Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 4 (2011)
Скачать выпуск PDF
7-11 43
Аннотация
В статье рассматривается проблема
самоидентификации национальных меньшинств на
примере немцев России. Фактор самоидентификации
рассматривается как детерминанта самоорганизации
национальных меньшинств. Дается эмпирический ана-
лиз проведенного исследования, которое позволило
выделить виды самоидентификации немцев России (по
«смешению крови», по постоянству проявления, по по-
требности и по мотивации); определены детерминанты
самоидентификации, побуждающие представителя эт-
нического меньшинства к активным действиям по само-
организации.
12-19 39
Аннотация
Исследовано четыре группы людей:
больные героиновой наркоманией, находящиеся на
первичной (детоксикация и групповая психокоррекция),
углубленной (программа «12 шагов») и амбулаторной
поддерживающей реабилитации, а также здоровые лица.
На основе методов ранжирования жизненных смыслов,
измерения рефлексивности и эмоционального интел-
лекта показано, что в процессе стадийной реабилитации
больных в стационаре у них падает ориентация на гедо-
нистические смыслы, растет рефлексивность, динамика
общей осмысленности жизни подчинена логике стадий
реабилитации - снижаясь в начале, по мере осознания
факта болезни, она приближается к нормативным показа-
телям по мере завершения лечебного курса.
20-24 36
Аннотация
Статья посвящена результатам иссле-
дования проблемы принятия решений в экономическом
поведении потребителей, которое отличается у людей
разного возраста. Проанализированы определения по-
ведения потребителей в отечественной и зарубежной со-
циальной психологии. Определены основные проблемы
изучения потребительского поведения, его мотивации,
рассмотрены модели потребительского поведения. Раз-
работаны методики, позволяющие выявить основные
типы потребительских предпочтений, уровень субъектив-
ного контроля и другие показатели, характеризующие со-
временного потребителя.
25-31 44
Аннотация
Психологическая оценка рассматрива-
ется как действие оценивания. Оценка является частью
процесса восприятия и компонентом ориентировочной
деятельности человека. Специфика оценки определяет-
ся тем, что она осуществляется с целью организации бу-
дущего действия субъекта. Распознавание выступает как
видовое понятие по отношению к оценке и является част-
ным случаем оценки с объективно заданными показате-
лями. Структура действия оценивания включает в себя
операционально-технический и социальный компонент.
32-36 37
Аннотация
В статье представлены результаты ис-
следований субъективных миров инвалидов. Раскрыты
основные закономерности их развития и определена
роль транскоммуникаций в данном процессе. Описана ти-
пология и выявлены сходства и различия между субъек-
тивными мирами инвалидов и здоровых людей. Показана
необходимость изучения субъективных миров инвалидов
специалистами-психологами и социальными работни-
ками, а также практического использования полученных
знаний в процессе социального и психологического со-
провождения профессионального образования студен-
тов с ограниченными возможностями.
37-43 77
Аннотация
В статье отражена актуальность и при-
водятся данные исследования семейной идентичности
индивидов, состоящих в однополых союзах. Даётся
определение семейной идентичности как особой формы
личностно-групповой идентичности, включающей три
аспекта восприятия семьи и себя - члена семьи: струк-
турный, эмоционально-оценочный и когнитивный. Дела-
ется вывод о том, что семейная идентичность участников
однополых союзов имеет компенсаторный характер, за-
ключающийся в противопоставлении своей семьи другим
семьям и несемейным группам особым качеством отно-
шений и восприятии себя как носителя этого качества и
центра семейной интеграции.
44-47 29
Аннотация
В данной статье разработана и апро-
бирована программа психологической работы «Школа
готовности к материнству» с беременными женщина-
ми-студентками, которая основывается на концепции
внутренней картины беременности, предполагающей
степень гармоничности беременности, формирование
материнских качеств и взаимодействие с ребенком после
рождения. Программа строится с учетом выделенных
блоков. На основе этой программы были разработаны,
проведены методики и выявлены определённые резуль-
таты, свидетельствующие о разнице уровня тревожности
женщин во время беременности и в послеродовый пери-
од.
