№ 3 (2010)
Скачать выпуск
PDF
5-11 62
Аннотация
Пространственно-времен-
ная организация психики анализируется че-
рез призму патологических состояний, возни-
кающих при различных поражениях мозга, и
методов их восстановления, разработанных в
нейропсихологии. В статье предложена авто-
рская концепция хронотопа.
ная организация психики анализируется че-
рез призму патологических состояний, возни-
кающих при различных поражениях мозга, и
методов их восстановления, разработанных в
нейропсихологии. В статье предложена авто-
рская концепция хронотопа.
11-15 144
Аннотация
В статье дано определение
понятию «жизнеспособность», рассматрива-
ются близкие к «жизнеспособности» поня-
тия: «адаптация», «социальная адаптация»,
«регуляция», «саморегуляция», «контроль
поведения», «защитные и совладающие меха-
низмы», «жизнестойкость». Описаны разли-
чия и взаимосвязи между этими понятиями.
Сделаны выводы о том, что жизнеспособность
является потенциалом развития и адаптации
индивида. Регуляция, саморегуляция, кон-
троль поведения, защитные механизмы, ме-
ханизмы совладания и жизнестойкость явля-
ются механизмами адаптации.
понятию «жизнеспособность», рассматрива-
ются близкие к «жизнеспособности» поня-
тия: «адаптация», «социальная адаптация»,
«регуляция», «саморегуляция», «контроль
поведения», «защитные и совладающие меха-
низмы», «жизнестойкость». Описаны разли-
чия и взаимосвязи между этими понятиями.
Сделаны выводы о том, что жизнеспособность
является потенциалом развития и адаптации
индивида. Регуляция, саморегуляция, кон-
троль поведения, защитные механизмы, ме-
ханизмы совладания и жизнестойкость явля-
ются механизмами адаптации.
15-22 37
Аннотация
Авторский теоретический
и эмпирический конструкт онтологической
уверенности, основанный на подходе анг-
лийского экзистенциального психолога Р.
Лэйнга, в целях уточнения его содержатель-
ного (смыслового) плана сопоставляется с
близким к нему по смыслу конструктом пси-
хологической суверенности (суверенности
психологического пространства личности)
С.К. Нартовой-Бочавер.
и эмпирический конструкт онтологической
уверенности, основанный на подходе анг-
лийского экзистенциального психолога Р.
Лэйнга, в целях уточнения его содержатель-
ного (смыслового) плана сопоставляется с
близким к нему по смыслу конструктом пси-
хологической суверенности (суверенности
психологического пространства личности)
С.К. Нартовой-Бочавер.
22-32 79
Аннотация
В статье представлены ре-
зультаты исследования процессов смыслооб-
разования в имитационных играх (simulation
games). Выдвинуто и обосновывается положе-
ние о том, что имитационная игра выступает
моделью исследования неопределённости,
механизмами преодоления которой становят-
ся процессы смыслообразования.
зультаты исследования процессов смыслооб-
разования в имитационных играх (simulation
games). Выдвинуто и обосновывается положе-
ние о том, что имитационная игра выступает
моделью исследования неопределённости,
механизмами преодоления которой становят-
ся процессы смыслообразования.
32-38 50
Аннотация
Статья посвящена пробле-
ме устойчивости к стрессу обезьян разного
вида и социального ранга. Симптомы стрес-
совых состояний возникали под воздействи-
ем различных патогенных раздражителей
- конкурентного пищедобывания или иммо-
билизации. Адаптация к стрессу - явление
общебиологическое, поэтому представленные
факты могут оказаться полезными при иссле-
довании деятельности человека
ме устойчивости к стрессу обезьян разного
вида и социального ранга. Симптомы стрес-
совых состояний возникали под воздействи-
ем различных патогенных раздражителей
- конкурентного пищедобывания или иммо-
билизации. Адаптация к стрессу - явление
общебиологическое, поэтому представленные
факты могут оказаться полезными при иссле-
довании деятельности человека
38-43 80
Аннотация
В статье излагаются ре-
зультаты исследования эффективности со-
ревновательной деятельности баскетболис-
тов в зависимости от состояния тревожности.
Особое внимание уделяется изучению компо-
нентного состава и уровня тревожности у раз-
личных подгрупп («более успешных» и «ме-
нее успешных») спортсменов. На основании
полученных данных даются практические
рекомендации по управлению психическим
состоянием баскетболистов-юниоров в про-
цессе соревнований.
