№ 1 (2011)
Скачать выпуск
PDF
5-11 52
Аннотация
В статье представлен анализ теорети-
ческих и эмпирических исследований проблемы оптимиз-
ма/пессимизма (включая философские, социологические
и психологические подходы); исследование выполнено в
русле теории интегральной индивидуальности (систем-
ный подход); заявлены актуальность и гипотеза исследо-
вания; представлены результаты факторного анализа, на
основе которого обосновываются различия в структурах
интегральной индивидуальности оптимистов и пессимис-
тов; выявлена ведущая роль общей интернальности в
формировании структур интегральной индивидуальности
оптимистов и пессимистов; представлены рекомендации
для проведения формирующего эксперимента.
ческих и эмпирических исследований проблемы оптимиз-
ма/пессимизма (включая философские, социологические
и психологические подходы); исследование выполнено в
русле теории интегральной индивидуальности (систем-
ный подход); заявлены актуальность и гипотеза исследо-
вания; представлены результаты факторного анализа, на
основе которого обосновываются различия в структурах
интегральной индивидуальности оптимистов и пессимис-
тов; выявлена ведущая роль общей интернальности в
формировании структур интегральной индивидуальности
оптимистов и пессимистов; представлены рекомендации
для проведения формирующего эксперимента.
11-17 54
Аннотация
Подростковый возраст характеризуется
в культурно-исторической теории интимно-личностным
общением со сверстниками как ведущей деятельностью;
появлением чувства взрослости; развитием понятийного
мышления; развитием самосознания; сензитивностью к
оценке окружающих и самого себя. В родовой семье под-
росток является субъектом-исполнителем, а в нуклеар-
ной городской - субъектом оценщиком. Оценка объектов
является составной частью развития логического мышле-
ния и самооценки подростков.
в культурно-исторической теории интимно-личностным
общением со сверстниками как ведущей деятельностью;
появлением чувства взрослости; развитием понятийного
мышления; развитием самосознания; сензитивностью к
оценке окружающих и самого себя. В родовой семье под-
росток является субъектом-исполнителем, а в нуклеар-
ной городской - субъектом оценщиком. Оценка объектов
является составной частью развития логического мышле-
ния и самооценки подростков.
18-26 34
Аннотация
В статье раскрывается концепция педаго-
гики Р. Штейнера: её цели и задачи, основные принципы
и методы. Представлены позитивные и слабые стороны
идеологии «свободного воспитания». Р. Штейнер форму-
лирует цели, которые отражают сущность взаимодействий
- духовная свобода в культурной жизни, демократическое
равенство в общественной и социальное братство в эко-
номической деятельности. Общество будущего должно
строиться в системе новых ценностей воспитания и обра-
зования: их роль становится определяющей и главенству-
ющей. Таким образом, идея преобразования общества че-
рез воспитание существенно модернизирована: Штейнер
связывал её с преобразованием самого общества.
гики Р. Штейнера: её цели и задачи, основные принципы
и методы. Представлены позитивные и слабые стороны
идеологии «свободного воспитания». Р. Штейнер форму-
лирует цели, которые отражают сущность взаимодействий
- духовная свобода в культурной жизни, демократическое
равенство в общественной и социальное братство в эко-
номической деятельности. Общество будущего должно
строиться в системе новых ценностей воспитания и обра-
зования: их роль становится определяющей и главенству-
ющей. Таким образом, идея преобразования общества че-
рез воспитание существенно модернизирована: Штейнер
связывал её с преобразованием самого общества.
