ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. М. ГУРЕВИЧА
Аннотация
Цель. Исследование научного вклада выдающегося ученого К. М. Гуревича в развитие дифференциальной психологии, психологии труда, психологической диагностики. Статья подготовлена к 110–летию Психологического института РАО.
Процедура и методы. В статье рассматриваются научные направления и психологические школы Института. Исследуются заслуги сотрудников Института в области образования и науки с помощью биографических, библиографических методов и интервью.
Результаты. К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Исследовал проблемы вариативности индивидуально–психологических различий. В статье анализируются взгляды ученого о принципах разработки и верификации методов психологической диагностики. Им создана концепция социально–психологических нормативов. Концепция нашла свое практическое воплощение в разработках отечественных тестов умственного развития.
Теоретическая и практическая значимость. В статье обобщён материал о научной деятельности сотрудника Психологического института РАО и выдающегося ученого К. М. Гуревича.
Ключевые слова
Об авторе
Светлана Владимировна ПерсиянцеваРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии РГГУ, старший научный сотрудник лаборатории Возрастной психогенетики ПИ РАО SPIN-код 2415-2425; AuthorID: 712596; WOS Research ID: A-9149-2017; IP РИНЦ: 712596
Список литературы
1. Акимова М. К., Горбачева Е. И. Нормативные подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 45–56.
2. Акимова М. К., Горбачёва Е. И., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Тест умственного развития взрослых // Психологическая диагностика. 2010. № 1. С. 25–62.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
4. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Историческая память // Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память: материалы межд. науч. конф. Москва, 21–23 июня 2021 г. / под общ. ред. М. Ч. Залиханова. М.: РАН, МНЭПУ, Московский психолого- социальный университет, 2021. С. 750–756.
5. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Особенности человеческого и социального капитала как факторов социальной безопасности // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: материалы межд. науч. конф. Москва, 27–28 апреля 2021 г. / под ред. В. И. Моросанова, Ю. П. Зинченко. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 143–149. DOI: 10.24412/cl-36466-2021-1-143-149
6. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высш. Школа, 1966. 64 с.
7. Гуревич К. М. Дифференциальная психофизиология и психодиагностика: избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 335 с.
8. Гуревич К. М. Индивидуально–психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. 79 с.
9. Гуревич К. М. Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении. М.: Профтехиздат, 1963. 76 с.
10. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1998. 378 с.
11. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 с.
12. Гуревич К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 79 с.
13. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. 80 с.
14. Ждан А. Н. Л. С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно–историческая психология. 2007. Т. 3. № 1. С. 29–34.
15. Климов Е. А. Константин Маркович Гуревич как путеводитель. Штрихи к портрету // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 2. С. 166–167.
16. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Культурно–историческая психология. 2012. № 3. С. 110–117.
17. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность (К 100–летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной) // Мир психологии. 2012. № 4 (72). С. 249–260.
18. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 94–103.
19. Рубцов В. В., Шукова Г. В. Психологические исследования как ресурс развития образовательной практики: научные проекты Психологического института РАО // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 126–136. DOI: 10.17759/pse.2018230111
20. Серова О. Е. Интеллектуальная история научной школы Г. И. Челпанова как информационный ресурс интегративной базы мировой психологии: к 110–летию создания Психологического института // Наука. Исследования. Практика: материалы всерос. науч. конф. Санкт–Петербург, 23 февраля 2022 г. / под ред. Ю. Ф. Эльзессер. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. С. 23–27. DOI: 10.37539/SRP301.2022.57.43.005
21. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2–х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 30.
22. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. С. 5.
23. Теплов Б. М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. 288 с.
24. Kline P. A handbook of test construction: introduction to psychometric design. London; New York, NY: Methuen, 1986. 259 p.