ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Цель. Исследование научного вклада выдающегося учёного К. М. Гуревича в развитие дифференциальной психологии, психологии труда, психологической диагностики. Статья подготовлена к 110-летию Психологического института РАО.
Процедура и методы. В статье рассматриваются научные направления и психологические школы Института. Исследуются заслуги сотрудников Института в области образования и науки с помощью биографических, библиографических методов и интервью.
Результаты. К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Исследовал проблемы вариативности индивидуально-психологических различий. В статье анализируются взгляды учёного о принципах разработки и верификации методов психологической диагностики. Им создана концепция социально-психологических нормативов. Концепция нашла своё практическое воплощение в разработках отечественных тестов умственного развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обобщён материал о научной деятельности сотрудника Психологического института РАО и выдающегося учёного К. М. Гуревича.
Цель. Анализ интернет-активности, форм сетевой агрессии и их связи с чертами тёмной триады личности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 293 интернет-пользователя в возрасте от 16 до 46 лет. Использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, констатирующий эксперимент, в рамках которого при помощи «Анкеты для определения уровня интернет-активности и особенностей потребления интернет-ресурсов» А. И. Лучинкиной (русскоязычной адаптации методики Short Dark Triad (SD3)) и опросника «Склонность к буллингу в интернет-пространстве» И. С. Лучинкиной изучены интернеактивность, формы сетевой агрессии и их связи с чертами тёмной триады личности.
Результаты. Выявлены положительные значимые связи между нарциссизмом, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга, между макиавеллизмом, уровнем интернет-активности, оскорблениями, угрозой физической расправы.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что впервые был исследован фактор взаимосвязи между чертами тёмной триады, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга.1
Цель. Анализ характера соотношения экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации у субъектов помогающих профессий.
Процедура и методы. Авторами проведён анализ научных работ и эмпирического материала по изучению феноменов экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации. Проведён констатирующий эксперимент. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи этих феноменов у психологов как субъектов помогающих профессий. Выборка составила 153 человека (31 мужчина и 122 женщины): практикующие психологи-консультанты с опытом работы от 3 до 6 лет в возрасте от 27 до 42 лет. Для проведения исследования были применены методики: Шкала экзистенции (ШЭ) С. В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер, опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов Т. Н. Францевой, методика оценки мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. А. Реана).
Результаты. Результаты исследования показали: существует статистически значимая связь между экзистенциальной исполненностью и профессиональной мотивацией, а именно высоким показателям экзистенциальной исполненности психологов соответствуют мотив профессиональной деятельности – «мотив самореализации» и такие регулирующие факторы, как «ценностная регуляция», «волевая регуляция» и внутренняя и внешняя положительная мотивации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа вносит вклад в исследование экзистенциальных аспектов выбора, мотивации субъектов помогающих профессий. Полученные данные могут быть полезны в деятельности образовательных учреждений, предлагающих обучение, дополнительное образование, переподготовку или повышение квалификации специалистов помогающих профессий с целью улучшения качества предлагаемых услуг и разработки обучающих программ, наиболее соответствующих целям по подготовке квалифицированных профессионалов, а также при создании тренинговых программ для формирования и актуализации профессионально важных качеств у будущих психологов, программ по профилактике эмоционального выгорания. Эмпирические материалы могут лечь в основу исследования смысложизненных, ценностных ориентаций и исследования экзистенциальной динамики данных аспектов у психологов.
Аннотация
Цель. Анализ характера соотношении экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации у субъектов помогающих профессий.
Процедура и методы. Авторами проведен анализ научных работ и эмпирического материала по изучению феноменов экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации. Проведен констатирующий эксперимент. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи этих феноменов у психологов, как субъектов помогающих профессий. Выборка составила 153 человека (31 мужчина и 122 женщины). Практикующие психологи-консультанты с опытом работы от 3 до 6 лет в возрасте от 27 до 42 лет. Для проведения исследования были применены методики: Опросник Шкала экзистенции (ШЭ) С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер, опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов Т.Н. Францевой , методика оценки мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификации А.А. Реана).
Результаты.
Результаты исследования показали, существует статистически значимая связь между экзистенциальной исполненностью и профессиональной мотивацией, а именно: высоким показателям экзистенциальной исполненности психологов соответствуют мотив профессиональной деятельности - «мотив самореализации» и такие регулирующие факторы, как «ценностная регуляция», «волевая регуляция» и внутренняя и внешняя положительная мотивации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа вносит вклад в исследование экзистенциальных аспектов выбора, мотивации субъектов помогающих профессий. Полученные данные могут быть полезны в деятельности образовательных учреждений, предлагающих обучение, дополнительное образование, переподготовку или повышение квалификации специалистов помогающих профессий с целью улучшения качества предлагаемых услуг и разработки обучающих программ, наиболее соответствующих целям по подготовке квалифицированных профессионалов. А также при создании тренинговых программ для формирования и актуализации профессионально важных качеств у будущих психологов, а также программ по профилактике эмоционального выгорания. Эмпирические материалы могут лечь в основу исследования смысложизненных, ценностных ориентаций и исследованию экзистенциальной динамики данных аспектов у психологов.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, профессиональная мотивация, субъект, помогающие профессии, психолог.
