Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Динамика тревожности школьников в период ГИА

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-3-88-98

Аннотация

Цель данной работы состояла в лонгитюдном исследовании уровня тревожности учащихся-выпускников 9 и 11 классов и учащихся, не сдающих экзамены 8 и 10 классов, сравнении их показателей и выявлении различий по данному параметру, а также в осуществлении анализа динамики уровня тревожности в разные годы на примере учащихся 11 класса (на момент начала исследования – 9 класса).

Процедура и методы. В период 2020–2022 гг. осуществлялось тестирование отобранных учащихся 8–11 классов, направленное на исследование уровня тревожности с помощью методики «Шкала тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. После каждого замера полученные данные подвергались математической обработке с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни. С целью выявления сдвигов в 2022 г. также был осуществлён анализ данных учащихся нынешнего 11 класса за 2020 и 2022 гг. с помощью статистического Т-критерия Вилкоксона.

Результаты. Было выявлено и статистически доказано, что в экзаменационные годы многие учащиеся становятся более тревожными, причём с каждым годом количество таких учащихся увеличивается. Кроме того, показатели тревожности находятся на умеренном или низком состоянии как до, так и после экзаменационного периода. На примере учащихся 11 класса также было выявлено, что в период ОГЭ эти же учащиеся были менее тревожны, чем в период ЕГЭ.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости оказания психологического сопровождения учащихся в экзаменационный год, направленного на снижение у них тревожности.

Об авторах

И. В. Михайлова
Ульяновский государственный университет
Россия

Михайлова Ирина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42



Д. В. Мажанова
Ульяновский государственный университет
Россия

Мажанова Дарья Владиславовна – лаборант кафедры психологии и педагогики

432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42



Список литературы

1. Зайцев Ю.А., ХванА.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте (Диагностика, профилактика, коррекция). Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. 112 с.

2. Лаптева Е.А., Любовцев В. Б., Мамалыга Л. М. Итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ: Психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Фундаментальные исследования. 2013. № 3. С. 275–279.

3. Матвеева О.А., Айсувакова Т. П., Сорокопуд Ю. В. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 307–310.

4. Мищенко В.И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Pedagogy and Psychology of Education. 2020. № 1. С. 208–218.

5. Наквасина С. Н., Богатова С. Ю. Сравнение уровней выраженности ситуативной и личностной тревожности в юношеском возрасте // Наука через призму времени. 2019. № 5 (26). С. 209–211.

6. ОкашевА. В. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-20. С. 32–35.

7. ПрихожанА. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

8. ПрихожанА. М. Тревожность у детей и подростков, психологическая природа и возрастная динамика. М.: МОДЭК, 2000. 304 с.

9. Сарчук Е. В., Жабура М. О., ШостаковскаяА. С. Оценка психоэмоционального состояния тревожности учеников 9–11 классов // StudNet. 2020. № 4. Т. 3. С. 592–600.

10. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 281–284.

11. Стрижиус Е.И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 223–225.

12. ЧуриновА.А. Мониторинг ситуативной и личностной тревожности у обучающихся старших классов // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 42–46.

13. ШаповаленкоИ. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.

14. Шацков Д. О. 20 лет ЕГЭ. За и против // Актуальные проблемы современного образования. 2021. № 2 (31). С. 102–114.

15. Bagana E., Raciub A., Lupuc L. Self-esteem, optimism and exams’ anxiety among high school students // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 1331–1338.

16. Köse S. The relationship between exam anxiety levels of senior high school students and sleep quality // Journal of Psychiatric Nursing. 2018. № 9 (2). P. 105–111.

17. Strack J., Lopes P., Esteves F. Must We Suffer to Succeed? When Anxiety Boosts Motivation and Performance // Journal of individual differences. 2017. № 38 (2). P. 113–124.


Рецензия

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)