Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ И АВТОРИТАРНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-1-81-99

Аннотация

Цель. Проанализировать взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия. Процедура и методы. Психодиагностическая процедура проводилась c применением тестов «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой и др., F-шкалы Т. Адорно; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона, сравнительный - по t-критерию Стьюдента. Результаты. Установлено, что доминирующими типами этнической идентичности являются «этноэгоизм» и «этноизоляционизм», тип «позитивная этническая идентичность» оказался менее сформированным, а доля студентов с его низким уровнем составила более 50%. Констатируются средний уровень индекса толерантности с тенденцией к низкому (4,4 стэна) и низкий уровень этнической толерантности (3,2 стэна). Обнаружен невысокий уровень авторитарности, в структуре которой доминирует компонент «суеверность и стереотипия». При сравнении данных группы «русских» с данными группы представителей других национальностей установлено, что группы сходны по уровню толерантности и всем её структурным компонентам, а также по типам этнической идентичности, за исключением «позитивной этнической идентичности» и «этнонигилизма», которые сильнее выражены в группе студентов других национальностей. В группе «русских» значимо ниже уровень авторитарности. Выявлен ряд тесных согласований измеряемых параметров личности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования отражают уровень развитости трёх социально-психологических характеристик личности, которые способны оказывать сильное влияние на характер межкультурной коммуникации и социальную напряжённость, - этнической идентичности, толерантности, авторитарности. Результаты могут быть использованы в целях совершенствования образовательного процесса в вузах и профилактики межэтнических конфликтов.

Об авторах

Надежда Александровна Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия


Евгения Витальевна Эгамбердиева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Андриенко О. А., Безенкова Т. А. К вопросу об этнической идентичности современных студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 4 (33). С. 304-306.

2. Берберян А. С., Найденов В. Г. Исследование взаимосвязи этнической идентичности и толерантности студентов // Южно-российский журнал социальных наук. 2016. № 3. С. 25-35.

3. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 6. С. 141-144.

4. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 122-130.

5. Гришина А. В., Лунин С. Л. Типы этнической идентичности российской молодёжи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины // Российский психологический журнал. 2015. № 2. С. 46-56.

6. Денисова Д. М. Шкала F как инструмент исследования авторитарного потенциала личности // Труды СПИИРАН. 2012. Вып. 2 (21). С. 228-237.

7. Калинина А. В., Попкова А. А., Третьякова О. В. Исследование уровня толерантности студентов вуза // Современные наукоёмкие технологии. 2016. № 12-1. С. 146-150.

8. Корнеева Т. В., Поддубный С. Е. Социально-психологические детерминанты этнической идентичности молодёжи // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 3 (15). С. 193-221.

9. Корнеева Т. В., Поддубный С. Е. Этнопсихологические и личностные детерминанты авторитарности молодёжи // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 3 (19). С. 141-174.

10. Короткина Е. Д. Этническая идентичность как основа толерантности в межнациональном общении (на примере русской и чеченской студенческой молодёжи) // Проблемы психолого-педагогической работы с молодёжью в поликультурной среде»: сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 14 июня 2016 г. / под ред. В. М. Голянича, О. В. Ходаковской. СПб.: Ниц Арт, 2016. С. 94-104.

11. Лазарева Е. С. Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодёжи в процессе межкультурного общения: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 175 с.

12. Малкова И. А. Этническая толерантность московской студенческой молодёжи // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 4. С. 105-114.

13. Нарежная О. А. Этническая толерантность студенческой молодёжи Ростовской области: автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 27 с.

14. Плужник И. Л., Осколова Т. Л., Херрингтон Т. Формирование национальной идентичности российских студентов в поликультурном обществе (анализ опыта поликультурных стран) // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 128-146.

15. Поддубный С. Е., Шевчук Е. В. Взаимосвязь черт личности и интеллекта с толерантностью и типами этнической идентичности обучающихся юношеского возраста [Электронный ресурс] // Альманах «Азбука образовательного пространства». 2017. № 1. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/c1c/Statya-Poddubnyj-SHevchuk.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

16. Пузанова Ж. В., Нарбут Н. П., Ларина Т. И. Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе // Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 143-155.

17. Саакян О. С. Проблема этнической толерантности у студентов современных вузов // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 5. С. 78-85. DOI: 10.21702/rpj.2013.5.8

18. Садовникова Н. О., Веденяпина Е. А. Психологические особенности этнической толерантности молодёжи // Международный студенческий научный вестник: [сайт]. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19143 (дата обращения: 26.11.2021).

19. Сайфутдиярова Е. Ф., Ахматханова Л. А. Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодёжи // АНИ: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

20. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.

21. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 303 с.

22. Спирина Т. А., Горошко Е. А. Трансформации этнической идентичности студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2017. № 19 (153). С. 282-285.

23. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования: монография / А. К. Лукина, Т. О. Адренко, Д. С. Батарчук, Я. М. Дайнеко, О. Ю. Дивакова, В. В. Корнеева, В. В. Коршунова, Е. Н. Крупенина, В. Н. Лутошкина, О. Г. Смолянинова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. 260 с.

24. Холопова Е. С., Садовникова Н. О. Исследование типов этнической идентичности у студентов вузов и колледжей // Концепт: электронный научный журнал. 2016. Т. 11. URL: http://e-koncept.ru/2016/86414.htm (дата обращения: 26.11.2021).

25. Черткова Ю. Д., Егорова М. С., Паршикова О. В. Авторитарность как компенсаторная характеристика // Психологические исследования: [сайт]. 2017. Т. 10. № 56. URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2017v 10n56 /1506-chertkova 56.html (дата обращения: 26.11.2021).

26. Цветкова Н. А., Эгамбердиева Е. В. Обоснование модели эмпирического исследования социально-психологических особенностей психологической безопасности личности в межкультурном взаимодействии // Учёные записки РГСУ. 2021. Т. 20. № 1 (158). С. 74-85.

27. The authoritarian personality / T. W. Adorno, E. Frenkel-Brunswik, D. J. Levinson, R. N. Sanford. New York: Harper and Brothers, 1950. 990 p.

28. Cuarcado I. Tolerance towards difference: Adaptation and psychometric properties of the Spanish version of a new measure of tolerance and sex-moderated relations with prejudice // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 84. P. 220-232.

29. Verkuyten M., Killen M. Tolerance, dissenting beliefs, and cultural diversity // Child Development Perspectives. 2021. Vol. 15. № 1. P. 51-56.

30. Weinreich P. Ethnic identity and enculturation/acculturation // Latest contributions to cross-cultural psychology. Britain: Routledge, 2020. P. 135-148.


Рецензия

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)