Цель. Изучение особенностей переживания субъективного психологического благополучия курсантами с разным уровнем эмоциональной устойчивости для их учета при осуществлении профессионального отбора на службу.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 74 курсанта 1-2 курсов ВИПЭ ФСИН России. Для изучения проблемы исследования использовался пятифакторный опросник личности в адаптации А.Б. Хромова («Большая пятерка») и опросник психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
Результаты. Получены данные о преобладании среднего уровня эмоциональной устойчивости у курсантов, при этом почти половина из них имеют низкий уровень и являются эмоционально неустойчивыми. Установлены различия в особенностях переживания психологического благополучия курсантов с разным уровнем эмоциональной устойчивости. Низкая эмоциональная устойчивость сочетается с низким уровнем субъективного благополучия и негативным восприятием себя и окружающей действительности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучении проблемы психологического благополучия и его детерминант.
Цель. Исследование научного вклада выдающегося ученого К. М. Гуревича в развитие дифференциальной психологии, психологии труда, психологической диагностики. Статья подготовлена к 110–летию Психологического института РАО.
Процедура и методы. В статье рассматриваются научные направления и психологические школы Института. Исследуются заслуги сотрудников Института в области образования и науки с помощью биографических, библиографических методов и интервью.
Результаты. К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Исследовал проблемы вариативности индивидуально–психологических различий. В статье анализируются взгляды ученого о принципах разработки и верификации методов психологической диагностики. Им создана концепция социально–психологических нормативов. Концепция нашла свое практическое воплощение в разработках отечественных тестов умственного развития.
Теоретическая и практическая значимость. В статье обобщён материал о научной деятельности сотрудника Психологического института РАО и выдающегося ученого К. М. Гуревича.
Цель. Анализ связи интернет-активности, форм сетевой агрессии и их связи с чертами темной триады личности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 293 интернет-пользователя в возрасте от 16 до 46 лет. Использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, констатирующий эксперимент, в рамках которого при помощи «Анкеты для определения уровня интернет-активности и особенностей потребления интернет-ресурсов» А.И. Лучинкиной, русскоязычной адаптации методики Short Dark Triad (SD3); опросника «Склонность к буллингу в интернет-пространстве» И.С. Лучинкиной изучены интернет-активность, формы сетевой агрессии и их связи с чертами темной триады личности.
Результаты. Выявлены положительные значимые связи между нарциссизмом, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга; между макиавеллизмом, уровнем интернет-активности, оскорблениями, угрозой физической расправы.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что впервые был исследован фактор взаимосвязи между чертами темной триады, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА
Цель. Выделить основные тенденции изучения климата организации, характерные для зарубежных исследований.
Процедура и методы. Было переведено и проанализировано более тридцати зарубежных источников за последние шесть лет. Изучены статьи авторов из США, ЮАР, Индии, Индонезии, Китая, Тайвани, Новой Зеландии, европейских стран (Германии, Италии, Португалии, Нидерландов), Таиланда, Египта, Турции, Ирана.
Результаты. В результате выявлены пять актуальных тенденций исследования организационного и психологического климата и связанных с ними феноменов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены и описаны пять актуальных для зарубежных исследований тенденций изучения климата организации, которые могут быть приняты во внимание отечественными исследователями при дальнейшем изучении данного феномена.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТ ИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
Цель исследования заключается в изучении условий, обуславливающих готовность студентов к развитию универсальных цифровых компетенций.
