Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ ТРУДОВЫМ СТАЖЕМ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-1-144-162

Аннотация

Цель. Описание особенностей структуры (состава, взаимосвязей компонентов и определения функциональной роли составляющих) мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации с разным трудовым стажем. Процедура и методы. Авторами проведён анализ научных работ и эмпирического материала по изучению содержания и структуры мотивации воспитателей детского сада. На основе применения методологии системогенеза определена стратегия исследования структуры мотивации воспитателей детского сада в контексте профессиональной деятельности как динамической функциональной системы мотивов в горизонтальном сечении, т. е. на уровне компонентов. В диагностике с применением опросников К. Замфир и В. Гербачевского приняли участие 30 воспитателей детского сада г. Кирова. Анализ результатов осуществлялся с применением следующих математических методов: анализа средних значений, анализа статистически значимых различий, корреляционного анализа, анализа психологической структуры. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM).1 Результаты. В результате исследования описаны состав, взаимосвязи между компонентами, доминирующие и базовые мотивы в структуре мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения со стажем работы до 5 лет, от 5 до 15 лет и свыше 15 лет. На основе интерпретации полученных данных показана закономерность происходящих в мотивации изменений, представлены психологические способы актуализации мотивации воспитателей. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявление особенностей структуры мотивации, доминирующих и базовых мотивов педагогов дошкольной образовательной организации дополняет объём научных представлений о содержании, составе и структуре мотивации воспитателей детского сада, а также позволяет разрабатывать конструктивные стратегии поддержания внутренних мотивов профессиональной деятельности воспитателей с разным стажем.

Об авторах

Анастасия Владимировна Горбушина
Вятский государственный университет
Россия


Екатерина Александровна Телицына
Детский сад № 6, г. Киров
Россия


Александра Николаевна Шишкина
Вятский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Горбушина А. В., Корчагина Г. И. Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 696-718. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-696-718

2. Завалишина Д. Н. Модели профессионального развития человека // Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ: Логос, 2007. С. 508-516.

3. Зубарева В. Р., Камшилов С. Г. Дифференцированный подход к мотивации персонала в детских образовательных учреждениях // Общество, экономика, управление. 2018. Т. 3. № 2. С. 78-83.

4. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: ИП РАН, 2004. 506 с.

5. Карпов А. В. Структурная организация // Психология деятельности. Т. 2. М.: РАО, 2015. 463 с.

6. Рогова Е. Е., Панкратова И. А. Взаимосвязь профессиональных представлений и трудовой мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 20.

7. Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В., Цымбалюк А. Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 223 с.

8. Филинкова Е. Б. Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 72-81.

9. Филинкова Е. Б. Возраст и стаж как детерминанты психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 1. С. 87-100. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100

10. Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение // Системогенез профессиональной и учебной деятельности. Труд. Т. 1. М.: Изд. дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2017. 326 с.

11. Ryan R. M., Deci Ed. L.Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions [Электронный ресурс] // Contemporary Educational Psychology. 2020. № 61. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 15.10.21).

12. Torquati J. C., Raikes H., Huddleston-Casas C. A. Teacher education, motivation, compensation, workplace support, and links to quality of center-based child care and teachers’ intention to stay in the early childhood profession // Early Childhood Research Quarterly. 2007. Vol. 22. № 2. P. 261-275. DOI: 10.1016/j.ecresq.2007.03.004

13. Vannini I. Beliefs and motivation to teaching in pre-service teachers. A reasearch within the students of the pre-service university degree course for pre-school and primary school teaching in the University of Bologna // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. № 15. P. 731-737. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.03.174.


Рецензия

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)