Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. М. ГУРЕВИЧА

Аннотация

Цель. Исследование научного вклада выдающегося ученого К. М. Гуревича в развитие дифференциальной психологии, психологии труда, психологической диагностики. Статья подготовлена к 110–летию Психологического института РАО.

Процедура и методы. В статье рассматриваются научные направления и психологические школы Института. Исследуются заслуги сотрудников Института в области образования и науки с помощью биографических, библиографических методов и интервью.

Результаты. К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Исследовал проблемы вариативности индивидуально–психологических различий. В статье анализируются взгляды ученого о принципах разработки и верификации методов психологической диагностики. Им создана концепция социально–психологических нормативов. Концепция нашла свое практическое воплощение в разработках отечественных тестов умственного развития.

Теоретическая и практическая значимость. В статье обобщён материал о научной деятельности сотрудника Психологического института РАО и выдающегося ученого К. М. Гуревича.

Об авторе

Светлана Владимировна Персиянцева
Психологический институт Российской академии образования Российский государственный гуманитарный университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии РГГУ, старший научный сотрудник лаборатории Возрастной психогенетики ПИ РАО SPIN-код 2415-2425; AuthorID: 712596; WOS Research ID:   A-9149-2017; IP РИНЦ:  712596



Список литературы

1. Акимова М. К., Горбачева Е. И. Нормативные подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 45–56.

2. Акимова М. К., Горбачёва Е. И., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Тест умственного развития взрослых // Психологическая диагностика. 2010. № 1. С. 25–62.

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб.: Питер, 2006. 240 с.

4. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Историческая память // Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память: материалы межд. науч. конф. Москва, 21–23 июня 2021 г. / под общ. ред. М. Ч. Залиханова. М.: РАН, МНЭПУ, Московский психолого- социальный университет, 2021. С. 750–756.

5. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Особенности человеческого и социального капитала как факторов социальной безопасности // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: материалы межд. науч. конф. Москва, 27–28 апреля 2021 г. / под ред. В. И. Моросанова, Ю. П. Зинченко. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 143–149. DOI: 10.24412/cl-36466-2021-1-143-149

6. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высш. Школа, 1966. 64 с.

7. Гуревич К. М. Дифференциальная психофизиология и психодиагностика: избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 335 с.

8. Гуревич К. М. Индивидуально–психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. 79 с.

9. Гуревич К. М. Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении. М.: Профтехиздат, 1963. 76 с.

10. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1998. 378 с.

11. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 с.

12. Гуревич К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 79 с.

13. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. 80 с.

14. Ждан А. Н. Л. С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно–историческая психология. 2007. Т. 3. № 1. С. 29–34.

15. Климов Е. А. Константин Маркович Гуревич как путеводитель. Штрихи к портрету // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 2. С. 166–167.

16. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Культурно–историческая психология. 2012. № 3. С. 110–117.

17. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность (К 100–летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной) // Мир психологии. 2012. № 4 (72). С. 249–260.

18. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 94–103.

19. Рубцов В. В., Шукова Г. В. Психологические исследования как ресурс развития образовательной практики: научные проекты Психологического института РАО // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 126–136. DOI: 10.17759/pse.2018230111

20. Серова О. Е. Интеллектуальная история научной школы Г. И. Челпанова как информационный ресурс интегративной базы мировой психологии: к 110–летию создания Психологического института // Наука. Исследования. Практика: материалы всерос. науч. конф. Санкт–Петербург, 23 февраля 2022 г. / под ред. Ю. Ф. Эльзессер. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. С. 23–27. DOI: 10.37539/SRP301.2022.57.43.005

21. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2–х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 30.

22. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. С. 5.

23. Теплов Б. М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. 288 с.

24. Kline P. A handbook of test construction: introduction to psychometric design. London; New York, NY: Methuen, 1986. 259 p.


Рецензия

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)