Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2007)
Скачать выпуск PDF
6-14 35
Аннотация
Рационализм, трактуемый в самом широком смысле как признание ценности разума и опора на него, естественным образом выступает в качестве одной из сторон гуманизма. В подчеркивании этого тезиса состоит суть принципа рациогуманизма. Данный принцип предусматривает, в мировоззренческом плане, признание интеллектуальной культуры (и науки, как ее главного средоточия) одним из важнейших достояний человечества, а в плане методологии человековедения − требует максимального использования этого богатства, в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры, для расширения знаний о человеке и их гуманистически ориентированного практического применения. Принцип рациогуманизма особенно значим для психологии, где настаивает, в частности, на взаимодействии естественнонаучной и гуманитарной методологических традиций.
Rationalism, considered as an acknowledgment of human intelligence value, is an essential part of humanism. Ratiohumanism emphasizes this statement and claims the intellectual culture (and especially science) to be one of the main achievements of humanity. That principle is very important for psychology, because it helps to connect natural sciences with human sciences and makes it possible to apply traditions of each science to its opposite branch.
15-20 42
Аннотация
В статье проведен анализ формирования направленности личности. Направленность личности формируется на протяжении всего жизненного пути человека. "Мотивационные объекты", такие как личностный, учебная деятельность, общение, мотивация собственного развития, материальные ценности, отдых, развлечения, входящие в направленность личности, изменяются в ходе ее развития. Значимые мотивы зависят от личностной организации времени (временного конструирования). Личностное время, имеет свои "мотивационные объекты", образующие направленность личности.
This article provides analysis of the forming of personal orientation. The personal orientation is changing during all life of individual. The "motive objects", the components of personal orientation like personality, cognitive activity, communication, self-development, material needs, and relaxation are changing together with the changing of personal orientation. Significant motives are dependant of personal time organization and the personal time has its own "motive objects" which are inducing personal orientation, too.
21-27 73
Аннотация
Статья посвящена изучению развития способностей учащихся в процессе школьного онтогенеза. В работе научно обоснована концепция исследуемого феномена, дана классификация основных подходов к изучению и развитию познавательных способностей в отечественной и зарубежной практике, представлены особенности возрастного эволюционирования способностей школьников, полученные на основе многочисленных эмпирических данных.
Практическую ценность представляют предложенные методики диагностики и формирования познавательных способностей школьников, позволяющие глубоко и дифференцированно изучать структуру способностей учащихся на протяжении многолетнего образовательного процесса и осуществлять коррекцию или целенаправленное развитие интеллектуальных функций.
The article is devoted to study of cognitive schoolchildren abilities in the process of school ontogenesis. This work has a scientifically substantiated conception of the phenomenon under consideration, it has classification of the main approaches to the research and development of cognitive abilities in russian and foreign practice, presents peculiarities of age evolutionization of schoolchildren abilities, which were received on the basis of numerous empiric data.
Proposed methods of diagnostics and formation of cognitive schoolchildren abilities have practice value; they make it possible to study profoundly and differentiatedly the structure of schoolchildren abilities during long educational process and to perform the correction and goal oriented development of intellectual functions.
28-38 47
Аннотация
Статья посвящена исследованию феномена ценностно-смыслового отношения к профессии, его психологической структуры, степени сформированности, критериев, определяющих степень, и характеристик уровней ценностно-смыслового отношения к профессии психолога.
The article is devoted to study of the phenomenon of value-meaning relation to the profession, its psychological structure, the formed's degree, the criteria, determining degree, and the characteristics of the levels of value-meaning relation to the psychologist's profession.
39-46 36
Аннотация
В статье проведено кросскультурное сравнение особенностей оказания психологической помощи учащимся российской и немецкой школы. Выявлены общие отрицательные факторы социально-психологической адаптации подростков к учебной деятельности. Особо подчеркнуто, что общим, как для российских, так и для немецких психологов, является использование саморегуляции - универсального и фундаментального свойства, обеспечивающего приспособляемость личности школьника к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
The authors cross-culturally compare peculiarities of psychological assistance to students in Russian and German schools. The general negative factors of social and psychological teenagers` adaptation to educational activity are brought to light. It is specially accentuated that the using of self-regulation is what Russian and German psychologists have in common, self-regulation - as a universal and fundamental quality, providing student's personality with adaptability to changing living conditions.