26-38 168
Аннотация
Приводятся результаты исследования
гендерных особенностей волевой регуляции. Сравнива-
ются группы мужчин (n=50) и женщин (n=50) в возрасте
от 20 до 24 лет. Обнаружены значимые различия между
мужчинами и женщинами по выраженности самоконтроля
и самооценке волевых качеств (упорство, энергичность,
смелость, организованность, решительность, самосто-
ятельность, дисциплинированность, обязательность),
между маскулинными и феминниными женщинами по
самооценке волевых качеств (энергичность, смелость,
целеустремлённость, упорство), а также между женщина-
ми с разными типами волевых диспозиций по Ю.Кулю по
самооценке большинства волевых качеств
гендерных особенностей волевой регуляции. Сравнива-
ются группы мужчин (n=50) и женщин (n=50) в возрасте
от 20 до 24 лет. Обнаружены значимые различия между
мужчинами и женщинами по выраженности самоконтроля
и самооценке волевых качеств (упорство, энергичность,
смелость, организованность, решительность, самосто-
ятельность, дисциплинированность, обязательность),
между маскулинными и феминниными женщинами по
самооценке волевых качеств (энергичность, смелость,
целеустремлённость, упорство), а также между женщина-
ми с разными типами волевых диспозиций по Ю.Кулю по
самооценке большинства волевых качеств
39-44 61
Аннотация
В данной статье предлагаются формы
и методы работы с семьёй, воспитывающей ребенка-
инвалида. Предпринята попытка создать эффективный
механизм социально - психологической поддержки, явля-
ющийся частью комплексной задачи - помощи детям-инва-
лидам и членам их семей. Рассматриваются такие формы
работы, как: семейное психологическое консультирова-
ние, работа родительских групп, психологическая помощь
образовательного характера, а так же дополнительные
формы работы с семьей (общие родительские собрания
и индивидуальные беседы, привлечение членов семей
к организации праздников, спектаклей и другим формам
досуговой деятельности, отдых в летнем интеграционном
лагере, работа по созданию интернет-сайта. )
и методы работы с семьёй, воспитывающей ребенка-
инвалида. Предпринята попытка создать эффективный
механизм социально - психологической поддержки, явля-
ющийся частью комплексной задачи - помощи детям-инва-
лидам и членам их семей. Рассматриваются такие формы
работы, как: семейное психологическое консультирова-
ние, работа родительских групп, психологическая помощь
образовательного характера, а так же дополнительные
формы работы с семьей (общие родительские собрания
и индивидуальные беседы, привлечение членов семей
к организации праздников, спектаклей и другим формам
досуговой деятельности, отдых в летнем интеграционном
лагере, работа по созданию интернет-сайта. )
45-53 40
Аннотация
Проблема изучения и управления межгруп-
повой адаптацией рассмотрена с точки зрения диверси-
фикации психологического знания полученного в другой
области социальной психологии. Приведены результаты
эмпирического исследования межгрупповой адаптации
различных субъектов образовательной деятельности с ис-
пользованием понятия «дизайн группы» на примере взаи-
модействия студентов-психологов разных специализаций.
Обосновано введение данного понятия для изучения и уп-
равления межгрупповой адаптацией в организации.
повой адаптацией рассмотрена с точки зрения диверси-
фикации психологического знания полученного в другой
области социальной психологии. Приведены результаты
эмпирического исследования межгрупповой адаптации
различных субъектов образовательной деятельности с ис-
пользованием понятия «дизайн группы» на примере взаи-
модействия студентов-психологов разных специализаций.
Обосновано введение данного понятия для изучения и уп-
равления межгрупповой адаптацией в организации.
54-60 360
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению фено-
мена «особого» родительства при появлении инвалида
в семье в ракурсе психологической травмы, семейного
стресса и кризиса. Показано, что психическая травма-
тизация родителей ребенка-инвалида и родственников
из-за инвалидности члена семьи может сопровождаться
личностными изменениями, дезадаптационными процес-
сами в сфере психического и физического здоровья всех
членов семьи: родителей, сиблингов, бабушек и дедушек
инвалида. Проведен научный анализ исследований по
проблеме оказания психологической помощи семье инва-
лида и требований к личности специалиста, работающего
с родственниками инвалида.
мена «особого» родительства при появлении инвалида
в семье в ракурсе психологической травмы, семейного
стресса и кризиса. Показано, что психическая травма-
тизация родителей ребенка-инвалида и родственников
из-за инвалидности члена семьи может сопровождаться
личностными изменениями, дезадаптационными процес-
сами в сфере психического и физического здоровья всех
членов семьи: родителей, сиблингов, бабушек и дедушек
инвалида. Проведен научный анализ исследований по
проблеме оказания психологической помощи семье инва-
лида и требований к личности специалиста, работающего
с родственниками инвалида.
