Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2010)
Скачать выпуск PDF
5-11 85
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования смысложизненных ориентаций детей-сирот и де-
тей, оставшихся без попечения родителей.
Она раскрывает особенности смысложизненных ориентаций, критерии успешности
выпускников, а также ряд проблем, которые затрудняют выбор ими целей жизни:
отсутствие поддержки, узкий круг социальных сетей, незащищенность, неумение
строить свои планы в соответствии с целями жизни, отсутствие самостоятельности.
11-17 46
Аннотация
Рассматриваются осо-
бенности анализа в психологической науке
проблемы человеческого сознания и пра-
восознания в социально-правовом контек-
сте как функциональной системы. Право-
сознание рассматривается как социально
и культурно обусловленная "смыслозна-
чащая правовая чувствительность" и как
"правовой акцептор действия", т.е. систе-
мообразующий фактор системы правовой
активности человека, предопределяющей
готовность (преднастройку) человека ре-
агировать и действовать в той или иной
нравственно-правовой ситуации. Представ-
лены возможности общепсихологического
анализа проблемы правосознания, а также
разграничения типов правовой менталь-
ности как "когнитивных архетипов инди-
видуальности". Ведущими характеристи-
ками системы правосознания являются: а)
рефлексивность - способности осознавать
собственный и чужой правовой статус; б)
волевой контроль - сознательное регуля-
ция действиями и замыслами; в) комму-
никативная активность - правозначимое
общение с самим собой, с другими людьми,
с обществом и государством.
17-21 69
Аннотация
Актуальностью данной
статьи является развитие инновационно-
го мышления современной молодежи, т.к.
социальный заказ общества направлен на
поиск творческой личности, способной
осваивать, преобразовывать и создавать
новые способы организации своей профес-
сиональной деятельности, генерировать и
реализовывать новые идеи. Они должны
быть способны и творить на мировом уров-
не новизны, и эффективно реализовывать
свои идеи в производстве, т.е. стать насто-
ящими инновационными предпринимате-
лями
22-25 75
Аннотация
Cтатья посвящена иссле-
дованию типов направленности личности
в студенческом возрасте. В исследовании
выявлено, что на протяжении студенческо-
го возраста проявляют себя просоциальная
децентрированная и эгоцентрическая на-
правленность.
26-31 51
Аннотация
Представлены данные
экспериментального исследования, пока-
завшего, что актуализация тревожности
личности по поводу неизбежной конечнос-
ти собственного существования (аутомор-
тальной тревожности) оказывает влияние
на временную перспективу студентов, что
проявляется в ее диффузном расширении
и экстравертной направленности. Обсуж-
дается проблема возможных механизмов
влияния аутомортальной тревожности на
развитие личности.
31-41 43
Аннотация
В статье рассматривают-
ся проблемы самоактуализации студентов
старших курсов в связи с их индивидуаль-
но-типологическими особенностями. Акту-
альность исследования данной проблемы
определяется важностью этого процесса в
становлении человека как субъекта про-
фессиональной деятельности. Проблема
рассматривается под углом зрения поиска
факторов, способствующих или препятс-
твующих процессу самоактуализации. Од-
ним из таких факторов является индиви-
дуально-типологическая направленность
личности, степень ее адаптированности и
способности преодолевать различные стрес-
согенные ситуации. В статье приводятся
данные проведенного автором исследова-
ния связи индивидуально-типологических
особенностей с самоактуализацией личнос-
ти студентов.
42-51 27
Аннотация
Для набора эксперимен-
тальных стимулов (286 рисунков различ-
ных предметов и их названий) представлены
полученные в проведенных исследованиях
значения оценочных показателей: образ-
ности, согласованности наименования, со-
ответствия наименования изображению и
знакомости. Результаты корреляционного
анализа свидетельствуют, что данные по-
казатели являются относительно незави-
симыми характеристиками. Полученные
значения показателей позволяют считать
предлагаемый набор пригодным для ис-
пользования в экспериментально-психоло-
гических исследованиях.
52-56 25
Аннотация
В настоящей статье нами
предпринята попытка отразить специфику
трансформации привычного поведения в
условиях длительной чрезвычайной ситуа-
ции (PTSR-ПТСР), в частности локального
военного конфликта, как правило, являю-
щегося причиной формирования у челове-
ка посттравматического стрессового рас-
стройства.