47-53 49
Аннотация
На экспериментальной выборке 106 учащиеся 8, 9 и 10 классов выявлены когнитивная и эмоциональная составляющая Я-концепции современных подростков. Определено место самооценки в структуре Я-концепции. Рассмотрена возрастная динамика изменения других ее показателей. Определены гендерные различия в Я-концепции у старшеклассников.
54-58 34
Аннотация
В статье, на примере учащихся младшего школьного возраста, исследовались факторы семейной среды, влияющие на детско-родительские отношения, и основным методом исследования был - опрос. Исследования проводились в виде анкетирования. В анкетировании участвовали 120 детей гимназических и общеобразовательных классов и 90 их родителей. Полученные результаты указывают на необходимость построения детско-родительских отношений с учётом возрастных особенностей детей, взаимного сотрудничества родителей и детей в вопросах образования и воспитания, т.е. в зависимости от основных факторов семейной среды.
In this article the factors of the family surroundings, influencing children-parents relations have been investigated on the example of the pupils of the primary school. The main method of the research which has been used is putting questions the research has been done in the form of the a questionnaire. One hundred and twenty pupils of gymnasiums and secondary schools together with ninety parents took part in it. The results which are obtained point at the necessity of building children-parents relations in accordance with the peculiarities of the age of the children, mutual cooperation of parents and children in the questions of education and upbringing or in accordance with the factors of the family surroundings.
59-66 27
Аннотация
В статье представлены оригинальные авторские материалы исследования мистического воздействия слова. Даны практические обучающие упражнения для использования полученного научного знания в деловом и педагогическом общении.
The article presents original author's research data about mystic influencing power of words. It also contains practical exercises for the use of obtained scientific knowledge in business and pedagogical communication.
67-73 28
Аннотация
В статье раскрывается содержание эксперимента по выявлению эффективности разработанной авторской программы. Программа направлена на развитие у подростков основных способностей, содействующих формированию готовности к взрослой жизни. Для контроля за эффективностью эксперимента по формированию состояния готовности к взрослой жизни были выбраны шесть показателей: активность в познании, активность в общении; самооценка; оценка профессий; настойчивость; самостоятельность.
The article describes the testing of effectiveness of author's program of helping teenagers to develop basic features of character that will make them ready for the adulthood. The author pays attention for the six main aspects of the process: cognition, communication, self-esteem, profession regarding, persistence, independence.
74-79 38
Аннотация
В статье описываются основные особенности пространственной координации учеников младших классов. Пространственная ориентация рассматривается как процесс последовательного изучения взаимоположения предметов в пространстве. В качестве примера автор приводит действия учеников при копировании геометрических фигур. Исследование пространственной ориентации школьников начальных классов позволит организовать работу детей над учебным материалом более эффективно.
80-87 67
Аннотация
В статье представлены результаты исследования личности людей, увлекающихся компьютерными играми в аддиктивной форме. На основании данных исследования и теоретического анализа предпринята попытка объяснить психологические механизмы аддиктивных проявлений как своего рода компенсацию нарушенной адаптации.
This article concludes the research, done on the people addicted to the computer gaming. Together with theoretical analysis this research makes possible to explain psychological aspects of addictiveness as some sort compensation for disordered adaptation.
88-93 33
Аннотация
В четвертых общеобразовательном и гимназическом классах (дети 9 лет) проводили следующие исследования: выбор между вероятностью (100,75, 50, 25, 10 и 0%) и ценностью вознаграждения (1 или 2 балла), с определением времени реакции; диагностика импульсивности и рефлексивности (на основе времени реакции и числа ошибок во время анализа зрительного образа); определение «ведущего» полушария (на основе постепенно уточняющегося расфокусированного изображения и способа классификации вербального материала). В соответствии с субъективной оценкой неопределенности условий выбора ученики были распределены на четыре группы: «рискованные», «умеренно рискованные», «умеренно осторожные» и «осторожные». В общеобразовательном классе у большего числа детей ведущим было правое, в гимназическом - левое полушарие.