зультаты исследования эффективности со-
ревновательной деятельности баскетболис-
тов в зависимости от состояния тревожности.
Особое внимание уделяется изучению компо-
нентного состава и уровня тревожности у раз-
личных подгрупп («более успешных» и «ме-
нее успешных») спортсменов. На основании
полученных данных даются практические
рекомендации по управлению психическим
состоянием баскетболистов-юниоров в про-
цессе соревнований.
44-54 32
Аннотация
Представлен исторический
обзор подходов к изучению социально-психо-
логической детерминации развития науки.
Определяется историко-психологический
контекст данной проблемы. В качестве осно-
вания выделения основных этапов её реше-
ния рассматривается представление о смене
типов научной рациональности. Обосновы-
вается неклассический характер проблемы
социально-психологической детерминации
науки. Анализируются взгляды К. Маркса,
М. Куна, М. Полани, Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтье-
ва. Обосновывается необходимость и опреде-
ляются возможности постнеклассического
подхода к решению проблемы в современной
отечественной истории психологии.
обзор подходов к изучению социально-психо-
логической детерминации развития науки.
Определяется историко-психологический
контекст данной проблемы. В качестве осно-
вания выделения основных этапов её реше-
ния рассматривается представление о смене
типов научной рациональности. Обосновы-
вается неклассический характер проблемы
социально-психологической детерминации
науки. Анализируются взгляды К. Маркса,
М. Куна, М. Полани, Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтье-
ва. Обосновывается необходимость и опреде-
ляются возможности постнеклассического
подхода к решению проблемы в современной
отечественной истории психологии.
54-60 52
Аннотация
В статье исследуются три
вида масс-медийного дискурса: предвыбор-
ные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Выявля-
ются сходства и различия в интенциональных
структурах этих дискурсов, сравниваются
используемые в них приёмы речевого воз-
действия. С использованием алгоритмов ог-
раниченного перебора (метод WizWhy) об-
наруживаются связи между интенциями и
приёмами речевого воздействия.
вида масс-медийного дискурса: предвыбор-
ные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Выявля-
ются сходства и различия в интенциональных
структурах этих дискурсов, сравниваются
используемые в них приёмы речевого воз-
действия. С использованием алгоритмов ог-
раниченного перебора (метод WizWhy) об-
наруживаются связи между интенциями и
приёмами речевого воздействия.
60-65 40
Аннотация
В статье представлены ре-
зультаты эмпирического исследования соци-
ально-психологических характеристик се-
мей, зависимых от алкоголя
зультаты эмпирического исследования соци-
ально-психологических характеристик се-
мей, зависимых от алкоголя
65-71 36
Аннотация
Статья посвящена станов-
лению понятия «патронат» в российской пе-
дагогической практике. Рассматриваются
этапы его развития, связанные с изменени-
ями в содержании понятия, их причины, а
также роль патроната как формы жизнеуст-
ройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
лению понятия «патронат» в российской пе-
дагогической практике. Рассматриваются
этапы его развития, связанные с изменени-
ями в содержании понятия, их причины, а
также роль патроната как формы жизнеуст-
ройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
71-75 47
Аннотация
В настоящее время во всём
мире происходят кардинальные изменения
в экономической, политической, социаль-
ной и других сферах, что неизбежно влечёт
за собой столь же значительные изменения в
общественном и индивидуальном сознании,
в жизненных стратегиях и иерархии соци-
альных ценностей индивидов. В силу этого
несомненную актуальность приобретают ме-
тодологические и эмпирические исследова-
ния, посвящённые изучению возникающих
социально-психологических явлений как
на уровне индивидуального, так и на уровне
массового сознания.
мире происходят кардинальные изменения
в экономической, политической, социаль-
ной и других сферах, что неизбежно влечёт
за собой столь же значительные изменения в
общественном и индивидуальном сознании,
в жизненных стратегиях и иерархии соци-
альных ценностей индивидов. В силу этого
несомненную актуальность приобретают ме-
тодологические и эмпирические исследова-
ния, посвящённые изучению возникающих
социально-психологических явлений как
на уровне индивидуального, так и на уровне
массового сознания.
