые необходимы в трудовой деятель-
ности: качественное образование, высокий професси-
онализм, способность к самостоятельным действиям,
ответственность, надежность, коммуникабельность,
высокая работоспособность, здоровье. Отмечается
различное отношение к молодой рабочей силе руково-
дителей государственных и частных предприятий.
135-141 51
Аннотация
В статье исследуется связь профес-
сионально ориентированной деятельности индивида
со структурами индивидуального стиля саморегуляции
психических состояний, приводится описание структу-
ры индивидуального стиля саморегуляции психических
состояний студентов, военнослужащих и учителей-
предметников. Эмпирически сопоставляя группы ис-
пытуемых, авторы пытаются ответить на вопрос, каким
образом влияет профессионально ориентированная
деятельность на структуру индивидуального стиля са-
морегуляции и какие психические состояния являются
ведущими в различных видах профессионализации.
В ходе экспериментального исследования были ис-
пользованы 25 показателей психологических методик М.
Люшера, Г. Айзенка, А. Прохорова, Л. Куликова, О. Мик-
шика. При помощи этих показателей в каждой выборке
выявлены и охарактеризованы четыре типа структур
индивидуального стиля саморегуляции психических со-
стояний (гармоничный, затратный, накопительный и эко-
номный). Основываясь на результатах дисперсионного
и кластерного анализа, также выявлены переменные,
характеризующие влияние условий профессионально
ориентированной деятельности на структуру индивиду-
ального стиля саморегуляции психических состояний.
141-148 71
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос актуаль-
ности проблемы первичной профилактики психофи-
зического благополучия военнослужащих по призыву.
Представлен анализ факторов, негативно влияющих
на психофизическое благополучие военнослужащих:
психогенный, социогенный, экогенный. В ходе иссле-
дования разработана и апробирована модель подхода
психологического мониторинга военнослужащих, ба-
зовым содержанием которого является диагностика и
коррекция показателей психофизического благополу-
чия, в том числе вовлеченности в наркопотребление,
методом вегетативного резонансного тестирования
149-156 57
Аннотация
В статье изложены результаты иссле-
дования представления преподавателей высшей шко-
лы о профессионале, исследователе, гражданине и
ученике. Выделены особенности важности отдельных
характеристик преподавателя высшей школы, которые
оказывают влияние на результат его деятельности.
Выявлены отличия представлений преподавателей с
различным стажем профессиональной деятельности в
ВУЗе об отдельных характеристиках, обеспечивающих
эффективную профессиональную деятельность. Ис-
следование показало, что интерес к осуществлению
исследовательской деятельности у преподавателей вы-
сшей школы достаточно высок. Одним из важных фак-
торов преподаватели высшей школы считают возмож-
ность заниматься исследовательской деятельностью в
свободное время, которое дополнительно выделяется
для данного вида деятельности и может представлять-
ся в виде творческого отпуска.
156-162 61
Аннотация
В статье исследуются четыре механиз-
ма эмоционального воздействия музыки на слушателя:
психофизиологический, симптоматийный, предмет-
но-ситуативный и жизненного контекста. Функциони-
рование психофизиологического и симптоматийного
механизмов обусловлено особенностями воздействия
музыкально-звуковой материи на мозг человека и его
способностью присваивать симптомы эмоциональных
переживаний. Функционирование предметно-ситуа-
тивного механизма связано со способностью музыки
отражать эмоционально значимый для слушателя
предмет. В механизме же жизненного контекста му-
зыка не управляет эмоциональными переживаниями
слушателя (как это происходит в трёх названных выше
механизмах), а лишь служит толчком к ним, напоминая
об особых жизненных обстоятельствах.
163-170 28
Аннотация
В статье представлены основные
проблемы социального образования в России. Автор
осмысливает в социально-историческом контексте
первые итоги двадцатилетней отечественной практи-
ки социальной работы, сравнивает их с аналогичным
опытом некоторых европейских стран, анализирует в
критическом ключе этапы отечественного социально-
го образования, а также рассматривает стратегии и
современные тенденции отечественного социального
образования, его особенности в дискурсе общих на-
правлений развития Болонского процесса.
171-176 99
Аннотация
в статье обосновывается вариант
системного подхода в изучении и построении соци-
ально-педагогических концепций и систем, который
позволяет понять природу и сущность процессов со-
циализации, а также выявить их основные направле-
ния. Анализируется взаимосвязь законов, принципов
и правил в социальной педагогике и их реализация в
ходе педагогической деятельности. Исследуется про-
блема целеполагания в воспитательном процессе. В
статье сформулирована методологическая позиция в
рассмотрении социально-педагогической концепции.
177-182 39
Аннотация
В статье представлена инновацион-
ная прогностическая модель, системно отражающая
педагогическую концепцию развития эмоциональной
культуры социального педагога в образовательном
процессе вуза. Показаны основные содержательно-
структурные компоненты разработанной концепции,
на основе системного подхода проанализированы их
функциональные взаимодействия. Выделяются внут-
ренние и внешние факторы развития эмоциональной
культуры, а также рассмотрены основные принципы,
на которые опирается её формирование
183-187 178
Аннотация
Волонтерство (добровольчество) в
статье представлено как эффективный инструмент го-
сударственной политики в молодежной и социальной
ее сферах, занятости и реализации прав граждан на
полноценное участие в жизни и делах своей страны
и, как следствие, социально-экономического развития
страны на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Добровольческая деятельность приносит пользу как
людям, получающим помощь, так и самим доброволь-
цам. Предложенный вывод базируется на исследова-
нии мотивов, порождающих добровольческую актив-
ность в экономически развитых европейских странах и
современной России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)