Практическая часть исследования
концептуально построена на результатах
эмпирического исследования, позволив-
шего подтвердить теоретические предполо-
жения интересующей нас проблемы и обоб-
щить отдельные его составляющие.
56-61 52
Аннотация
В статье рассматривают-
ся особенности процесса социально-психо-
логической адаптации персонала к кризис-
ным условиям на примере практического
исследования конкретной организации.
Структура социально-психологической
адаптации является проблемой, которая
имеет огромное практическое значение для
эффективного управления персоналом, в
особенности в неблагоприятных услови-
ях. В исследовании выявляются основные
последствия социально-экономического
кризиса, их влияние на социально-психо-
логическое состояние персонала организа-
ции. Проанализированы компоненты адап-
тации, их взаимосвязь, выделены наиболее
важные компоненты успешной адаптации в
условиях негативной внешней среды. Обос-
новывается необходимость комплексного
подхода к управлению адаптацией, вклю-
чающего формирование единого видения
перспектив компании её персоналом, раз-
витие ценностной структуры организации,
оптимизации показателей социально-пси-
хологической удовлетворенности работни-
ков, сплоченности рабочих групп.
61-64 37
Аннотация
Цель, которую ставит
перед собой автор при написании данной
статьи - показать преимущество наличия
специализированных антиконфликтных
моделей в гостиницах для минимизации
конфликтов в отношениях с гостями и
внутри рабочего коллектива. Опираясь на
теоретическую базу и эмпирические иссле-
дования, проведенные в одной из гостиниц
Москвы, выявлены основные причины за-
рождения конфликтов и представлены сов-
ременные методы по их разрешению. Рас-
смотрены некоторые мировые гостиничные
антиконфликтные модели и приведены ар-
гументы для создания единой системы по
разрешению конфликтов в российских оте-
лях, вне зависимости от их географическо-
го места расположения и уровня предостав-
ляемых услуг.
64-77 34
Аннотация
В статье раскрываются
содержательные особенности социальных
представлений о материнстве и отцовстве
в юношеском возрасте. На основании ана-
лиза экспериментального исследования
показано, что содержание социальных
представлений о материнстве и отцовстве
на этапе юношеской социализации имеет
содержательные различия в зависимости
от факторов гендера и группового статуса,
хотя в целом образ матери и отца сохраняет
положительную коннотацию.
78-82 32
Аннотация
Проблема ресоциализа-
ции сложна и многогранна. Особенно остро
она вставала, когда в стране складывались
новые общественно-экономические отно-
шения. Социально-педагогическим обеспе-
чением оптимальных условий для ресоци-
ализации детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, является социаль-
ный приют. Процесс ресоциализации под-
ростков в условиях социального приюта
проходит в несколько этапов.
82-86 33
Аннотация
Рассматриваются осо-
бенности анализа в психологической науке
проблемы уникальности человеческого со-
знания и правосознания в социально-пра-
вовом контексте как функциональной
системы. Правосознание человека - это
психосоциальная инстанция, определяю-
щая личность с позиций ее целостности и
интегрированности в социально-правовую
действительность. Представлены возмож-
ности общепсихологического анализа про-
блемы правосознания, а также разграни-
чения типов правовой ментальности как
когнитивных архетипов индивидуальнос-
ти.
87-94 91
Аннотация
В статье рассматривается
развитие словесного творчества в условиях
специально организованной деятельности
(проект «Сказка»). В исследовании при-
нимали участие 3 группы дошкольников в
возрасте 5-7 лет. В ходе проекта использо-
вались разнообразные средства материали-
зации и схематизации, инсценировка и те-
атрализация, сочинительство как в группе,
так и индивидуальное.
94-102 24
Аннотация
Представлены резуль-
таты исследования особенностей перцеп-
тивных действий у детей 5-7 лет. Экспе-
риментальная работа была проведена с
использованием дидактических и компью-
терных игр. Представлен сравнительный
анализ особенностей перцептивных дейс-
твий в реалиях предметного мира в сравне-
нии с особенностями перцептивных дейс-
твий в условиях компьютерного игрового
поля.