48-58 38
Аннотация
Представлены результаты эмпирическо-
го исследования психологических условий деятельности
Международного союза немецкой культуры по сохране-
нию этнической идентичности немцев России. В статье
проводится мысль о необходимости определённой си-
стемы в работе по сохранению этнической идентичности
российских немцев, при этом главным условием являет-
ся изучение родного языка. Обосновывается программа
этнокультурного образования как важного инструмента
в совместной деятельности общественных организаций
и вузов по сохранению этнической идентичности нацио-
нальных меньшинств (на примере немцев России).
59-61 31
Аннотация
Данная статья посвящена описанию
исследования в области учебной мотивации, которая
является актуальной проблемой в современной школе.
Так, при ориентации учащихся на самостоятельный по-
иск знаний, решение проблемных задач, стремление к
саморазвитию и самосовершенствованию педагог часто
не имеет достаточно информации о том, как это сде-
лать. При этом одни авторы говорят о ведущих мотивах
возраста, другие связывают мотив с полом. Мы в своей
работе попытались рассмотреть влияние мотивации на
успеваемость по такому важному предмету, как геоме-
трия. Описан эксперимент, проведённый с учащимися
9-х классов, в основу которого был положен метод по-
этапного формирования умственных действий и понятий
П.Я. Гальперина.
62-68 42
Аннотация
В статье обосновывается необходимость
коммуникативного решения проблемы коррекции деви-
антного поведения и предупреждения правонарушений в
подростковой среде посредством установления контакта.
Выдвигается положение: первичные девиации у подрост-
ков возникают в коммуникативных нарушениях, требую-
щих восстановления. Для этого педагог должен владеть
технологией установления контакта с подростком. Анали-
зируются стадии технологии, а также факторы, законо-
мерности и психологические особенности установления
контакта. Процесс установления контакта способствует
восстановлению нарушенных коммуникаций и усилению
педагогического воздействия. Это является условием
преодоления девиантного поведения в подростковом
возрасте.
69-75 185
Аннотация
В статье исследуются этапы развития
ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности рассма-
тривается как единство мотивационно-потребностной и
операционально-технической сфер личности. На основе
анализа взглядов различных исследователей на про-
блему развития ценностно-смысловой сферы личности
выделены этапы формирования ценностно-смысловой
сферы личности и особенности ее динамики в онтогене-
зе, в рамках которых и происходит становление системы
личностных смыслов.
76-81 58
Аннотация
Статья посвящена анализу восприятия
телевизионной рекламы детьми раннего, дошкольного,
младшего, среднего и старшего школьного возрастов.
Проведенное исследование позволило охарактеризовать
особенности изменения данного восприятия с возрас-
том: это увлеченность, поглощенность происходящим на
экране в раннем возрасте; идентификация, сопережива-
ние у дошкольников; в младшем школьном возрасте вос-
приятие становится более опосредованным, появляется
обобщенное представление о телевизионной рекламе; у
детей среднего школьного возраста восприятие рекламы
опосредуется пониманием соотношения сюжета и рекла-
мируемого товара, нарастает критичность; в старшем
школьном возрасте ребенок продолжает отстраняться от
непосредственного восприятия телерекламы, появляет-
ся понимание того, что на него с помощью рекламы ока-
зывают воздействие.
82-87 48
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению под-
росткового возраста как второго сензитивного периода
развития творческого мышления, изучению соотношения
его вербального и невербального компонентов в стихий-
ном формировании и в условиях специального обучения.
Проведен качественный и количественный анализ полу-
ченных в ходе исследования данных, в результате кото-
рого выявлены существенные различия динамики спон-
танного и направленного развития, наличие взаимосвязи
между вербальным и невербальным компонентами твор-
ческого мышления.
88-94 44
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы лич-
ностной надежности специалиста в отечественных фило-
софских исследованиях. В ней на основе анализа большого
фактического материала обосновывается авторская пози-
ция, заключающаяся в том, что в проблематике надежности
продолжается поиск общего и особенного в технических и
живых системах. Это приводит к тому, что надежность спе-
циалиста описывается различными терминами и понятиями,
противоречиво истолковываемыми с разных теоретических
позиций. Вместе с тем в проблематике надежности человека
устойчиво выделяется личностный аспект, вид, роль и значе-
ние которого резко возрастает по мере усложнения ситуаций
деятельности и поведения человека.