In the fourth general educational and gymnasia classes (children of 9 years) carried out following researches: a choice between probability (100,75, 50, 25, 10 and 0 %) and value of compensation (1 or 2 points), with definition of time of reaction; diagnostics of impulsiveness and reflexivity (on the basis of time of reaction and number of mistakes{errors} during the analysis of a vision); definition of a "leading" hemisphere (on the basis of gradually specified image and a way of classification of a verbal material). According to value judgment of uncertainty of conditions of a choice pupils have been distributed on four groups: "risky", "moderately risky", "moderately cautious" and "cautious". In a general educational class at greater number of children leader was right, in gymnasia - the left hemisphere.
94-97 62
Аннотация
Рассматриваются основные подходы к проблеме самооценки и уровня притязаний в отечественной и зарубежной психологии, психологические особенности самооценки и уровня притязаний старших школьников в условиях профильной дифференциации образования. В исследовании у части старших школьников выявлен гиперболизированный, защитный характер самооценки, за счет фиксации на внешней стороне, престижности обучения в профильном классе.
The main approaches to the problem of self-appraisal and claim level in home and foreign psychology, and also psychological features of self- appraisal and claim level of senior pupils in conditions of profile differentiation of education are considered. While researching some senior pupils displayed hyperbolizing, protective character of self- appraisal due to fixation on the outer side, prestigious ness of studying in profile class.
98-103 37
Аннотация
Взаимодействие с природой требует новой этики и нового понимания места человека в этом мире. При этом воздействие личности педагога играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности школьника к миру природы. В данной статье представлены данные эксперимента по изучению субъективного отношения к природе у студентов биологических факультетов, учителей. Их данные сопоставлялись с характеристиками отношения к природе у школьников подросткового возраста.
Interaction between human and nature needs new ethics and new understanding of human place in the world. At the same time teacher personality plays the principal part in the system of factors that define the development process of his pupils' subjective attitudes to nature. This article is about the results of the research that shows how the subjective attitude of biology school teachers and students, teacher to be, from biology faculties influence on theirs his pupils- teenagers' attitude to nature.
104-113 36
Аннотация
В статье раскрывается проблема индивидуально-типологических различий подростков, у которых могут преобладать детализирующий или угадывающий способы зрительного восприятия. Предлагается для развития их творческого мышления использовать приемы, направленные на развитие функций правого полушария головного мозга.
In teenagers we can control individual differents during psychik processes: it can dominate explicating or guessing ways of visual perception, which at present are usually called left and right hemisphere (accordingly).
For the development of creative thinking of teenagers it is necessary to use the receptions directed for the development of functions of the right hemisphere.
114-120 41
Аннотация
В статье представлены результаты изучения психологических особенностей учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе. Проанализировано влияние участия в творческой педагогической деятельности на особенности личности педагогов. Обсуждаются проблемы осуществления фасилитативного взаимодействия в инновационном педагогическом процессе.
This article introduces the reader to the results of a study, done on the psychological characteristics of the teachers, involved into experimental work. The author analyzed the influence of creative pedagogical activity on teachers' characters. The article also brings up the problem of exercising facilitate interaction within the innovative pedagogical process.
121-128 63
Аннотация
В статье проведен теоретический анализ понятий «духовность» и «духовные потребности». Определено, что валентность материальным потребностям - главная сущностная характеристика духовной потребности, имеющей два значимых атрибута: иррациональность и ориентацию на прошлое и будущее, но не настоящее.
The article provides theoretical analysis of the definitions of "spirituality" and "spiritual want" concluded with the statement, that the valence to the material needs is the most essential characteristic of spiritual wants. It has two crucial attributes: irrationality and orientation to the past and to the future, but not to the present.