75-82 38
Аннотация
В рамках настоящей статьи
представлены результаты сравнительного ис-
следования уровня профессионального выго-
рания педагогов и воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, занимающих
высокостатусные, среднестатусные и низкос-
татусные позиции в неформальной структуре
педагогического коллектива. Показано, что
динамика и уровень профессионального вы-
горания напрямую связаны со статусно-ро-
левой позицией сотрудника в неформальной
интрагрупповой структуре педагогического
коллектива. В частности, уровень професси-
онального выгорания педагога детского сада
оказывается выше, если его статусная пози-
ция в интрагрупповой неформальной струк-
туре педагогического коллектива может быть
охарактеризована как низкостатусная или
высокостатусная.
представлены результаты сравнительного ис-
следования уровня профессионального выго-
рания педагогов и воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, занимающих
высокостатусные, среднестатусные и низкос-
татусные позиции в неформальной структуре
педагогического коллектива. Показано, что
динамика и уровень профессионального вы-
горания напрямую связаны со статусно-ро-
левой позицией сотрудника в неформальной
интрагрупповой структуре педагогического
коллектива. В частности, уровень професси-
онального выгорания педагога детского сада
оказывается выше, если его статусная пози-
ция в интрагрупповой неформальной струк-
туре педагогического коллектива может быть
охарактеризована как низкостатусная или
высокостатусная.
83-86 63
Аннотация
В статье рассмотрены осо-
бенности социально-психологической адап-
тации детей и подростков в условиях дизон-
тогенеза. Указываются некоторые факторы
влияния социума и индивидуальные предпо-
сылки к социально-психологической адапта-
ции детей и подростков с дизонтогенезом.
бенности социально-психологической адап-
тации детей и подростков в условиях дизон-
тогенеза. Указываются некоторые факторы
влияния социума и индивидуальные предпо-
сылки к социально-психологической адапта-
ции детей и подростков с дизонтогенезом.
87-92 40
Аннотация
Статья посвящена изуче-
нию профессиональной направленности сту-
дентов педагогического колледжа. Результа-
ты исследования показали, что происходят
изменения на протяжении всего процесса
обучения в мотивах выбора профессии, учеб-
ных мотивах и системе профессиональных
представлений. Однако эти изменения носят
более существенный характер в условиях
проектного обучения
нию профессиональной направленности сту-
дентов педагогического колледжа. Результа-
ты исследования показали, что происходят
изменения на протяжении всего процесса
обучения в мотивах выбора профессии, учеб-
ных мотивах и системе профессиональных
представлений. Однако эти изменения носят
более существенный характер в условиях
проектного обучения
92-97 31
Аннотация
В статье представлены ре-
зультаты эмпирического исследования пред-
ставлений младших подростков об агрес-
сивном поведении в условиях воздействия
телевизионной коммуникации. На основе ре-
зультатов метода семантического дифферен-
циала отмечается, что подросткам с разными
уровнями агрессивности присуще специфи-
ческое понимание и построение образа агрес-
сивного поведения
зультаты эмпирического исследования пред-
ставлений младших подростков об агрес-
сивном поведении в условиях воздействия
телевизионной коммуникации. На основе ре-
зультатов метода семантического дифферен-
циала отмечается, что подросткам с разными
уровнями агрессивности присуще специфи-
ческое понимание и построение образа агрес-
сивного поведения
98-103 66
Аннотация
Статья посвящена стихий-
ному развитию эмпатии как личностному об-
разованию, как составляющей эмоциональ-
ной сферы ребёнка в условиях инклюзивного
(интегрированного) обучения в дошкольных
образовательных учреждениях г. Нижнего
Новгорода. Эмпатия изучается у детей стар-
шего дошкольного возраста с нормальным
психическим развитием (НПР) и задержан-
ным психическим развитием (ЗПР). В иссле-
довании изучается также развитие эмоцио-
нальной культуры у детей с разным уровнем
психического развития в детско-родитель-
ском взаимодействии.
ному развитию эмпатии как личностному об-
разованию, как составляющей эмоциональ-
ной сферы ребёнка в условиях инклюзивного
(интегрированного) обучения в дошкольных
образовательных учреждениях г. Нижнего
Новгорода. Эмпатия изучается у детей стар-
шего дошкольного возраста с нормальным
психическим развитием (НПР) и задержан-
ным психическим развитием (ЗПР). В иссле-
довании изучается также развитие эмоцио-
нальной культуры у детей с разным уровнем
психического развития в детско-родитель-
ском взаимодействии.
103-106 94
Аннотация
Своему формированию и
развитию когнитивно-коммуникативный
подход обязан обобщающему гуманистичес-
кому подходу к обучению иностранному язы-
ку. Суть гуманистического подхода - комп-
лексная ориентация на личность обучаемого.
