Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2012)
Скачать выпуск PDF
7-16 50
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее
проблемные вопросы: особенности становления воле-
вой регуляции в кризисные периоды взрослого челове-
ка. Описаны понятия: кризис, нормативное развитие,
зрелость, идентичность. Дана характеристика видам
и проявлениям кризисов в разные периоды взросло-
сти и зрелости, а также содержание проявления кри-
зисов волевой регуляции на протяжении взрослости,
зрелости. Рассмотрены результаты исследования
проявлений волевой регуляции в кризисные периоды
развития взрослого человека. Показано, что жизнь
личности включает в себя внешние и внутренние
аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных
ценностей: работа, положение в обществе, семья и со-
циальные роли. Внутренний аспект состоит из опреде-
ленных моментов, в которых действуют разрушающие
силы, начинающие выводить человека из равновесия,
сигнализируя о необходимости изменения и продвигая
его к новой опоре на следующей ступни развития. Во
время перехода разрушающие или конструктивные из-
менения не только предсказуемы, но и желаемы, они
означают развитие.
17-22 27
Аннотация
Рассматриваются психологические
компоненты психолого-педагогической реабилитации
и коррекции девиантного поведения подростков по
аддиктивному типу, злоупотребляющих психоактив-
ными веществами в условиях психотерапевтического
сообщества. Перечислены основные составляющие
реабилитационной программы. Рассмотрены основ-
ные принципы и основные задачи психологической и
учебно-воспитательной работы в процессе психолого-
педагогической реабилитации и коррекции. Описаны
различные виды психологической работы, используе-
мые в процессе реабилитации аддиктивных подрост-
ков и их родителей (или лиц их заменяющих).
23-26 74
Аннотация
Данная статья посвящена исследо-
ванию представлений московских студентов о харак-
теристиках идеального романтического партнера. В
ней представлен анализ результатов проведенных
нами фокус-групп. Данное исследование позволило
выявить наиболее популярные характеристики, встре-
чающиеся в данных фокус-группах. Проанализировав
данные, мы пришли к выводу, что в наиболее попу-
лярных качествах выражены современные тенденции,
влияние культуры и социально одобряемые стереоти-
пы, а индивидуальные различия выражаются в профи-
лях степени значимости, которую испытуемые прида-
ют характеристикам, а также в наименее популярных
характеристиках.
27-32 23
Аннотация
На основе теоретических и эмпири-
ческих методов исследования представлена модель
возможных типов взаимосвязей между когнитивными,
эмоционально-мотивационными и поведенческими
компонентами нравственной сферы личности. Дан
анализ причин нарушений конгруэнтных связей между
параметрами, предложены меры по их устранению. В
центре внимания автора - формирование компетент-
ности педагога в определении задач-доминант в нрав-
ственном становлении школьников. Прослеживается
влияние ученического коллектива и социально значи-
мой деятельности на формирование нравственного
опыта школьников, развитие их моральных качеств.
33-37 25
Аннотация
Наряду с научной разработкой пси-
хологических проблем система психологического по-
знания включает широкий спектр психологических
идей, возникающих во вненаучных сферах. Объек-
тивированной формой выражения житейских психо-
логических знаний и представлений людей являются
этнографическая культура народа (традиции, обычаи),
создаваемые ими мифы, произведения народного
творчества, связанные с осмыслением человеческого
опыта (поговорки, пословицы, исторические песни и
сказания и т. д.). Обыденное знание исторически пред-
шествует научной мысли, сосуществует с ней в совре-
менной структуре знания, обогащая и стимулируя её
развитие.
38-43 40
Аннотация
В статье рассматриваются особенно-
сти социальной идентичности представителей этни-
ческой группы «российские немцы». Отличительной
чертой данной этнической группы являются дисперс-
ные условия проживания. Автором фактор социальной
идентичности рассматривается как основа сохранения
и развития этнической группы. В статье дается теоре-
тический анализ общественно-исторических и соци-
ально-психологических особенностей возникновения
и развития на территории России этнической группы
«российские немцы». Проведенный анализ позволил
определить теоретические концепции идентичности
российских немцев.
44-48 45
Аннотация
Происходящие в российском обще-
стве трансформации требуют использования всего
накопленного потенциала представителей различных
социальных групп - интеллектуального, социально-
го, экономического, психологического. В подобных
условиях одним из основных носителей данного по-
тенциала выступает молодежь как инновационный
ресурс общества, как специфический социально-пси-
хологический потенциал реформирования основных
сфер жизнедеятельности нашей страны. Однако не-
однородность молодежной субкультуры, появившаяся
профессиональная маргинальность, актуализация ин-
дивидуалистических ценностей во многом определяет
особенности реализации данного ресурса.