60-67 50
Аннотация
Статья посвящена эмпирическому изуче-
нию особенностей конфликтов в воинских коллективах в
зависимости от гендерного развития конфликтующих. На
основе результатов психологического исследования прове-
ден анализ особенностей удовлетворяемых потребностей
и алгоритмы поведения военнослужащих в зависимости от
доминирования гендерного развития военнослужащих. В
статье предложен авторский подход к расчету числового
показателя гендерного развития военнослужащего. Срав-
нительный анализ показал наличие различий в потребнос-
тях и способах их удовлетворения, в зависимости от доми-
нирования гендерного развития военнослужащих
нию особенностей конфликтов в воинских коллективах в
зависимости от гендерного развития конфликтующих. На
основе результатов психологического исследования прове-
ден анализ особенностей удовлетворяемых потребностей
и алгоритмы поведения военнослужащих в зависимости от
доминирования гендерного развития военнослужащих. В
статье предложен авторский подход к расчету числового
показателя гендерного развития военнослужащего. Срав-
нительный анализ показал наличие различий в потребнос-
тях и способах их удовлетворения, в зависимости от доми-
нирования гендерного развития военнослужащих
68-73 31
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения
факторов управляемости воинскими подразделениями
Вооружённых сил Российской Федерации. Выделены ос-
новные научные подходы, рассматривающие феномен
управляемости: кибернетический, технический, педагоги-
ческий, экономический, социологический, социально-пси-
хологический; уточнена социально-психологическая сущ-
ность управляемости подразделения, описаны основные
факторы управляемости подразделения, включающие
социально-психологические: «взаимоотношения», «адап-
тированность», «совместная деятельность» и личност-
ные: «авторитет» и «профессионализм», характерные
для каждого воинского подразделения
факторов управляемости воинскими подразделениями
Вооружённых сил Российской Федерации. Выделены ос-
новные научные подходы, рассматривающие феномен
управляемости: кибернетический, технический, педагоги-
ческий, экономический, социологический, социально-пси-
хологический; уточнена социально-психологическая сущ-
ность управляемости подразделения, описаны основные
факторы управляемости подразделения, включающие
социально-психологические: «взаимоотношения», «адап-
тированность», «совместная деятельность» и личност-
ные: «авторитет» и «профессионализм», характерные
для каждого воинского подразделения
74-84 79
Аннотация
Представлены результаты анализа по 8
критериям Р. Мертона соответствия концепции межгруппо-
вой адаптации в организации А.В. Булгакова требованиям
теории среднего уровня. Каждая позиция подтверждается
теоретическими и эмпирическими данными. Сформули-
рованы основные закономерности, принципы изучения и
управления межгрупповой адаптацией в целях оптимиза-
ции управления организацией. На конкретных примерах в
различных областях деятельности показаны прикладные
возможности концепции, ее эвристический потенциал.
критериям Р. Мертона соответствия концепции межгруппо-
вой адаптации в организации А.В. Булгакова требованиям
теории среднего уровня. Каждая позиция подтверждается
теоретическими и эмпирическими данными. Сформули-
рованы основные закономерности, принципы изучения и
управления межгрупповой адаптацией в целях оптимиза-
ции управления организацией. На конкретных примерах в
различных областях деятельности показаны прикладные
возможности концепции, ее эвристический потенциал.
85- 47
Аннотация
В статье представлены результаты эм-
пирического исследования межличностных отношений
сотрудников служебного коллектива, путём оценки вы-
бранных для анализа критериев.
Изменения, происходящие последние десятилетия
и затрагивающие все сферы нашей жизни, обусловили
важность и необходимость повышения эффективности
работы военной организации, особенно это касается Ка-
лининградского региона в силу своего уникального рас-
положения и статуса среди других субъектов Российской
Федерации. Автором приводятся данные исследования
межличностных отношений, полученных при исследова-
нии военных структурных подразделений, основываясь
на них, становится бесспорным вывод о необходимости
изучения и оценки отношений в трудовых коллективах с
целью повышения эффективности их функционирования.
Основным методом социально-психологической оценки
представлена методика, разработанная А.Я. Анцуповым.
пирического исследования межличностных отношений
сотрудников служебного коллектива, путём оценки вы-
бранных для анализа критериев.