Гуманистическое направление в психологии,
лингвистике и дидактике привели к появ-
лению коммуникативного и когнитивного
подходов. При использовании когнитив-
но-коммуникативного подхода к обучению
иностранному языку обучаемый становится
активным участником процесса иноязычного
обучения. Когнитивный аспект должен быть
включён в коммуникативный и подчинён
ему.
развитию когнитивно-коммуникативный
подход обязан обобщающему гуманистичес-
кому подходу к обучению иностранному язы-
ку. Суть гуманистического подхода - комп-
лексная ориентация на личность обучаемого.
Гуманистическое направление в психологии,
лингвистике и дидактике привели к появ-
лению коммуникативного и когнитивного
подходов. При использовании когнитив-
но-коммуникативного подхода к обучению
иностранному языку обучаемый становится
активным участником процесса иноязычного
обучения. Когнитивный аспект должен быть
включён в коммуникативный и подчинён
ему.
107-111 59
Аннотация
В статье рассматривается
проблема личностного потенциала педагога в
аспекте целостного подхода к личности учи-
теля. Определена психологическая структу-
ра личностного потенциала педагога, которая
включает в себя потенциал свободы, потенци-
ал ответственности и смысловой потенциал.
На основании степени развития потенциалов
свободы и ответственности и типа смысловой
структуры личности выявлены четыре вари-
анта развития личностного потенциала педа-
гога.
проблема личностного потенциала педагога в
аспекте целостного подхода к личности учи-
теля. Определена психологическая структу-
ра личностного потенциала педагога, которая
включает в себя потенциал свободы, потенци-
ал ответственности и смысловой потенциал.
На основании степени развития потенциалов
свободы и ответственности и типа смысловой
структуры личности выявлены четыре вари-
анта развития личностного потенциала педа-
гога.
111-118 45
Аннотация
Статья посвящена иссле-
дованию особенностей ценностно-смысловой
сферы педагогов с различным уровнем про-
фессионального выгорания. Она раскрывает
особенности самоактуализации, ценностей,
смысложизненных ориентаций и аспектов
самоотношения педагогов с разными уровня-
ми выраженности аспектов, фаз и симптомов
выгорания
дованию особенностей ценностно-смысловой
сферы педагогов с различным уровнем про-
фессионального выгорания. Она раскрывает
особенности самоактуализации, ценностей,
смысложизненных ориентаций и аспектов
самоотношения педагогов с разными уровня-
ми выраженности аспектов, фаз и симптомов
выгорания
118-124 33
Аннотация
В статье представлен анализ
факторов профессиональной деятельности,
негативно влияющих на психическое состо-
яние и устойчивость педагогов. Также рас-
смотрены основные результаты исследования
психической устойчивости преподавателей
системы дополнительного профессионально-
го образования и путей её оптимизации
факторов профессиональной деятельности,
негативно влияющих на психическое состо-
яние и устойчивость педагогов. Также рас-
смотрены основные результаты исследования
психической устойчивости преподавателей
системы дополнительного профессионально-
го образования и путей её оптимизации
124-130 35
Аннотация
Представлены результаты
экспериментального исследования влияния
образовательной среды вуза, где учился бу-
дущий военный психолог, на становление его
профессиональных компетенций в реальных
условиях деятельности. Исследование вы-
полнено на репрезентативной выборке флотс-
ких психологов (n=52),обучавшихся в 7 уни-
верситетах. Выявлены основные взаимосвязи
десрипторов образовательной среды со ста-
новлением профессиональных компетенций:
1) дескрипторы интенсивности и доминан-
тности, взаимосвязанные со становлением
стандартных компетенций; 2) устойчивость
образовательной среды, эмоциональность,
когерентность, обобщённость, связанные со
становлением ключевых компетенций; 3)
обобщённость, социальная активность, мо-
бильность, связанные со становлением веду-
щих компетенций.
экспериментального исследования влияния
образовательной среды вуза, где учился бу-
дущий военный психолог, на становление его
профессиональных компетенций в реальных
условиях деятельности. Исследование вы-
полнено на репрезентативной выборке флотс-
ких психологов (n=52),обучавшихся в 7 уни-
верситетах. Выявлены основные взаимосвязи
десрипторов образовательной среды со ста-
новлением профессиональных компетенций:
1) дескрипторы интенсивности и доминан-
тности, взаимосвязанные со становлением
стандартных компетенций; 2) устойчивость
образовательной среды, эмоциональность,
когерентность, обобщённость, связанные со
становлением ключевых компетенций; 3)
обобщённость, социальная активность, мо-
бильность, связанные со становлением веду-
щих компетенций.