49-54 28
Аннотация
В статье рассматривается редко ана-
лизируемый аспект интеллигентской психологии -
религиозность. В результате изучения источников,
представляющих дискурс идентичности российской
интеллигенции, был выделен ряд особенностей, ха-
рактеризующих отношение интеллигенции к вере. По-
казано, что взаимоотношения интеллигенции и веры
порождают категории дискурса веры, которые носят
характер антиномий, объединяющих противоположно-
сти, что, в свою очередь, конструирует дискурс иден-
тичности интеллигенции. Антиномии связаны с инди-
видуальной потребностью интеллигентов в духовном
поиске и коллективной атеистичностью интеллигенции
как группы, инициирующей модернизационные про-
цессы.
55-59 34
Аннотация
Представлены результаты исследова-
ния ценностно-ориентационной детерминации социо-
метрического статуса военнослужащего в служебном
коллективе подразделения. В исследовании приняли
участие 108 военнослужащих. На основе использова-
ния модульного социотеста А.Я. Анцупова, включав-
шего модуль «Моё отношение», и методики «Уровень
соотношения ценности и доступности ценностных
ориентаций» Е.Б. Фанталовой установлено наличие
связи ценностных ориентаций военнослужащего с его
социометрическим статусом в служебном коллективе
подразделения.
60-66 157
Аннотация
Статья раскрывает недостаточно из-
ученную проблему видов психологической готовности
к обучению. Рассмотрены особенности психологиче-
ской готовности к началу обучения детей в школе и
специфика психологической готовности к переходу в
среднюю школу. Основной акцент делается на эмоци-
онально-волевую готовность к обучению, описаны ее
проявления у дошкольников и на протяжении обучения
в младшей школе. Показано, что уровень развития во-
левой регуляции (волевого усилия, волевых качеств)
детерминирует плавный переход к обучению в сред-
ней школе и успешность обучения. Выделены особен-
ности эмоционального и мотивационного компонентов
психологической готовности к обучению на разных
ступенях. Описана специфика психологической го-
товности учащихся 4 класса и 5 класса, выделен ряд
проблем подготовки учащихся к обучению в средней
школе.
67-72 61
Аннотация
В статье рассматривается развитие
ценностно-смысловой сферы личности в контексте
проблемы воспитания. Смысловая система личности
исследуется в зависимости от движения деятельно-
сти и развития иерархии мотивов. На основе анализа
проблемы динамики смысловой сферы личности вы-
делены средства развития и преобразования моти-
вационной сферы личности школьника. С целью со-
знательного управления смысловыми образованиями
личности школьника рассматриваются педагогические
условия, необходимые учителю в качестве специаль-
ных приемов воздействия на личность.
73-79 34
Аннотация
В статье представлены результаты
исследования динамики становления личностно-про-
фессиональной компетентности на протяжении обуче-
ния будущих социальных работников в вузе. Динамика
имеет неравномерный, скачкообразный, нелинейный
характер, затрудняющий формирование личностно-
профессиональной компетентности к началу практиче-
ской деятельности в социальной сфере. Показано, что
наиболее значимая роль в этом процессе отведена
мотивационно-ценностному компоненту, который де-
терминирует становление личностно-профессиональ-
ной компетентности и личностно-профессиональной
зрелости.
80-82 45
Аннотация
В статье анализируются психологи-
ческие аспекты формирования ноогуманистического
мировоззрения студентов. Исследуются вопросы ор-
ганизации учебного процесса с учетом особенностей
мышления и сознания студентов-музыкантов. Показа-
но, что ноогуманистическая подготовка способствует
не только развитию мышления, но и помогает находить
новые аналогии в современных реалиях и альтерна-
тивные подходы в решении профессиональных задач.
Это обстоятельство сможет стать для будущего специ-
алиста своеобразным трамплином к овладению новыми
горизонтами мыследеятельности, шире - быть востре-
бованным в контексте рыночных отношений.
83-88 29
Аннотация
В настоящее время факторы, влияю-
щие на взаимоотношения в ученическом коллективе,
изучены достаточно слабо, так как в психологической
науке отсутствует однозначная трактовка содержа-
ния факторов, негативно влияющих на атмосферу в
коллективе. В статье предложена авторская класси-
фикация факторов, влияющих на взаимоотношения
в ученическом коллективе, справедливых для детей-
школьников, учащихся в 5-х - 9-х классах и сопро-
вождаемая вариантами нейтрализации негативных
факторов. Рассматриваются как внешние, так и вну-
тренние факторы, при этом выявляется их одинаково
сильное влияние на атмосферу в группе.