129-131 33
Аннотация
В статье представлены результаты пилотажного исследования психолого-педагогических воздействий на студентов вуза по формированию толерантной личности в сфере этнокультуры. Сделан вывод, что развитие этнического самосознания средствами учебной дисциплины «Социокультурные и этнические особенности развития личности» является возможным при интегрированном воздействии различных форм, методов и содержательных аспектов преподавания на когнитивные, аффективные и поведенческие структуры психики
The article gives the results of pilot research of psychological and pedagogical impacts on the college students, the results of forming a tolerant personality in the ethno-cultural sphere. The conclusion is that development of ethnic self-consciousness by the discipline "Socio-cultural and ethnic peculiarities of personality development" is possible if three is integrated impact of different forms, methods and substantial aspects of teaching upon cognitive, affective and behavioral mentality structures.
132-142 45
Аннотация
В статье раскрыты научно-методические предпосылки реализации деятельностно-ситуативного способа обучения как фактора формирования и развития профессиональной субъектности офицеров.
143-146 32
Аннотация
Используя идеи В.К.Шабельникова о двух психологических типах современных обществ, мы выявили, что чем более западнее, тем выше степень субъектности человека и уже его специализация в деятельности и тем больше внимания к деталям, по сравнению с целостными изображениями. А чем восточнее, тем более эмоционально положительнее оцениваются целостные формы, фигуры. Для людей восточной культуры они воспринимаются более эмоционально и выступают в роли предпонятий, помогающих структурировать и ситуативно объяснять действительность с опорой на эти знаки. Для подростков Москвы изолированное восприятие деталей фигур, как более положительное, свидетельствует об ограниченности и специализации мышления, а так же его дифференциации и некотором упрощении.
Using 􀀷М.V. Shabelnikov's ideas about two psychological types of modern societies, we have revealed, that people who leave in the West has higher degree of subjectness. People who leave in the East appraise the forms and figures more emotionally. It is considered that the teenagers from Moscow have confined and particularize cogitation, and also about differentiation and simplification.
147-155 83
Аннотация
Исследовалась временная трансспектива подростков. Анализировались структура временной трансспективы, направленность, свойства времени в переживании человеком. Обнаружены тесные взаимосвязи между особенностями временной трансспективы и образом Я подростка. Выявлены возрастные различия временной трансспективы и образа Я у подростков 13-15 лет.
The subject of the research under consideration is adolescents' time transspective. The article deals with the analysis of its (transspective) structure, its time orientation, and different characteristics of time in a person's experience. According to the article there exist close connections between time transspective and the way person (adolescent) thinks of himself. The article shows that time transspective and the way young people think of themselves differ between different age group.
156-162 44
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые факторы, детерминирующие интолерантное реагирование, в противоположность толерантному поведению в ситуациях межличностного общения. В качестве наиболее важных интрапсихических причин интолерантности автор выделяет внутриличностный конфликт, характер переживаний в процессе взаимодействия, особенности восприятия, оценки и интерпретации контекста общения, а также актуализацию конкретных механизмов психологической защиты.
In the article some psychological factors determining intolerant reaction are considered as opposed to tolerant behavior in situations of interpersonal communication. As the most important intrapsychic reasons of intolerant reaction the author singles out intrapersonal conflict, character of emotional experience in the process of interaction, peculiarities of social perception, estimation and interpretation of communication context, and actualization of concrete mechanisms of psychological protection.
163-170 35
Аннотация
Статья посвящена проблеме определения факторов эффективного управленческого взаимодействия в территориально разделенной команде. Выделены основные факторы, детерминирующие эффективность управленческого взаимодействия в команде: характеристики взаимодействия, позиция руководителя и индивидуально-психологические особенности членов группы. Определены особенности проявления выделенных факторов и различия в их содержательных характеристиках на основе сравнения территориально разделенных команд и команд непосредственного взаимодействия.
Executive summary: the article discusses identification of factors that impact the effectiveness of managerial interaction between geographically spread team members. The author identifies the main factors that determine how effective managerial teamwork is: interaction features, leader's role and individual members' idiosyncrasies and psychological profiles. The article looks at how the factors identified and the differences in their contents manifest themselves by comparing geographically separated teams against teams that interact with each other directly.
