Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодёжи
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-3-21-35
Аннотация
Цель. Анализ интернет-активности, форм сетевой агрессии и их связи с чертами тёмной триады личности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 293 интернет-пользователя в возрасте от 16 до 46 лет. Использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, констатирующий эксперимент, в рамках которого при помощи «Анкеты для определения уровня интернет-активности и особенностей потребления интернет-ресурсов» А. И. Лучинкиной (русскоязычной адаптации методики Short Dark Triad (SD3)) и опросника «Склонность к буллингу в интернет-пространстве» И. С. Лучинкиной изучены интернеактивность, формы сетевой агрессии и их связи с чертами тёмной триады личности.
Результаты. Выявлены положительные значимые связи между нарциссизмом, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга, между макиавеллизмом, уровнем интернет-активности, оскорблениями, угрозой физической расправы.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что впервые был исследован фактор взаимосвязи между чертами тёмной триады, уровнем интернет-активности и определёнными формами кибербуллинга.1
Об авторах
А. И. ЛучинкинаРоссия
Лучинкина Анжелика Ильинична – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Л. В. Жихарева
Россия
Жихарева Лилия Владимировна – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
И. С. Лучинкина
Россия
Лучинкина Ирина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
А. А. Гребенюк
Россия
Гребенюк Анатолий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Т. В. Юдеева
Россия
Юдеева Татьяна Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Р. И. Зекерьяев
Россия
Зекерьяев Руслан Ильвисович – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Н. М. Давидюк
Россия
Давидюк Никита Максимович – студент 4 курса кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Список литературы
1. Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Социология. 2012. № 8. С. 47–54.
2. Бобровникова Н. С. Опасность интернета – кибербуллинг // Восточно-европейский научный вестник. 2015. № 1. С. 6–9.
3. Богомазова В. В. Деструктивное общение в сети интернет (на примере жанра «интер нет-комментарий») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164). С. 225–229.
4. Будко К. В. Вербальная агрессия как психолингвистический феномен в персональ ном интернет-дискурсе // Язык. Текст. Дискурс. 2017. № 15. С. 254–261.
5. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. Т. 26. № 2. С. 109–116.
6. Гребенюк А. А., Златковский В. В. Психологические особенности групп «Новые Умные» и «Аутсайдеры Метамодернистского Мира» // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2018. № 2 (12). С. 23–30.
7. Гребенюк А. А. Влияние внутренних характеристик новых медиа на ментальность и психическое здоровье современного человека // Азимут научных исследований: педа гогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 337–343.
8. Гребенюк А. А. Культурно-исторический анализ переживаний человека эпохи мета модернизма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 326–330.
9. Дериш Ф. В. Симптомокомплекс «Тёмная триада» во взаимосвязи с базовыми свой ствами личности // Вестник Пермского государственного социально-гуманитарно го университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 18–28.
10. Егорова М. С., Ситникова М. А. Тёмная триада // Психологические исследования: [сайт]. 2014. № 7 (38). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.08.2022).
11. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Цибульский Н. П. Специфика агрессии в интер нет-среде // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 65–72.
12. Лисенкова А. А. Реальные угрозы виртуальной агрессии // Публичная политика. 2019. Т. 3. № 1–2. С. 172–180.
13. Лозовский А. В. Приёмы и стратегии провокативного ролевого поведения участни ков текстовой интернет-коммуникации // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2020. № 3. С. 66–77.
14. Лучинкина А. И., Лучинкина И. С. Методологические проблемы исследования ком муникативного поведения пользователей в интернет-пространстве // Гуманитарные науки. 2017. № 4 (40). С. 42–46.
15. Лучинкина А. И. Анализ девиантного направления интернет-социализации // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deviantnogo-napravleniya-internet-sotsializatsii/viewer (дата обращения: 25.07.2022).
16. Лучинкина А. И., Лучинкина И. С. Особенности коммуникативного поведения в интернет-пространстве подростков с разными типами суицидального поведения // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 1. С. 128–143. DOI: 10.21702/rpj.2019.1.6
17. Лучинкина И. С., Фазилова А. Э. Психологические особенности личности с различ ными ролевыми позициями в буллинг-структуре // Мир науки. Педагогика и психо логия. 2021. № 4. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 15.07.2022).
18. Марченко Ф. О., Маховская О. И. Психология сетевой агрессии (кибербуллинга) во время эпидемии нарциссизма [Электронный ресурс] // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. № 4 (35). URL: http://www.humaninion.org (дата обраще ния: 10.07.2022).
19. Рябов М. А., Боченкова Н. А. Социальные аспекты анализа агрессивного сетево го поведения // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5. №2. С. 170–178. DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-2-170-178.
20. Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга // Дискурс Пи. 2016. №3-4 (24-25). С. 271–279.
21. Собкин В. С., Федотова А. В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 5–18.
22. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: резуль таты исследования школьников Москвы и Московской области // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 103–109.
23. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Виды киберагрессии: опыт подрост ков и молодёжи // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 3–20.
24. Соломатина Е. Н. Сущность и формы проявления агрессивного поведения в сети Интернет: социологический аспект // Общество: социология, психология, педагоги ка. 2021. № 12. С. 113–117.
25. Стексова Т. И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социаль ной напряжённости // Политическая лингвистика. 2013. № 3. С. 77–81.
26. Фонталова Н. С., Турганова Г. Э. Социально-психологические особенности людей, занимающихся сетевым троллингом // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 1. С. 179–194.
27. Часовский Н. В. Речевая агрессия в креолизованных текстах // Вестник челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). С. 173–175.
28. Яковлюк А. А. Социолингвистические аспекты и особенности выражения агрессии в интернете // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 3. С. 978–981.
29. Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism. // Anthropoetics. 2001. Vol. 6. № 2. URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu (дата обращения: 18.11.2018).
30. Luchinkina A., Zhikhareva L., Yudeeva T. Cross-border and digital socialization of personality // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210. URL: https://www.e3s-conferences.org (дата обращения: 18.11.2018).