89-95 272
Аннотация
В статье рассматриваются подходы
к выявлению симптомов дефицитарного развития
младших школьников. Представлены данные, харак-
теризующие особенности динамического праксиса,
реципрокной координации движений и графомоторной
координации у детей младшего школьного возраста.
Определены принципы и критерии оценки результатов
диагностической деятельности. Объектом изучения
стали учащиеся с недоразвитием речи и учащихся с
нормальным речевым развитием. Возраст детей, име-
ющих речевое недоразвитие, составил от 8 до 10 лет,
возраст учащихся с нормальным речевым развити-
ем - от 7 до 9 лет.
96-100 24
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмо-
треть особенности образовательного пространства с
позиций системного подхода, что позволило по-новому
взглянуть на проблему самореализации в ходе обуче-
ния. Образовательное пространство выступает полем
взаимодействия, «приглашающей средой», определя-
ющей свободу выбора для субъекта и возможность са-
мотворения, самореализации. Рассматриваются фак-
торы (уровни) самореализации обучаемых. Автором
описан процесс формирования положительного моти-
вационного отношения к обучению, что может опреде-
ляться не только содержанием учебных дисциплин, су-
ществовать как учебные интересы, но опосредоваться
и степенью удовлетворения у обучаемых социальных
потребностей, где активная роль отводится педагогу.
101-110 75
Аннотация
В статье доказывается, что традици-
онные подходы к исследованию лидерства перестают
работать в современных условиях. Предлагается и
теоретически обосновывается новая 3-факторная мо-
дель организационного лидерства, в которой, помимо
традиционно выделяемых для группового лидерства
поведенческих измерений (ориентации на задачу и
ориентации на людей), представлено культурно-цен-
ностное измерение, определяющее этическую направ-
ленность поведения лидера и выбираемых им общих
целей организации. На основе модели разработана
новая типология лидерского поведения, позволяющая
дифференцировать внутренние, мотивационно-цен-
ностные параметры лидерского поведения.
111-118 32
Аннотация
В статье проводится сравнительный
анализ профессиологического и акмеологического
подходов к профессиональному становлению специ-
алиста. На большом теоретическом материале дела-
ется вывод о целесообразности использования взгля-
дов отечественных психологов труда и акмеологов в
практической работе по сопровождению профессио-
нально-личностного становления специалиста в вузе.
Подчеркивается необходимость учета двойственности
такого становления с позиции как профессии, так и
личности специалиста. Представлен акмеологический
алгоритм решения проблемы на примере специально-
сти 030600 - «Технология и предпринимательство» и
соответствующего направления 540500 - «Техноло-
гическое образование».
119-124 48
Аннотация
В статье на основании всестороннего
теоретического анализа существующих в отечествен-
ной и зарубежной психологии подходов к проблеме
развития профессиональной идентичности специ-
алиста в организации осуществлено построение те-
оретической модели данного явления. Определено
социально-психологическое видение Я-концепции спе-
циалиста. Представлены основные компоненты моде-
ли развития профессиональной идентичности специ-
алиста в организации, описано их содержание, особое
внимание уделено психологическим механизмам ста-
новления профессиональной идентичности: социаль-
ная категоризация, идентификация, отчуждение.
125-130 30
Аннотация
В статье предлагается психолого-пе-
дагогическая модель формирования индивидуального
стиля деятельности специалиста в области этнокуль-
турного образования. Данная система характеризуется
единством целевого, управленческого, содержатель-
ного, организационного и результативного компонен-
тов, представленных на этапах адаптации, интеграции
и индивидуализации формирования индивидуального
стиля деятельности будущего специалиста в области
этнокультурного образования. Описывается реали-
зация профессионально значимых качеств будущего
специалиста в области этнокультурного образования
на индивидуальном, микрогрупповом, групповом и ма-
крогрупповом уровнях деятельности.
131-134 65
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые
аспекты творчества в профессиональной деятельно-
сти. На основе анализа диалектической взаимосвязи
творчества с профессиональной деятельностью, вы-
делены деятельностно-творческий и личностно-твор-
ческий аспекты проявления творчества в професси-
ональной деятельности. Деятельностно-творческий
аспект рассматривается как взаимосвязь, включающая
влияние деятельности на специфику проявления твор-
чества и влияние творчества на профессиональную
деятельность. Личностно-творческий аспект рассма-
тривается как влияние личности на специфику прояв-
ления творчества и влияние творчества на личность.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)