171-176 104
Аннотация
На основе теоретико-методологического анализа отклонений в поведении военнослужащих, автор приходит к выводу о том, что изучаемое явление имеет достаточно сложный характер развития. Отклоняющееся поведение военнослужащих детерминировано широким набором различных причин. Исходя из этого, комплексная и системная профилактика отклонений в поведении военнослужащих имеет несколько направлений. В частности, психологическое направление предполагает использование следующих методов коррекции отклоняющегося поведения военнослужащих: а) психокоррекция мотивации личности; б) развитие личностно-психологического потенциала и в) оказание психологической поддержки. В статье предложена авторская модель процесса минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих.
This article is dedicated to the theoretical problems and practical aspects of preventive measures of deviations in military servicepersons' behavior. In his analysis the author concludes that being of a highly complex nature the problem of deviations in behavior of military servicepersons has a wide variety of root causes. Similarly, there is a number of approaches to putting in place an integrated management system aimed at preventive measures deviations in military servicepersons' behavior. Thus, the psychological approach implies the following methods of behavioral correction: a) making psychological adjustment to a person's motivation; b) developing a person's psychological potential; and c) rendering psychological support. In this article the author introduces his model of minimization of deviations in servicepersons' behavior.
177-181 40
Аннотация
В статье выявлены основные проблемы мотивации персонала в организации. Представлен авторский подход к мотивации и стимулированию сотрудников современных российских предприятий с целью обеспечения их конкурентоспособности.
The author of this article explains the main motivation issues of personnel of organizations and suggests some innovative ways of motivation and stimulation of personnel of nowadays Russian facilities in order to make them more competitive.
182-187 37
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, направленного на изучение и анализ имиджа преподавателя в сознании студентов вузов. В работе представлен социально-психологический портрет преподавателя, у которого студентам хотелось бы учиться.
This article concludes the research and the analysis of an image of a teacher from the point of view of the college students. It also describes social and psychological features of a teacher, who would be popular with students.
188-192 33
Аннотация
Для успешного взаимодействия с другими подростку необходимо уметь разбираться в личностных качествах своих сверстников и понимать и общее мнение группы и ее ценности. Зависимость оценивания подростком личностных качеств сверстников от общего мнения группы определяется И.В.Шабельниковым как резонансность. В исследовании мы экспериментально выявили, что образ родителей влияет на степень резонансности подростков. При авторитетном стиле семейных отношений, который характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля, резонансность ребенка выше в знаковой сфере. При индифферентном стиле семейных отношений, который характеризуется эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля, игнорированием интересов и потребностей ребенка, увеличивается резонансность подростка по отношению к группе сверстников.
For successful cooperation the teenager needs to understand the personalities of his herd mates and understand the common opinion of group. 􀀷М.V. Shabelnikov represent rezonancing as the dependence of teenager's estimate the personal qualities of his herd mates. In our research we revealed that parent's image influences on the degree of teenager's rezonancing. Under the strong parent's control the children's rezonancing is higher. When there is indifference in parent's behavior according to the children the rezonancing to the herd mates increasing.
193-199 43
Аннотация
В статье представлены теоретические и практические подходы к двойственному лику карьеры психолога, которые определяются через практику социальных взаимодействий с другими и с самим собой, личностное включение специалиста в освоение, развитие и совершенствование профессиональной деятельности, успешный опыт самостоятельной профессиональной деятельности, сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта. Подчеркивается важность такого профессионального качества как особый деонтологический менталитет, основу которого составляют личностные смысловые структуры, определяющие этические мотивы и способы деятельности безотносительно к институциональным стандартам.
This article depicts theoretical and practical attitudes towards ambiguous psychologist career determined by the practice of social interactions with the others and with yourself, anticipation of specialists in the process of exploration and development of their professional activity, successful experience of independent professional activity, coupling subjective axiological experience with professional experience. There also explained importance of such professional quality as a special deontological mentality, which is based on personal conceptual structures specifying ethics motives and ways of producing activity without connection with the institutional standards.
