Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ А.В. БУЛГАКОВА КАК ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ: ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Представлены результаты анализа по 8
критериям Р. Мертона соответствия концепции межгруппо-
вой адаптации в организации А.В. Булгакова требованиям
теории среднего уровня. Каждая позиция подтверждается
теоретическими и эмпирическими данными. Сформули-
рованы основные закономерности, принципы изучения и
управления межгрупповой адаптацией в целях оптимиза-
ции управления организацией. На конкретных примерах в
различных областях деятельности показаны прикладные
возможности концепции, ее эвристический потенциал.

Об авторе

Петр Антонович Корчемный
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Бигерт Х. Hyperactive Kinder. ADHS (Гиперактив- ные дети на немецком языке. Проблемы взаимодействия в психологии и социальной практике). // Материалы международной научно-практической конференции «III Левитовские чтения в МГОУ». - М.: ООО «Диона», 2008 - С. 124 - 127.

2. Булгаков А.В., Аксеновская Л.Н. Межгруппо- вая адаптация в организации: ордерный аспект. [Текст] / А.В. Булгаков, Л.Н. Аксеновская // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - №2. - Т.2. - 2008. - С. 77-89.

3. Булгаков А.В., Бушкина М.Г. Психологические факторы влияния образовательной среды вуза на становление профессиональных компетенций военного психолога. [Текст] / А.В. Булгаков,М.Г. Бушкина // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - №3. С 124-130.

4. Булгаков А.В. Влияние внешних социальных факторов на межгрупповую адаптацию на кораблях (на примере Черноморского флота России. 1992-2005 годы). [Текст] / А.В. Булгаков. // Морской сборник, 2006. - №12. - С.47-52.

5. Булгаков А.В., Густова Е.В. Междисциплинарный подход к построению модели профессиональных компетенций в образовании [Текст] / А.В. Булгаков, Е.А. Густова. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика», 2006. - №1. - С. 183-190.

6. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией [Текст] / А.В. Булгаков. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2011. - №1. С 45-53.

7. Булгаков А.В., Дубиков В.В. Проблема профессионального роста военного специалиста (на примере мичманов кораблей Военно-морского флота России) [Текст]. / А.В. Булгаков, В.В. Ду- биков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2007. - №4. с. 220-226.

8. Булгаков А.В. Закономерности межгрупповой адаптации в экипаже корабля ВМФ. [Текст] /А.В. Булгаков. // Морской сборник, 2006. - №6. - С. 35-38.

9. Булгаков А.В., Колесник Н.Т. Язык как средство сохранения этнической идентичности российских немцев [Текст] / А.В. Булгаков, Н.Т. Колесник // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - №7/2. - С.54-63.

10. Булгаков А.В. Концепция межгрупповой адаптации как основа оптимизации совместной деятельности специалистов-реабилитологов. [Текст] / А.В. Булгаков // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии», г. Владивосток, 11 - 13 декабря 2009 г. - Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет, 2009. - С. 18-21.

11. Булгаков А.В. Лабораторный эксперимент и изучение социально-психологических явлений в реальных условиях профессиональной деятельности (на примере межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ России). [Текст] / А.В.Булгаков // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. Москва 18-19 ноября 2010 г. // Материалы Всероссийской научной конференции в Институте психологии РАН. - М.: ИП РАН, 2010.

12. Булгаков А.В., Логинова В.В. Психологические особенности и профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. Монография. [Текст] / А.В. Булгаков. - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - 412 с.

13. Булгаков А.В., Мика К. Кросскультурное сравнение психологической помощи российским и немецким школьникам с использованием приемов саморегуляции. [Текст] / А.В. Булгаков, К. Мика // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2007. - №1. - С. 39-47.

14. Булгаков А.В., Митасова Е.В. Межгрупповая адаптация специалистов-реабилитологов. Монография. [Текст] / А.В. Булгаков, Е.В. Митасова. - М.: ВУ, АВН, 2005. - 190 с.

15. Булгаков А.В. Оценка эффективности работы по изучению немецкого языка российскими немцами: первые результаты мониторинга. [Текст] /А.В. Булгаков // Biz-Bode, №3. - 2009. - С. 22-27.

16. Булгаков А.В. Психологические особенности межгрупповой адаптации преподавателей и студентов в вузе. [Текст] / А.В.Булгаков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2007. - №3. - С. 71-84.

17. Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации в военной организации: теория, методология, практика (на примере Военно-морского флота России). Монография. [Текст] / А.В. Булгаков. - М.: ВУ, 2006. - 266 с.

18. Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-морского флота России. Дис. … д-ра психол. наук: 19.00.05. - М.: Военный университет, 2007.

19. Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации специалистов-реабилитологов [Текст] /

20. А.В. Булгаков // Проблемы оказания психологической помощи в социальной сфере. Тезисы конференции психологов сферы социальной защиты населения города Москвы / Под общей редакцией О.В. Красновой. - М., 2010. - С. 5-6.

21. Булгаков А.В. Реализация философских взглядов А.С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации [Текст] // Философия, наука, культура // Выпуск 4: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова / А.В. Булгаков. - М.: Издательство МГУ, 2008. - С. 3-76.

22. Булгаков А.В. Результаты мониторинга и оценки эффективности проводимой работы по изучению немецкого языка для российских немцев (июль-октябрь 2009 года) [Текст] / А.В. Булгаков // Актуальные вопросы изучения и преподава-

23. ния немецкого языка: Язык как основа сохра-

24. нения и развития идентичности российских

25. немцев: Материалы международной научно-

26. практической языковой конференции (Москва,

27. октября - 01 ноября 2009 г.). - М.: МСНК,

28. - С. 81-91

29. Булгаков А.В. Составляющие межгрупповой адаптации субъектов педагогической и учебной деятельности вуза как ресурс подготовки кадров для Новой школы [Текст] / А.В. Булгаков // «Пси- хология образования: Психологическое обес- печение «Новой школы» (Москва, 27-29 января 2010 г.): Материалы V Всероссийской научно- практической конференции. - М.: Общероссийс- кая общественная организация «Федерация пси- хологов образования России», 2010. - С. 12-14.

30. Булгаков А.В. Стратегии межгрупповой адаптации в организации (на примере эмпирического исследования в Военно-морском флоте России) [Текст] / Булгаков А.В. //Материалы Междуна- родной конференции «Рrofessional risk evaluation, theory and practice». - 2008. - Сербия. - 286 с. - С. 23-30.

31. Булгаков А.В., Суркова Л.М. Профессиональные компетенции психолога-перинатолога. Монография. [Текст] / А.В. Булгаков, Л.М. Суркова. - М.: Изд. журнала «Практическая психология и психоанализ», 2004. - 112 с.

32. Булгаков А.В., Ульянов В.Ф. Экономическое образование офицера запаса как фактор становления профессиональной идентичности. [Текст] /А.В. Булгаков, В.Ф. Ульянов // Экономика и об- разование, 2004. - № 1. - С. 34-44.

33. Булгаков А.В. Deutsch? Warum nicht? [электронный ресурс] / А.В. Булгаков // RusDeutsch - информационный портал российских немцев: http:// rusdeutsch.ru/print_text.php?id=4815&date_ b=01.04.2010 (Дата публикации: 01.04.2010).

34. Бушкина М.Г. Модель влияния образовательной среды вуза на становление профессиональных компетенций флотского психолога // Вестник Московского государственного областного уни- верситета. Серия «Психологические науки». - 2008. - №3.

35. Дашко М.Н. Психологическое обеспечение подготовки к специальным операциям по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03. - М.: ВУ, 2006.

36. Климова Е.М. Когнитивные стратегии принятия решения школьниками и их взаимосвязь с успешностью обучения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - М.: МГОУ, 2008. 30. Кнёзель П. Опыт подготовки социальных ра- ботников в рамках Болонского процесса. // Вес- тник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2009. - № 3. - Т. 2. 31. Предметный язык социальной педагогики: ис- токи, особенности, проблемы интерпретации. Материалы круглого стола [Текст] // Вестник Московского государственного областного уни- верситета. Серия «Психологические науки». - 2008. - № 4.

37. Покровский H.E. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона. - М.,1992.

38. Терновский А.С. Социально-психологические факторы развития управленческих способностей офицеров в ходе службы на надводных ко- раблях ВМФ: дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. - М.: ВУ МО РФ, 2005.

39. James B. On Understanding Science. N-I.: Jals U.P., 1947. - Р. 137.

40. Merton Robert K. On Sociological Theories of the middle range // Merton R.K. On Theoretical Sociology. Five Essays. Old and New. N.-I: Free Press, L.: Macmillan, 1967. - Р. 68-69.


Рецензия

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)