Изменения, происходящие последние десятилетия
и затрагивающие все сферы нашей жизни, обусловили
важность и необходимость повышения эффективности
работы военной организации, особенно это касается Ка-
лининградского региона в силу своего уникального рас-
положения и статуса среди других субъектов Российской
Федерации. Автором приводятся данные исследования
межличностных отношений, полученных при исследова-
нии военных структурных подразделений, основываясь
на них, становится бесспорным вывод о необходимости
изучения и оценки отношений в трудовых коллективах с
целью повышения эффективности их функционирования.
Основным методом социально-психологической оценки
представлена методика, разработанная А.Я. Анцуповым.
91-94 44
Аннотация
В статье содержится анализ теоретических
исследований понятий «компетенция»/«компетентность»
и предлагается их разграничение. В качестве структурных
компонентов коммуникативной компетенции специалиста
противопожарной службы выделены когнитивные, рече-
вые, интерактивные стратегии. Рассматривая коммуника-
тивные затруднения относительно содержания деятель-
ности специалиста противопожарной службы, определены
типы коммуникативных затруднений. На основе выделен-
ной структуры коммуникативной компетенции и выявлен-
ных особенностей коммуникативного взаимодействия в
экстремальных условиях дано содержательное определе-
ние понятию «коммуникативная компетенция специалиста
противопожарной службы».
исследований понятий «компетенция»/«компетентность»
и предлагается их разграничение. В качестве структурных
компонентов коммуникативной компетенции специалиста
противопожарной службы выделены когнитивные, рече-
вые, интерактивные стратегии. Рассматривая коммуника-
тивные затруднения относительно содержания деятель-
ности специалиста противопожарной службы, определены
типы коммуникативных затруднений. На основе выделен-
ной структуры коммуникативной компетенции и выявлен-
ных особенностей коммуникативного взаимодействия в
экстремальных условиях дано содержательное определе-
ние понятию «коммуникативная компетенция специалиста
противопожарной службы».
95-101 61
Аннотация
В современных условиях проблема со-
циального и интеллектуального развития подростков осо-
бенно актуальна в связи с возрастанием роли процессов
информатизации и компьютеризации в структуре подрост-
кового досуга. Возникает направленность на виды деятель-
ности (компьютерная игровая деятельность, Интернет), в
которых, в силу их специфики, реальное взаимодействие и
общение как ведущий тип деятельности данного возраста
сокращены либо преобразованы в иные формы, что при-
водит к становлению особых типов понимания социальных
ситуаций. Результаты эмпирического исследования осо-
бенностей понимания современными подростками соци-
альных ситуаций показали, что уровень сформированнос-
ти понимания ситуаций взаимодействия и общения связан
с особенностями современной социокультурной ситуации
развития, включённостью подростков в сферу социальных
отношений, системой интересов и увлечений.
циального и интеллектуального развития подростков осо-
бенно актуальна в связи с возрастанием роли процессов
информатизации и компьютеризации в структуре подрост-
кового досуга. Возникает направленность на виды деятель-
ности (компьютерная игровая деятельность, Интернет), в
которых, в силу их специфики, реальное взаимодействие и
общение как ведущий тип деятельности данного возраста
сокращены либо преобразованы в иные формы, что при-
водит к становлению особых типов понимания социальных
ситуаций. Результаты эмпирического исследования осо-
бенностей понимания современными подростками соци-
альных ситуаций показали, что уровень сформированнос-
ти понимания ситуаций взаимодействия и общения связан
с особенностями современной социокультурной ситуации
развития, включённостью подростков в сферу социальных
отношений, системой интересов и увлечений.
102-107 86
Аннотация
В статье теоретически обосновывается
гипотеза влияния педагогического стиля общения на эмо-
циональное состояние учащихся в процессе обучения.
Используя наблюдение и психологическое консультиро-
вание в работе школьного психолога, было выявлено, что
для позитивного воспитания и развития личности ученика
педагогу важно иметь чёткое отрефлексированное пред-
ставление о том, что совсем недопустимо в его деятель-
ности, что вариативно, а что является желательным и
ценным результатом.
гипотеза влияния педагогического стиля общения на эмо-
циональное состояние учащихся в процессе обучения.
