ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Цель данной работы состояла в выявлении факторов и их сочетаний, препятствующих развитию у людей, пребывающих в ситуации вынужденной самоизоляции и неблагоприятных эмоциональных состояний. Достижение поставленной цели осуществляюсь посредством разрешения двух взаимосвязанных задач: оценки влияния микросоциальных и экономических факторов на эмоциональное состояние людей, пребывающих в вынужденной самоизоляции, и выявления содержательных характеристик семантического пространства личности людей без признаков неблагоприятного эмоционального состояния в период самоизоляции. Процедура и методы. Исследование состояло из нескольких этапов. Первоначально рассматривались диагностические возможности опросного и семантического методов для оценки выраженности неблагоприятного эмоционального состояния, затем на основании композитной оценки неблагоприятного эмоционального состояния сравнивались группы людей, проживающих в городах Санкт-Петербург, Оренбург, Актобе. На следующем этапе также на основе композитной оценки эмоционального состояния респондентов генеральная выборка была разделена на две группы посредством кластерного анализа по методу k-ближайших соседей. В эмпирически выделенных группах производилось сравнение корреляционных связей между предложенными для оценивания с помощью метода семантического дифференциала понятиями, а также значений по факторам силы, оценки и активности в пространстве EPA. В качестве частных психодиагностических методик были использованы: копинг-тест Р. Лазаруса, семантический дифференциал (классический вариант Ч. Осгуда) и авторская анкета.1 Результаты. Обнаружено отсутствие достоверных различий между группами людей, пребывающих в разных микросоциальных и экономических условиях, по наличию / отсутствию признаков неблагоприятного эмоционального состояния; при сравнении эмпирически выделенных групп выявлено, что семантическое пространство людей с признаками неблагоприятного эмоционального состояния обладает существенными отличиями от такового у людей без признаков неблагоприятного эмоционального состояния. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены характеристики отношения к факторам, выступающим основанием для мер ограничения привычного социального функционирования людей.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТ ИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА
ISSN 2949-5105 (Online)