130-133 44
Аннотация
Статья посвящена рассмот-
рению взаимосвязи типов семьи и мотивации
учения студентов-психологов. Она раскрыва-
ет особенности типов семьи - родовой и город-
ской нуклеарной, а также рассматриваются
параметры, определяющие включённость в
семейные отношения. Представлены веду-
щие мотивы учебной деятельности, соответс-
твующие определённому типу семьи
рению взаимосвязи типов семьи и мотивации
учения студентов-психологов. Она раскрыва-
ет особенности типов семьи - родовой и город-
ской нуклеарной, а также рассматриваются
параметры, определяющие включённость в
семейные отношения. Представлены веду-
щие мотивы учебной деятельности, соответс-
твующие определённому типу семьи
133-138 55
Аннотация
Имидж вуза рассматри-
вается как важный фактор международного
продвижения высшего российского образова-
ния. Показана специфика восприятия круп-
нейших российских и зарубежных вузов аби-
туриентами, студентами и их родителями.
вается как важный фактор международного
продвижения высшего российского образова-
ния. Показана специфика восприятия круп-
нейших российских и зарубежных вузов аби-
туриентами, студентами и их родителями.
138-147 46
Аннотация
На многообразном экспе-
риментальном материале (17 экспериментов,
охвативших за 14 лет более 1000 иностран-
ных студентов и 100 российских преподавате-
лей) раскрыто содержание психологических
детерминант профессионально-личностного
становления. Доказано, что доминирующей
является область метадетерминант, носящая
чётко выраженный этнопсихологический ха-
рактер и содержательно раскрывающаяся в
психологических особенностях той или иной
этнической группы студентов. Интердетерми-
нанты представлены в результатах воздейс-
твия на профессионально-личностное станов-
ление образовательной среды российского
вуза, опосредованы, прежде всего, её возмож-
ностями. Интрадетерминанты оказывают не-
посредственное воздействие на становление
будущего профессионала, проявляются в ре-
зультатах обучения в вузе, опосредованных
структурой учебной мотивации и последую-
щего профессионального самоопределения.
риментальном материале (17 экспериментов,
охвативших за 14 лет более 1000 иностран-
ных студентов и 100 российских преподавате-
лей) раскрыто содержание психологических
детерминант профессионально-личностного
становления. Доказано, что доминирующей
является область метадетерминант, носящая
чётко выраженный этнопсихологический ха-
рактер и содержательно раскрывающаяся в
психологических особенностях той или иной
этнической группы студентов. Интердетерми-
нанты представлены в результатах воздейс-
твия на профессионально-личностное станов-
ление образовательной среды российского
вуза, опосредованы, прежде всего, её возмож-
ностями. Интрадетерминанты оказывают не-
посредственное воздействие на становление
будущего профессионала, проявляются в ре-
зультатах обучения в вузе, опосредованных
структурой учебной мотивации и последую-
щего профессионального самоопределения.
147-151 67
Аннотация
В статье приводятся ре-
зультаты анализа уровня и видов агрессив-
ности, а также уровня самооценки у юношей
и девушек в возрасте 18-20 лет. Для обработ-
ки результатов применялись статистические
методы: U-критерий Манна-Уитни, корреля-
ционный и качественный анализ. Ключевой
точкой анализа выступает проблема гендер-
ных особенностей агрессивности. Поднимает-
ся вопрос о специфике агрессивности студен-
тов с разным уровнем самооценки. Важность
подобного рода исследования, в особенности
- юношеского возраста, очевидна: самосозна-
ние обретает собственные уникальные черты
и создаёт предпосылки для самореализации
и социальной активности, в этот период воз-
растает сложность и дифференцированность
образа Я.
зультаты анализа уровня и видов агрессив-
ности, а также уровня самооценки у юношей
и девушек в возрасте 18-20 лет. Для обработ-
ки результатов применялись статистические
методы: U-критерий Манна-Уитни, корреля-
ционный и качественный анализ. Ключевой
точкой анализа выступает проблема гендер-
ных особенностей агрессивности. Поднимает-
ся вопрос о специфике агрессивности студен-
тов с разным уровнем самооценки. Важность
подобного рода исследования, в особенности
- юношеского возраста, очевидна: самосозна-
ние обретает собственные уникальные черты
и создаёт предпосылки для самореализации
и социальной активности, в этот период воз-
растает сложность и дифференцированность
образа Я.