Процедура и методы. Опрос проводился среди студентов вузов методом анкетирования. Опросник включал в себя вопросы, раскрывающие социально-демографические характеристики респондентов, их цифровые компетенции в области информации, общения, создания контента, безопасности, а также опыт использования цифровых компетенций в быту, образовании, профессиональной деятельности, оценку роли цифровых компетенций в различных сферах деятельности, готовность к дальнейшему формированию цифровых компетенций. Собранные в процессе анкетирования показатели включённости студентов в цифровую среду позволили выделить факторы, оказывающие влияние на готовность развивать универсальные цифровые компетенции. Выборку составили 446 студентов младших курсов (возраст: М=18,67, СТД=0,999), из них 65% – девушки. Анализ проводился с использованием дисперсионного однофакторного и многофакторного анализа (ANOVA, MANOVA), корреляционного анализа Пирсона.1
Результаты. Исследование выявило непосредственные и опосредованные факторы, влияющие на готовность студентов развивать универсальные цифровые компетенции. К непосредственным факторам относятся высокие показатели вовлечённости в информационное интернет-пространство и развития компьютерной компетентности при низкой самооценке развития цифровых компетенций; к опосредованным факторам относятся восприятие важности цифровизации в своей жизни, количество цифровых устройств, широкий кругозор. Выявлено, что чрезмерное количество времени, проводимое в интернете, и ориентированность на развлекательный контент препятствуют формированию готовности развивать свои цифровые компетенции.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание необходимых условий для формирования готовности к развитию универсальных цифровых компетенций.
Цель. В статье раскрываются особенности организации обучения в госпитальной школе, обосновывается эффективность развития цифровой образовательной среды на уроках литературы с целью формирования индивидуального образовательного маршрута и повышения уровня познавательной мотивации учащихся, находящихся на длительном лечении, представлены результаты исследования.
Процедура и методы. Проведён анализ содержания работ исследователей в области госпитальной педагогики. Ключевыми исследовательскими методами стали интервьюирование и анкетирование педагогов и учащихся госпитальных школ проекта «УчимЗнаем». В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса.
Результаты. Исследование показало, что при обучении длительно болеющих школьников требуется выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Доказано, что индивидуальный подбор разнообразных цифровых ресурсов помогает повысить познавательную мотивацию на уроках литературы в госпитальной школе.
Теоретическая и/или практическая значимость определяется вкладом в развитие представлений о цифровой образовательной среде обучения литературе учащихся, находящихся на длительном лечении, а также в расширении инструментария индивидуализации образовательного процесса в госпитальной школе.
Цель данной работы состояла в лонгитюдном исследовании уровня тревожности учащихся-выпускников 9 и 11 классов и учащихся, не сдающих экзамены 8 и 10 классов, сравнении их показателей и выявлении различий по данному параметру, а также в осуществлении анализа динамики уровня тревожности в разные годы на примере учащихся 11 класса (на момент начала исследования – 9 класса).
Процедура и методы. В период 2020–2022 гг. осуществлялось тестирование отобранных учащихся 8–11 классов, направленное на исследование уровня тревожности с помощью методики «Шкала тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. После каждого замера полученные данные подвергались математической обработке с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни. С целью выявления сдвигов в 2022 г. также был осуществлён анализ данных учащихся нынешнего 11 класса за 2020 и 2022 гг. с помощью статистического Т-критерия Вилкоксона.
Результаты. Было выявлено и статистически доказано, что в экзаменационные годы многие учащиеся становятся более тревожными, причём с каждым годом количество таких учащихся увеличивается. Кроме того, показатели тревожности находятся на умеренном или низком состоянии как до, так и после экзаменационного периода. На примере учащихся 11 класса также было выявлено, что в период ОГЭ эти же учащиеся были менее тревожны, чем в период ЕГЭ.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости оказания психологического сопровождения учащихся в экзаменационный год, направленного на снижение у них тревожности.
Цель исследования – изучить взаимосвязь информационного контента и особенностей личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте, их безопасность. Статья посвящена изучению информационно-саногенной безопасности и интернет-активности молодого поколения. Авторы делают особый акцент на том, что ввиду тотальной зависимости подростков от общения в социальных сетях и подверженности их некоторым негативным эффектам интернета (когнитивной поглощённости, предпочтению онлайн общения реальному, компульсивному использованию, девиантной активности, депрессивным или агрессивным состояниям, отдалению от близких людей) следует обратить внимание на развитие осознанности к восприятию сетевого контента. При этом необходимо понять, каким образом происходит самоидентификация молодых людей, формируется их позитивное отношение к себе и окружающим, а также насколько у них сформирована способность к преодолению внутриличностных конфликтов.
Процедура и методы исследования. В статье рассматриваются связи индивидуально-психологических показателей юношей и девушек с информационно-саногенной безопасностью, полученные и проанализированные с помощью следующих эмпирических методов: анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е. И. Богомолова); шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS); опросника «Оценка удовлетворённости личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова); методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; личностного опросника Айзенка» (EPQ); математико-статистических методов обработки полученных данных – первичной статистики, метода сравнения (U критерия Манна-Уитни), корреляционного анализа (коэффициента Кендалла).