200-204 37
Аннотация
В статье рассматриваются психологические особенности, механизмы, динамика, условия передачи (трансмиссии) воспитательных установок из поколения в поколение (от родителей к детям) в рамках конкретной семьи. Основная задача исследования состоит в выявлении базовых инвариант и вариативных компонентов родительских установок, которые консервативно повторяются из прародительской семьи в нуклеарной или видоизменяются в поколениях.
The following article regards psychological peculiarities, mechanisms, dynamic and conditions of sharing (transferring) educational mindsets through generations (from parents to children) within specific family. The goal of the research is to define basic invariants and variable components, which repeat themselves from the progenitor family to the nuclear family or change through generations.
205-209 46
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей Я-концепции учащихся ПТУ и несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в органах внутренних дел. Изучались три основные сферы Я-концепции: реальное, идеальное, социальное. Представлены результаты сравнения двух групп: учащиеся ПТУ - 971 человек и несовершеннолетние правонарушители, состоящих на учете в милиции - 36 человек. Выявлено, что имеются существенные различия между реальным и идеальным социальным Я подростков сравниваемых групп
The article presents the research results of I-conception peculiarities of under aged vocational school students and of under aged militia characters. Three main I-conception spheres were studied: the real, the ideal, the social. The article gives the results of comparison of two groups: vocational school students - 971 people and militia characters - 36 people. It is uncovered that there are considerable differences among real, ideal and social I of compared teenagers groups.
210-213 31
Аннотация
В статье проведено сравнение супружеских отношений в парах зарегистрированного и «гражданского» брака. Определены факторы осложняющие семейные взаимоотношения и ведущие к образованию новых форм брака.
The article contents the comparison of conjugal relations in the pairs of the officially registered marriage with those in civil married pairs. The article defines the factors that complicate family relationships and lead to the new forms of marriage.
214-222 45
Аннотация
В статье на материале русского фольклора проведен анализ категорий правило и норма. Определена специфика проявления правила в современном обществе. Сделан вывод, что идея опоры на традицию самоочевидна, но трудно реализуема в условиях многонационального и много конфессионального государства.
The author analyses the categories of the rule and of the norm basing on the materials of Russian folklore. She also defines the specificity of rule of conduct in contemporary society. She comes to the conclusion that, that the idea of basing on the tradition is evident, but is difficult to realize in the conditions of multi-national and multi-confessional country.
223-227 32
Аннотация
Наиболее известным подходом в развитии современной педагогики выступает культурологический. В этом аспекте очень важной проблемой выступает соотношение национальной культуры, образования и характера личности. Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете. В статье дается определение понятия, раскрывается его сущность, характеризуется строение, основные компоненты и содержание этноэстетической культуры.
The cultural way (one of the most popular ways) of development of modern pedagogical science makes it very important to find a fine balance between national culture, education and individual character. This article is fully devoted to a very important problem of nowadays - to the forming of the personal and aesthetic culture of college teachers' character. The author also gives full explanation of the "ethnoaesthetic personal culture" feature and gives reasons for why it is so important for a teacher.
228-230 33
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей восприятия человека старшими школьниками. Особенности этнических установок и стереотипов в структуре самосознания рассмотрены на примере русской национальности.
This article presents the results of a research concerning the understanding of nationality by high-school students. The peculiarities of ethnic mindset and stereotypes of the structure of self-consciousness were studied, regarding Russian nationality.
231-236 35
Аннотация
В статье рассматриваются социально-психологические характеристики рабочих-интеллигентов. В развитии данного слоя находит свое выражение процесс преодоления существенных различий между людьми физического и умственного труда.
The article regards the difference between the people of physical and intellectual labor basing on the analysis of social-psychological characteristics of blue-collars and white-collars.
237-240 39
Аннотация
В статье анализируется выявленное противоречие теории и практики телевизионной рекламы: теория придерживается мнения о полезности и положительном влиянии на эмоциональную сферу личности телевизионной рекламы, в то время как практика констатирует ее крайне негативное влияние на старших подростков.