95-98 71
Аннотация
Были изучены особенности мотивации
будущих психологов на ранних этапах профессиональ-
ного становления. Участниками исследования выступили
студенты второго и пятого курсов, обучающиеся на фа-
культете психологии. Установлено, что мотивация дости-
жения успеха и мотивация избегания неудач имеют раз-
личные количественные показатели на втором и пятом
курсах. В результате исследования удалось выяснить,
что характеристика мотивации у студентов также имеет
тенденцию к изменению с увеличением курса обучения.
Выявлено, что преобладающий тип мотивации - поло-
жительная и содержательная. Изменение параметров
мотивации достижения и избегания неудач и изменение
модальности мотивации свидетельствует об успешном
профессиональном становлении студентов психологи-
ческого факультета на протяжении получения высшего
профессионального образования.
98-102 23
Аннотация
В статье излагаются результаты сравни-
тельно-сопоставительного социально-психологического
эмпирического исследования особенностей ценностно-
ориентационного единства в реальных контактных и в
разной степени виртуальных группах волонтеров. Про-
демонстрирован и проинтерпретирован эмпирически
зафиксированный факт того, что от позиции группы во-
лонтеров в континууме «реальные контактные группы -
виртуальные группы» зависит характер соотнесенности
уровней внутригрупповой сплоченности членов сообще-
ства в сферах межличностных отношений и целевой ак-
тивности.
103-108 97
Аннотация
В статье обсуждается проблема кризиса
профессиональной идентичности педагогов, возникшего
в результате модернизации современного образования.
Кризис профессиональной идентичности необходимо
рассматривать через профессиональную ситуацию, ко-
торая ставит перед педагогами новые задачи. На само-
идентичность отечественного педагога влияет несколько
факторов: социокультурный, возрастной и инновацион-
ный. Рассматриваются особенности профессиональной
идентичности педагогов, достигших разного уровня ма-
стерства и наставничества, предпринята попытка обо-
снования места и роли психологического обеспечения
инновационных процессов в образовании.
109-115 27
Аннотация
Статья посвящена анализу совместной
работы отечественных и зарубежных вузов в рамках
международных проектов по разработке общекультурных
и предметно-специфических компетенций по направле-
нию «Социальная работа», способствующих повышению
качества образования и вхождению в европейское про-
странство высшего образования. Раскрывается понятие
компетентностной модели обучения, роли компетенций
в определении результатов обучения, осмысливаются
первые итоги опроса по общекультурным и предметным
компетенциям среди целевых групп респондентов.
116-120 27
Аннотация
В данной статье рассматривается иди-
олектическая сложность, связанная с пониманием и
использованием слова «компетенция» и приводящая к
путанице в употреблении со словом «компетентность».
В статье отмечено, что понятие «компетенция» неодно-
значно понимается многими исследователями, и в связи
с этим наблюдается сложность в подборе инструмента
оценивания и диагностирования компетенций, в част-
ности приводятся примеры компетенций, которые могут
быть развиты при подготовке будущего социального пе-
дагога.
121-128 51
Аннотация
Социальная педагогика подвержена воз-
действию различных внешних и внутренних факторов,
оказывающих противоречивое влияние на ее развитие.
Эти противоречия и обусловливают идею формирова-
ния различных дискурсивных практик, наиболее сильной
из которых является практика философского дискурса,
включающая в себя антропологическую и этическую со-
ставляющие. Дискурсивный подход позволяет отражать
социальную педагогику в ее внутренней структуре и тем
самым по-новому рефлектировать ее легитимность. В
статье рассмотрены вопросы формирования социально-
педагогического дискурса (на примере Германии) и наме-
чены перспективы его развития.
129-133 27
Аннотация
В статье анализируются истоки ноо-
гуманистической педагогики: космическая педагогика
К. Вентцеля, М. Монтессори; концепция ноосферного об-
разования Н.В. Масловой и др. Определены сущностные
признаки ноогуманистической педагогики: цивилизацион-
ные, культурологические, мировоззренческие, дидакти-
ческие, аксиологические, воспитательные (самовоспита-
тельные), познавательно-когнитивные, психологические.
Ноогуманистическая педагогика представляет собой но-
вую философско-педагогическую концепцию, связанную
с бытием человека на качественно обновлённом уровне.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)