Результаты. В статье приведены результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения. Проведённое исследование выявило, что у подростков мужского пола и юношей меньше проблем с управлением временем по сравнению с подростками женского пола и девушками, но при высокой личностной тревожности повышается склонность к интернет-зависимости.1
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в анализе объективных детерминант влияния различных факторов среды на информационно-саногенную безопасность личности в подростковом и юношеском возрасте. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения с учётом их психологических особенностей позволяют обосновать комплекс применения профилактических мероприятий, способствующих нормальному развитию личности молодого человека. В статье описаны направления профилактики для молодых людей группы риска, которые имеют низкий уровень устойчивости к информации, такой как интернет-риски.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Цель. Изучение особенностей переживания субъективного психологического благополучия курсантами с разным уровнем эмоциональной устойчивости для их учёта при осуществлении профессионального отбора на службу.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 74 курсанта 1–2 курсов Вологодского института права и экономики России. Для изучения проблемы исследования использовались пятифакторный опросник личности в адаптации А. Б. Хромова («Большая пятёрка») и опросник психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко.
Результаты. Получены данные о преобладании среднего уровня эмоциональной устойчивости у курсантов, при этом почти половина из них имеет низкий уровень и является эмоционально неустойчивой. Установлены различия в особенностях переживания психологического благополучия у курсантов с разным уровнем эмоциональной устойчивости: низкая эмоциональная устойчивость сочетается с низким уровнем субъективного благополучия и негативным восприятием себя и окружающей действительности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы психологического благополучия и его детерминант.
Цель. Изучение влияния фактора удовлетворённости браком на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами.
Процедуры и методы. Исследование проводилось на базе социальных сетей при помощи Google-формы. Выборку составили 65 женщин, переехавших в новую страну в связи с заключением брака с иностранцами, из них 41 удовлетворены своим браком и 24 не удовлетворены. Применялись методики «Опросник межличностных отношений» под редакцией А. А. Рукавишникова, «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, методика Роджерса-Даймонд «Тест-опросник социально-психологической адаптации» под редакцией А. К. Осницкого. Для анализа полученных данных были использованы описательная статистика и корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты исследования выявили различия в адаптации между группами женщин, удовлетворённых и неудовлетворённых своими отношениями. Было установлено, что эти различия можно оценивать с позиции межличностной коммуникации. Тип этнокультурной адаптации не связан с различиями в адаптации женщин, переехавших в новую страну в связи с браком.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о факторах, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами и сотрудниками социальных служб для оказания адекватной помощи и поддержки.
Цель. В статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого выступило изучение социальных представлений респондентов с различной выраженностью религиозной идентичности о психологической помощи.
Процедура и методы. В качестве методов исследования выступили модификация «Методики измерения ингрупповой идентификации» К. Лича и метод глубинного интервью. Транскрипты фокус-групп были подвергнуты анализу с использованием как феноменологического подхода, так и «обоснованной теории».
Результаты. Показано, что содержание представлений о психологической помощи у лиц с высокой и низкой выраженностью религиозной идентичности достаточно близко, имеет реалистический характер и отражает различные составляющие психологической помощи (организацию, задачи, характеристики психолога). Обнаружены различия в содержании представлений о психологической помощи: для лиц с высокой выраженностью религиозной идентичности характерна дифференциация психологических (душевных) и экзистенциальных (духовных) проблем, причём последние не рассматриваются как релевантные работе с психологом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные углубляют понимание содержания социальных представлений о психологической помощи у различных социальных групп. Результаты исследования могут использоваться в консультировании религиозных клиентов.
Цель. Выделить основные тенденции и направления изучения социально-психологического и организационного климата, характерные для зарубежных исследований.
Процедура и методы. Было переведено и проанализировано более тридцати зарубежных источников за последние шесть лет. Изучены статьи авторов из США, ЮАР, Индии, Индонезии, Китая, Тайвани, Новой Зеландии, Европейских стран (Германии, Италии, Португалии, Нидерландов), Таиланда, Египта, Турции, Ирана.
Результаты. По итогам исследования выявлены шесть актуальных направлений и тенденций к изучению социально-психологического климата и феноменов, связанных с ним.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены и описаны шесть актуальных направлений исследования социально-психологического климата, которые могут быть приняты во внимание отечественными исследователями при дальнейшем изучении данного феномена.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
XVIII Международная научно-практическая конференция «Cтратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» состоялась 4–5 июля 2022 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» (г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4) при участии Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), Софийского университета им. Святого Климента Охридского (г. София, Республика Болгария), Белорусского государственного университета (г. Минск, Республика Беларусь), Барановичского государственного университета (г. Барановичи, Республика Беларусь), Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И . Лобачевского (Арзамасский филиал) (г. А рзамас, Россия), Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (г. Омск, Россия), Смоленского государственного университета (г. Смоленск, Россия).
ISSN 2949-5105 (Online)