The article analyses the uncovered contradiction of theory and practice of television advertisements: the theory holds the opinion of usefulness and positive affection of television advertisements on the emotional sphere of a person, while the practice states its extremely negative impact upon senior teenagers.
241-245 78
Аннотация
Статья представляет собой обзор этапов профессиональной карьеры офицеров и влияния на успешность карьерного продвижения социально-психологических факторов (объективных, объективно-субъективных и субъективных). Особую роль автор отводит влиянию субъективных факторов, предполагая, что эффективность карьерного роста повышается вместе со степенью выраженности указанных субъективных факторов.
This article presents the gradual stages of professional officers' advancement and it influence on success in advancement of socially-psychological factors (objective factors, objective-subjective factors and subjective factors). Author's main idea - to show the influence on subjective factors, assuming the efficiency of career advancement is risen with the demonstration extent in mentioned subjective factors.
249-253 36
Аннотация
В статье определяется место полоролевой идентификации подростков из группы риска в социальной адаптации. Выявлены особенности этого процесса, знание которых позволяет специалистам основательнее и глубже понимать их поступки и поведение, обеспечивает личностный подход к подросткам.
The article states the role of sex self-identity in a social adaptation of teenagers from group at-risk. The author brings up to light the main peculiarities of this process, which should help specialists to get a better understanding of teenagers' behavior and therefore would make it easier to find a way to each individual.
254-260 77
Аннотация
Работа посвящена теоретическому анализу проблемы выбора профессии психолога. Автором рассмотрены основные виды мотивов профессионального выбора психологов и их структура.
The article is devoted to theoretical analyses of the problem of choosing the psychologist profession. Author describes main types of motives of professional psychologists` choice and there structure.
261-269 53
Аннотация
Представлены психологические характеристики современного руководителя в динамике возрастного развития. Определены основные механизмы детерминации и развития профессиональной идентичности российского руководителя. На релевантной выборке выявлена факторная структура его профессиональной идентичности. Сделаны выводы по использованию полученных научных данных в оптимизации становления руководителя.
В статье излагается проблема влияния супружеских отношений на профессиональную деятельность военного летчика. Исследования проведены на широкой фактологической базе, в 2-х округах и на Балтийском флоте. По итогам констатирующего эксперимента составлена программа оптимизации супружеских отношений, внедрение которой позволило увеличить количество супружеских пар с конструктивным стилем взаимодействия.
The article sets out the issue of husband-and-wife relationship and its influence on the professional career of a military pilot. The research has been conducted on an extensive factual basis across two military districts and the Baltic Marine Corps. As an outcome of the research case the program for improvement of spouse relationship has been developed, the implementation of which helped increase the number of couples with successful and constructive communication dialog.
270-275 42
Аннотация
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА
В статье излагается проблема влияния супружеских отношений на профессиональную деятельность военного летчика. Исследования проведены на широкой фактологической базе, в 2-х округах и на Балтийском флоте. По итогам констатирующего эксперимента составлена программа оптимизации супружеских отношений, внедрение которой позволило увеличить количество супружеских пар с конструктивным стилем взаимодействия.
The article sets out the issue of husband-and-wife relationship and its influence on the professional career of a military pilot. The research has been conducted on an extensive factual basis across two military districts and the Baltic Marine Corps. As an outcome of the research case the program for improvement of spouse relationship has been developed, the implementation of which helped increase the number of couples with successful and constructive communication dialog.
276-280 54
Аннотация
Работа посвящена изучению основных компонентов профессиональной деятельности фитнес-тренера и влияния личностных качеств на ее успешность в современных социально-экономических условиях.
281-288 70
Аннотация
Исследование посвящено изучению влияния различных социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у специалистов служб социальной защиты населения. Данная проблема, по мнению авторов, заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе, формированием у них навыков психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности.
This article is fully devoted to the research of a variety of social-psychological factors affecting social protection service workers and resulting into syndrome of "emotional exhaustion". The authors consider this problem to be of a great importance, because it deals with the (re)training of social workers and giving them skills of psychohygiene and psychoprophylaxis, which appear to be quite handy in their professional activity.
