Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ СOVID-19

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-1-100-115

Аннотация

Цель исследования заключается в оценке эффективности обучения студентов гуманитарных специальностей в условиях COVID-19 за счёт сопоставления эффективности выполнения поисковых индивидуальных и коллективных проектов студентов в условиях очного и дистанционного обучения. Процедура и методы. Эффективность обучения оценивалась экспертным путём по результатам выполнения заданий поискового проекта. Для диагностики интерперсонального поведения студентов использовался тест Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. При дистанционном обучении в условиях карантинных ограничений при COVID-19 эффективность обучения значимо выше. В коллаборациях студентов эффективность обучения выше по сравнению с индивидуальной реализацией проектов. В условиях дистанционного обучения в связи с пандемией COVID-19 интерперсональное поведение студентов существенным образом изменяется: стремление к определённому доминированию в обычных условиях сменяется ориентацией на подчинение, апатия и антипатия меняются на дружелюбие.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание эффективности дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19.

Об авторах

Анатолий Николаевич Воронин
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Антонина Семеновна Рафикова
Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия


Список литературы

1. Воронин А. Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 35-58.

2. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 207 с.

3. Воронин А. Н. Эффективность совместной интеллектуальной деятельности при групповом решении задач // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 22-29. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-3-29-37

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.

5. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 67-85.

6. Польская Н. А., Разваляева А. Ю. Межличностная чувствительность в период самоизоляции: роль в выборе мер социального дистанцирования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 63-76. DOI: 10. 17759/pse.2020250606

7. Потапова Е. А., Земляной Д. А., Кондратьев Г. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 70-81. DOI: 10.17759/pse.2021260304

8. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. С. 36-50. DOI: 10.17759/pse.2020250104

9. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова, С. В. Васильева, А. С. Иванов, А. В. Микляева // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 127-143. DOI: 10.17759/sps.2020110108

10. A Rubric for Learning, Teaching, and Assessing Scientific Inquiry in Psychology /j. S. Halonen, T. Bosack, Sh. Clay, M. McCarthy, D. S. Dunn, G. William Hill, R. McEntaffer // Teaching of Psychology. 2003. Vol. 30. № 3. P. 196-208. DOI: 10.1207/S15328023TOP3003_01

11. Bakar A., Shah K., Qingyu X. The Effect of Communication Barriers on Distance Learners Achievements // Revista Argentina de Clínica Psicológica. 2020.Vol. 29. № 5. P. 248-264. DOI: 10.24205/03276716.2020.1027

12. Bir D. D.Comparison of Academic Performance of Students in Online Vs Traditional Engineering Course // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2019.Vol. 22. № 1. P. 2-13. DOI:10.2478/eurodl-2019-0001

13. Cathey C. Power of peer review: An online collaborative learning assignment in social psychology // Teaching of Psychology. 2007.Vol. 34. № 2. P. 97-99. DOI:10.1080/00986280701291325

14. Creating an optimal environment for distance learning in higher education: Discovering leadership issues / E. Beketova, E. Leontyeva, S. Zubanova, A. Gryaznukhin, V. Movchun // Palgrave Communications. 2020. Vol. 6. № 1. P. 2-6. DOI: 10.1057/s41599-020-0456-x

15. Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 2020.Vol. 49. № 1. P. 5-22. DOI: 10.1177/0047239520934018

16. Dikaya L., Shipitko O., Borokhovski E. Psychological Microclimate of Student Groups, Studying in Different Instructional Formats // E3S Web Conferences (UESF-2021). 2021. Vol. 258. URL: http://creativecommons.org (дата обращения: 18.05.2021). DOI: 10.1051/e3sconf/202125807076

17. Foldnes N. The flipped classroom and cooperative learning: Evidence from a randomised experiment // Active Learning in Higher Education. 2016. Vol. 17. № 1. P. 39-49. DOI: 10.1177/1469787415616726

18. Guzmán J. F., Payá E. Direct Instruction vs. Cooperative Learning in Physical Education: Effects on Student Learning, Behaviors, and Subjective Experience [Электронный ресурс] // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 12. URL: https://www.mdpi.com (дата обращения: 18.05.2021).

19. Hossain A., Rezal M.Integration of Structured Cooperative Learning in Mathematics Classrooms // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2018. Vol. 5. № 1. P. 23-29. DOI: 10.17220/ijpes.2018.01.004

20. Improving students’ creativity using cooperative learning with virtual media on static fluida concept [Электронный ресурс] / G. Gunawan, A. Harjono, H. Sahidu, Nisrina // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 1006. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1006/1/012016 (дата обращения: 18.05.2021).

21. Influence of COVID-19 confinement on students’ performance in higher education [Электронный ресурс] / T. Gonzalez, M. A. de Rubia, K. P. Hincz, M.Comas-Lopez, L. Subirats, S. Fort, G. M. Sasha // Plos One. 2020. Vol. 15. № 10. URL: https://journals.plos.org (дата обращения: 31.05.2021).

22. Ismail S. A. A., Al Allaq K. The Nature of Cooperative Learning and Differentiated Instruction Practices in English Classes [Электронный ресурс] // SAGE Open. 2019. Vol. 9. № 2. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 18.05.2021).

23. Juvenon J., Espinoza G., Knifsend C. The role of peer relationships in student academic and extracurricular engagement // Handbook of research on student engagement. Boston: Springer, 2012. P. 257-268. DOI: 10.1007/978-1-4614-2018-7_18

24. Liem G. A., Martin A. J. Peer relationships and adolescents’ academic and non-academic outcomes: Same-sex and opposite-sex peer effects and the mediating role of school engagement // British Journal of Educational Psychology. 2011. Vol. 81. P. 183-206. DOI: 10.1111/j.2044-8279.2010. 02013.x

25. Olesova L., Yang D. Engineering students’ cognitive learning and perceptions in a blended learning course [Электронный ресурс] // The International journal of engineering education. 2019. Vol. 35. № 6A. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=7350189 (дата обращения: 18.05.2021).

26. Robinson R. P., Doverspike D. Factors Predicting the Choice of an Online versus a Traditional Course // Teaching of Psychology. 2006. Vol. 33. № 1. P. 64-68. DOI: 10.1207/s15328023top3301_10

27. Student Perspective of Class room and Distance Learning During COVID-19 Pandemicin the Undergraduate Dental Study Program Universitas Indonesia / L. R. Amir, I. Tanti, D. A. Maharani, Y. S. Wimardani, V. Julia, B. Sulijaya, R. Puspitawati // BMC Medical Education: [сайт]. 2020. Vol. 20. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-020-02312-0 (дата обращения: 18.05.2021). DOI: 10.1186/s12909-020-02312-0

28. Tomcho T. J., Foels R. Meta-Analysis of Group Learning Activities: Empirically Based Teaching Recommendations // Teaching of Psychology. 2012. Vol. 39. № 3. P. 159-169. DOI: 10.1177/0098628312450414


Рецензия

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)