Используя наблюдение и психологическое консультиро-
вание в работе школьного психолога, было выявлено, что
для позитивного воспитания и развития личности ученика
педагогу важно иметь чёткое отрефлексированное пред-
ставление о том, что совсем недопустимо в его деятель-
ности, что вариативно, а что является желательным и
ценным результатом.
108-113 45
Аннотация
Изучение формирования смысловых
представлений о цвете и форме в трех группах, обуча-
ющихся по разным программам, показывает неодинако-
вость динамики их развития. Проведенное исследование
привело к выводам, что наиболее успешно формируются
данные представления в результате изобразительной
деятельности. Представленный анализ программ мно-
гочисленных авторов по изобразительной деятельности
выявил, что в большинстве из них не всегда создана мо-
тивационная составляющая; программы не учитывают
организацию действия самого ученика, его познаватель-
ную активность; в программах нет развернутой схемы
ориентировочной основы действия.
представлений о цвете и форме в трех группах, обуча-
ющихся по разным программам, показывает неодинако-
вость динамики их развития. Проведенное исследование
привело к выводам, что наиболее успешно формируются
данные представления в результате изобразительной
деятельности. Представленный анализ программ мно-
гочисленных авторов по изобразительной деятельности
выявил, что в большинстве из них не всегда создана мо-
тивационная составляющая; программы не учитывают
организацию действия самого ученика, его познаватель-
ную активность; в программах нет развернутой схемы
ориентировочной основы действия.
113-117 79
Аннотация
В статье дается описание авторской пси-
холого-педагогической концепции обучения взрослых
саногенному поведению. Актуальность предлагаемой кон-
цепции обучения взрослых саногенному поведению про-
диктована тем, что в настоящее время отсутствует единая
концепция обучения данной целевой группы, и обучение
саногенному поведению становится востребованным как
среди здорового взрослого населения, так и взрослых
людей, имеющих проблемы со здоровьем. При характе-
ристике концепции обучения отмечаются особенности ее
реализации в реальном учебном процессе, роль органи-
зационной стороны обучения, актуального и адаптирован-
ного содержания обучения. Отдельное внимание в статье
уделяется педагогическому общению между педагогом и
взрослым обучающимся, личности самого педагога. Состо-
ятельность психолого-педагогической концепции обучения
взрослых саногенному поведению была подтверждена ре-
зультатами экспериментального исследования.
холого-педагогической концепции обучения взрослых
саногенному поведению. Актуальность предлагаемой кон-
цепции обучения взрослых саногенному поведению про-
диктована тем, что в настоящее время отсутствует единая
концепция обучения данной целевой группы, и обучение
саногенному поведению становится востребованным как
среди здорового взрослого населения, так и взрослых
людей, имеющих проблемы со здоровьем. При характе-
ристике концепции обучения отмечаются особенности ее
реализации в реальном учебном процессе, роль органи-
зационной стороны обучения, актуального и адаптирован-
ного содержания обучения. Отдельное внимание в статье
уделяется педагогическому общению между педагогом и
взрослым обучающимся, личности самого педагога. Состо-
ятельность психолого-педагогической концепции обучения
взрослых саногенному поведению была подтверждена ре-
зультатами экспериментального исследования.
Анна Александровна Цветков,
Екатерина Владимировна Туполева,
Алексей Анатольевич Сергиенко,
Анна Александровн Савичева
118-125 45
Аннотация
Методика ассоциативной диагностики поз-
навательных процессов школьников разработана Цветко-
вым А.В. в 2005 г., тогда же получены нормативы для детей
разных возрастов. В 2009 г. коллективом авторов проведе-
но ретестирование с целью установления изменения норм
тестов на выборке учащихся 4 класса (дети 10 лет). Выяв-
лены как количественные, так и качественные изменения в
структуре профиля ассоциативных реакций детей. Интер-
претация с точки зрения изменения общественного здоро-
вья, а также учебных программ начальной школы.
навательных процессов школьников разработана Цветко-
вым А.В. в 2005 г., тогда же получены нормативы для детей
разных возрастов. В 2009 г. коллективом авторов проведе-
но ретестирование с целью установления изменения норм
тестов на выборке учащихся 4 класса (дети 10 лет). Выяв-
лены как количественные, так и качественные изменения в
структуре профиля ассоциативных реакций детей. Интер-
претация с точки зрения изменения общественного здоро-
вья, а также учебных программ начальной школы.