152-158 39
Аннотация
В статье теоретически обос-
новывается гипотеза о существовании регио-
нальных различий в оценочных стратегиях
подростков. При помощи методики матрич-
ного анализа было выявлено, что у подрос-
тков северо-западного региона СНГ оцен-
ки интрапсихичны, преобладает оценочная
стратегия ассимиляции к группе. А у подрос-
тков центральноазиатского региона - акко-
модация к группе одноклассников и оценки
интерпсихичны.
новывается гипотеза о существовании регио-
нальных различий в оценочных стратегиях
подростков. При помощи методики матрич-
ного анализа было выявлено, что у подрос-
тков северо-западного региона СНГ оцен-
ки интрапсихичны, преобладает оценочная
стратегия ассимиляции к группе. А у подрос-
тков центральноазиатского региона - акко-
модация к группе одноклассников и оценки
интерпсихичны.
159-167 179
Аннотация
В статье рассматривается
характеристика видов направленности лич-
ности подростков и юношей, выраженность
типов мотивации в видах направленности
личности старшеклассников, характеристи-
ка качеств направленности личности в дан-
ных возрастных периодах
характеристика видов направленности лич-
ности подростков и юношей, выраженность
типов мотивации в видах направленности
личности старшеклассников, характеристи-
ка качеств направленности личности в дан-
ных возрастных периодах
167-172 47
Аннотация
Рассматривается обратное
взаимодействие самоактуализации с такими
защитными механизмами, как проекция,
компенсация и интеллектуализация, актива-
ция которых приводит к подавлению личнос-
тного роста.
взаимодействие самоактуализации с такими
защитными механизмами, как проекция,
компенсация и интеллектуализация, актива-
ция которых приводит к подавлению личнос-
тного роста.
173-176 80
Аннотация
Статья посвящена психо-
логическим особенностям развития личности
младших школьников, взаимосвязи личнос-
тного развития с формированием произволь-
ной регуляции, самооценки, учебной моти-
вации, волевыми качествами, рефлексией,
навыками общения со взрослыми и сверстни-
ками на этапе обучения в младших классах.
Выделены различия в эмоционально-волевой
и мотивационной сферах первоклассников и
второклассников, проведён сравнительный
анализ динамики данных изменений
логическим особенностям развития личности
младших школьников, взаимосвязи личнос-
тного развития с формированием произволь-
ной регуляции, самооценки, учебной моти-
вации, волевыми качествами, рефлексией,
навыками общения со взрослыми и сверстни-
ками на этапе обучения в младших классах.
Выделены различия в эмоционально-волевой
и мотивационной сферах первоклассников и
второклассников, проведён сравнительный
анализ динамики данных изменений
176-180 65
Аннотация
В статье дано определение
мотивации к самопознанию, описана модель
развития мотивации к самопознанию в млад-
шем школьном возрасте. Также дано краткое
описание программы по формированию и раз-
витию мотивации к самопознанию младших
школьников в образовательной среде.
мотивации к самопознанию, описана модель
развития мотивации к самопознанию в млад-
шем школьном возрасте. Также дано краткое
описание программы по формированию и раз-
витию мотивации к самопознанию младших
школьников в образовательной среде.
181-188 96
Аннотация
Статья посвящена рассмот-
рению проблемы психологии надёжности
специалиста в отечественной теории и прак-
тике. Прослеживаются исторические тенден-
ции употребления понятия «надёжность»,
«благонадёжность», а также практику иссле-
дования проблемы надёжности в инженерной
психологии, в психологии труда, в психоло-
гии профессиональной деятельности; сфор-
мулирован вывод о целесообразности выделе-
ния личностной надёжности специалиста. На
основе анализа работ разных лет по проблеме
надёжности, рассматриваются источники и
содержание такого вида надёжности в психо-
логии.
рению проблемы психологии надёжности
специалиста в отечественной теории и прак-
тике. Прослеживаются исторические тенден-
ции употребления понятия «надёжность»,
«благонадёжность», а также практику иссле-
дования проблемы надёжности в инженерной
психологии, в психологии труда, в психоло-
гии профессиональной деятельности; сфор-
мулирован вывод о целесообразности выделе-
ния личностной надёжности специалиста. На
основе анализа работ разных лет по проблеме
надёжности, рассматриваются источники и
содержание такого вида надёжности в психо-
логии.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)