102-113 43
Аннотация
В работе рассмотрены
результаты исследования, выявляющие
уровни познавательного развития и сфор-
мированность новообразований личности
детей старшего дошкольного возраста на-
ходящихся в разных условиях обучения и
воспитания. Приведен факторный анализ
данных уровня познавательной сферы до-
школьников и сравнительный анализ осо-
бенностей взаимосвязи познавательного
развития и новообразований личности. На
основе проведенного исследования нами
выделены три типа взаимосвязи познава-
тельного развития и новообразований лич-
ности старших дошкольников.
113-117 45
Аннотация
Изучение динамики эмо-
циональной чувствительности к цвету в
трех группах дошкольников, обучающихся
по разным программам, показывает неоди-
наковость их когнитивного и эмоциональ-
ного развития. Только развивающая форма
обучения, основанная на активности само-
го ребенка, игровой мотивации, а также
изучении колористических и графических
эталонов, приводит, действительно, к его
гармоничному развитию.
117-122 55
Аннотация
В данной статье автор
рассматривает теоретические основы и ис-
торию проблемы проектирования техно-
логии педагогической поддержки школь-
ников в современных условиях, которую
характеризует как стратегию и тактику об-
разования двадцать первого века. Пробле-
ма рассматривается на основе сложности
понимания системной природы проектной
деятельности в образовательной среде. Ста-
вится вопрос об умении субъекта образова-
тельного процесса анализировать ныне су-
ществующие проектные технологии.
123-128 39
Аннотация
С позиции функциональ-
ного подхода рассматривается тревога как
фактор дезадаптивного поведения детей с
синдромом дефицита внимания и гипер-
активностью. Показано, что переживание
состояние тревоги и направленность вни-
мания на поиск угрозы в момент выполне-
ния значимой деятельности влияют на ус-
пешность ее реализации. Дезорганизующее
влияние тревоги на деятельность и поведе-
ние связано с тем, что активность, опреде-
ляющая побудительную направленность
тревоги, характеризуется неадекватной
фиксацией внимания на элементах среды,
воспринимаемых как угрожающие.
129-133 34
Аннотация
В настоящей статье ос-
вещаются проблемы школьного диагнос-
тического обследования, решение которых
заключается в определении оптимальных
способов установления диагноза. Приво-
дится краткий анализ школьной консуль-
тативной практики, способствующий созда-
нию оптимальной схемы диагностического
обследования, применение которой позво-
ляет определить полноценные психодиаг-
ностические задачи и разработать соответс-
твующие экспериментальные методики.
134-140 44
Аннотация
Статья посвящена иссле-
дованию некоторых личностных характе-
ристик руководителей средних школ. Изу-
чены уровень эмоционального интеллекта,
направленность личности, тревожность, экс-
травертированность и др. психологические
характеристики, влияющие на принятие
решений руководителем. Выявлена взаимо-
связь эмоционального интеллекта с уровнем
экстравертированности и тревожности.
140-145 29
Аннотация
В статье раскрываются
сущность понятия «профессионально важ-
ные качества», приводится анализ про-
блематики формирования системы про-
фессионально важных качеств педагога,
обосновывается необходимость формирова-
ния позиции безусловного принятия друго-
го как профессионально важного качества
учителя-логопеда. Представлены резуль-
таты исследования, свидетельствующие о
необходимости целенаправленного форми-
рования позиции безусловного принятия
другого в системе профессиональной подго-
товки учителей-логопедов.
145-149 78
Аннотация
В статье обобщаются
исследования профессиональной направ-
ленности и студентов в процессе обучения.
Анализируются подходы к определению
понятий «профессиональная направлен-
ность» и «профессиональные установки».
Приводятся результаты исследований осо-
бенностей профессиональной направлен-
ности будущих психологов и пути их даль-
нейшего сопровождения.
149-153 49
Аннотация
Статья посвящена командообразованию как образовательной
технологии четвертого поколения. Формы
командообразования соотнесены с видами
профессиональной деятельности и с ключе-
выми компетенциями специалиста-психо-
лога. Представлена Модель профессиональ-
ного становления специалиста-психолога
средствами командообразования и резуль-
таты ее реализации в процессе професси-
ональной подготовки психологов. Дана
оценка влияния командообразования на
эффективность команды, профессиональ-
ные и коммуникативные компетенции бу-
дущих специалистов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)