126-134 36
Аннотация
Статья посвящена психологическому ана-
лизу влияния литературы на развитие личности. Художес-
твенная литература развивает у учащихся личностные ка-
чества, способствует их росту в духе преданности родине,
народу, познанию своей личности и национального само-
любия. Хотя воспитательное воздействие художественной
литературы осуществляется непосредственно, но созда-
ваемые ею образы гораздо превыше прямых воспитатель-
ных влияний. Художественная литература развивает у
учащихся интеллектуальные способности, мировоззрение,
способствует формированию адекватного Я-образа, и в
целом нравственному становлению личности.
лизу влияния литературы на развитие личности. Художес-
твенная литература развивает у учащихся личностные ка-
чества, способствует их росту в духе преданности родине,
народу, познанию своей личности и национального само-
любия. Хотя воспитательное воздействие художественной
литературы осуществляется непосредственно, но созда-
ваемые ею образы гораздо превыше прямых воспитатель-
ных влияний. Художественная литература развивает у
учащихся интеллектуальные способности, мировоззрение,
способствует формированию адекватного Я-образа, и в
целом нравственному становлению личности.
135-140 55
Аннотация
В статье представлены результаты экс-
периментального исследования влияния поликультурной
образовательной среды школы на уровень этнической
идентичности и толерантности школьников. Рассмотре-
ны и проведены сравнения уровня этнической идентич-
ности и толерантности детей-мигрантов и детей - мест-
ных жителей в поликультурной образовательной среде в
зависимости от реализации программы по оптимизации
МГА. Проанализирован уровень толерантности учителей
и педагогов-психологов. Выявлены взаимосвязи между
этнической идентичностью и толерантностью и межгруп-
повой адаптацией школьников в поликультурной образо-
вательной среде.
периментального исследования влияния поликультурной
образовательной среды школы на уровень этнической
идентичности и толерантности школьников. Рассмотре-
ны и проведены сравнения уровня этнической идентич-
ности и толерантности детей-мигрантов и детей - мест-
ных жителей в поликультурной образовательной среде в
зависимости от реализации программы по оптимизации
МГА. Проанализирован уровень толерантности учителей
и педагогов-психологов. Выявлены взаимосвязи между
этнической идентичностью и толерантностью и межгруп-
повой адаптацией школьников в поликультурной образо-
вательной среде.
141-144 45
Аннотация
Изучение формирования смысловых
представлений о цвете и форме в трех группах, обуча-
ющихся по разным программам, показывает неодинако-
вость динамики их развития. Проведенное исследование
привело к выводам, что наиболее успешно формируются
данные представления в результате изобразительной
деятельности. Представленный анализ программ мно-
гочисленных авторов по изобразительной деятельности
выявил, что в большинстве из них не всегда создана мо-
тивационная составляющая; программы не учитывают
организацию действия самого ученика, его познаватель-
ную активность; в программах нет развернутой схемы
ориентировочной основы действия.
представлений о цвете и форме в трех группах, обуча-
ющихся по разным программам, показывает неодинако-
вость динамики их развития. Проведенное исследование
привело к выводам, что наиболее успешно формируются
данные представления в результате изобразительной
деятельности. Представленный анализ программ мно-
гочисленных авторов по изобразительной деятельности
выявил, что в большинстве из них не всегда создана мо-
тивационная составляющая; программы не учитывают
организацию действия самого ученика, его познаватель-
ную активность; в программах нет развернутой схемы
ориентировочной основы действия.
145-150 216
Аннотация
В статье ставится проблема создания
новой психологической дисциплины - психологии инва-
лидности. Выделены и рассмотрены социально-психо-
логические аспекты, способствующие возникновению
инвалидности; обозначены возрастные задачи развития
инвалидов в процессе жизненного пути. Представлена
траектория личностного развития инвалидов. Рассмот-
рены особенности развития Я-концепции и идентичности
инвалидов. Раскрываются аспекты переживания инва-
лидности и болезни в контексте формирования внутрен-
ней картины инвалидности.