295-300 45
Аннотация
В статье рассматривается понятие «социально-педагогическая деятельность», раскрывается ее содержание, обосновывается коммуникативная функция. На основе коммуникативно-культурологического подхода автор определяет перспективные направления подготовки социальных педагогов к реализации коммуникативной функции социально-педагогической деятельности.
In work the concept "socially-pedagogical activity" is considered, its maintenance reveals, communicative function proves. On the basis of communicatively-cultural approach the author defines perspective directions of preparation of social teachers to realization of communicative function of socially-pedagogical activity.
301-307 34
Аннотация
Теории социальной работы принадлежит важная роль в определении и разработке оптимальных параметров самоорганизации общества в соответствии с научными критериями выживаемости и развития социума в целом и отдельных его групп и представителей. Социальный порядок, которым обусловлено то или иное социальное действие, предполагает наличие коллективных идеалов и ценностей, способность уловить которые и является условием «герменевтического предпонимания» ситуации. Поэтому именно герменевтический стандарт исследований, характерный для методологии гуманитарных наук, становится все более востребованным в теории социальной работы.
The theory of social work possesses the important role in definition and development of optimum parameters of self-organizing of a society according to scientific criteria of survival rate and development of society as a whole and its separate groups and representatives. The social order by which this or that social action is caused, assumes presence of collective ideals and values, ability to catch which is a condition "hermeneutical preunderstanding" situations. Therefore the hermeneutical standard of researches, characteristic for methodology of the humanities, becomes more and more demanded in the theory of social work.
308-313 38
Аннотация
В статье определено место информационно-технологической компетентности в развитии личности ребенка. Выявлены психолого-педагогические условия ее формирования у дошкольника. На основании проведенного анализа учебных документов сделан вывод, что содержанием только базовых дисциплин невозможно сформировать информационно-технологическую компетентность, необходима специально выстроенная по структуре и содержанию система дополнительного образования.
The article defines the place of informational and technological competence in the child's personality development. It also uncovers psychological and pedagogical conditions of child's competence forming. On the basis of educational documents analyses it is concluded that the system of additional education must be specially and thoroughly organized.
314-319 45
Аннотация
В статье определено, что гражданское воспитание предполагает формирование гражданственности как целостного интегративного качества. На эмпирическом материале московских школ и школ оренбургской области сделаны выводы о возможности в этих целях интеграции ряда тем в курсах русской литературы, истории России, русского языка, иностранного языка, обществознания, мировой художественной культуры и других учебных дисциплин; использования разнообразной методической инструментовки урока, активных и интерактивных методов преподавания.
S
The article brings to light the fact that the civic upbringing supposes the forming of civic consciousness as a complete integrative quality. On the basis of empiric material of Moscow, and Orenburg Region Schools the author makes a conclusion, that some themes in the courses of Russian Literature, Russian History, the Russian Language, foreign language etc. could be more integrated.
320-325 29
Аннотация
В статье определяются теоретико-методологические основы осуществления предпринимательской подготовки в колледже и излагается сущность интегративной методики преподавания дисциплин экономического содержания, направленной на выявление и развитие у студентов предпринимательских качеств и навыков. Представленные в статье результаты применения данной методики опираются на педагогический эксперимент, проводившийся на протяжении 2003-2006 годов в Московском радиотехническом колледже им. А
The article determines theoretical and methodological basis of college business training realization. It describes the essence of integrative methodics of economical disciplines training, directed to uncovering and developing business qualities in students. Given results of described methodics application base on pedagogical experiment, that had been taking place since 2003 till 2006 in the Moscow Radio-technical college by A.A. Raspletin.
326-331 33
Аннотация
В статье представлена система оптимизации обучения на технологическом практикуме в вузе. Ее основу составляют производственные игры, конференции, учебные дискуссии. Именно в этих формах обучения учебный материал на технологическом практикуме становится источником развития познавательной деятельности студентов.
The article suggests the system of training improvement at the technological practice in the university. It based on conferences, educational discussions and so on. Author underlines that educational content in this forms becomes the resource of students' educational activity.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)