новой психологической дисциплины - психологии инва-
лидности. Выделены и рассмотрены социально-психо-
логические аспекты, способствующие возникновению
инвалидности; обозначены возрастные задачи развития
инвалидов в процессе жизненного пути. Представлена
траектория личностного развития инвалидов. Рассмот-
рены особенности развития Я-концепции и идентичности
инвалидов. Раскрываются аспекты переживания инва-
лидности и болезни в контексте формирования внутрен-
ней картины инвалидности.
151-157 63
Аннотация
В статье рассматривается понятие корпо-
ративного имиджа и основные подходы к его определе-
нию. Авторами имидж организации рассматривается как
существующая в сознании людей система представлений
(образов) и оценок, объектом которых она является. В
структуре имиджа вуза выделяются социальный, индиви-
дуально-психологический и социально-психологический
компоненты.
ративного имиджа и основные подходы к его определе-
нию. Авторами имидж организации рассматривается как
существующая в сознании людей система представлений
(образов) и оценок, объектом которых она является. В
структуре имиджа вуза выделяются социальный, индиви-
дуально-психологический и социально-психологический
компоненты.
157-161 70
Аннотация
Статья посвящена возможностям система-
тизации приемов организации учебно-профессиональной
деятельности посредством изучения механизмов ее пси-
хической регуляции, основанной на концепции О.В. Дашке-
вича. Проводится анализ основных концепций организации
учебного процесса в зарубежной и отечественной педаго-
гической психологии. Показывается их недостаточная сис-
тематизированность и структурированность и возможность
решения этой проблемы на основе закономерных структур-
ных связей субъективного уровня регуляции учебной де-
ятельности, наиболее рационально используемые в психо-
диагностике, индивидуальной работе, построении системы
коррекционно-развивающей работы, совершенствовании
системы организации учебно-профессиональной деятель-
ности студентов. Показано место этих организационных
средств в структуре учебно-профессиональной деятель-
ности в ее мотивационном, операционном, результативном
и контрольно-оценочном компонентах.
тизации приемов организации учебно-профессиональной
деятельности посредством изучения механизмов ее пси-
хической регуляции, основанной на концепции О.В. Дашке-
вича. Проводится анализ основных концепций организации
учебного процесса в зарубежной и отечественной педаго-
гической психологии. Показывается их недостаточная сис-
тематизированность и структурированность и возможность
решения этой проблемы на основе закономерных структур-
ных связей субъективного уровня регуляции учебной де-
ятельности, наиболее рационально используемые в психо-
диагностике, индивидуальной работе, построении системы
коррекционно-развивающей работы, совершенствовании
системы организации учебно-профессиональной деятель-
ности студентов. Показано место этих организационных
средств в структуре учебно-профессиональной деятель-
ности в ее мотивационном, операционном, результативном
и контрольно-оценочном компонентах.
162-168 83
Аннотация
В статье рассматривается феномен ус-
пешности в профессиональной деятельности на матери-
але исследований отечественных и зарубежных авторов.
Анализируя проблему успешности в профессиональном
развитии психолога, автор выделяет специфические для
данной профессии предпосылки (способности, личностные
особенности), условия (особенности социальной ситуации,
специфика профессиональной деятельности), детерми-
нанты (уровень сформированности конкретных личнос-
тных, социальных и профессиональных компетенций на
разных этапах профессионального развития), критерии
оценки успешности (объективные, субъективные). Перс-
пективы исследования успешности в профессиональном
развитии психолога связываются с формированием психо-
логических компетенций и профессионального мышления.
пешности в профессиональной деятельности на матери-
але исследований отечественных и зарубежных авторов.
Анализируя проблему успешности в профессиональном
развитии психолога, автор выделяет специфические для
данной профессии предпосылки (способности, личностные
особенности), условия (особенности социальной ситуации,
специфика профессиональной деятельности), детерми-
нанты (уровень сформированности конкретных личнос-
тных, социальных и профессиональных компетенций на
разных этапах профессионального развития), критерии
оценки успешности (объективные, субъективные). Перс-
пективы исследования успешности в профессиональном
развитии психолога связываются с формированием психо-
логических компетенций и профессионального мышления.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)