Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-16 148
Аннотация
Целью исследования являлось изучение взаимосвязи поведения у подростков в возрасте 13-17 лет с уровнем ситуативной тревоги как свойства личности и эмоциогенного пищевого расстройства. В качестве метода математической статистики применялась ранговая корреляция Пирсона. Результаты, полученные авторами, показали статистически значимую корреляцию состояния тревоги и нарушений пищевого поведения. Теоретическая и практическая значимость исследования позволяет психологам, а также специалистам психологической службы средних общеобразовательных учреждений разработать эффективную программу снижения высокого уровня тревоги, вызывающей нарушения пищевого поведения у подростков.

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

17-28 116
Аннотация
В статье представлено исследование общих структурно-содержательных характеристик семейного самосознания мужчины с целью выявления их особенностей в зависимости от его типа. Исследование построено на основе субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Выборку составили 120 мужчин, проживающих в разных городах России, в возрасте от 27 до 49 лет (М = 35 лет), состоящих в официальном браке не менее 3 лет, имеющих несовершеннолетних детей. Изучены особенности содержательной наполненности структурных компонентов семейного самосознания. Эмпирически верифицирована типология семейного самосознания мужчин, отражающая особенности восприятия мужчиной себя в семье, специфику его отношения к себе как члену семьи, особенности реализации им семейных ролей и функций. Авторами проведён феноменологический анализ категории «семейное самосознание мужчины» в единстве его когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов. Эмпирически выявлены и описаны три типа семейного самосознания мужчин: «гармоничный», «дисгармоничный в отношениях с ребёнком», «дисгармоничный в отношениях с женой и ребёнком». Статья адресована семейным психологам и специалистам, осуществляющим профессиональную подготовку и переподготовку психологов по работе с семьёй.
29-43 143
Аннотация
Исследование проведено на выборке в 349 человек миллениалов (поколение «Y») и бэби-бумеров. Основными методами были авторский опросник социальных представлений о близких отношениях и браке, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, опросник отношения к зарегистрированному браку, блок социально-демографических характеристик. Результаты позволяют говорить об отсутствии существенных различий в нравственной составляющей представлений двух поколенческих когорт. Своеобразие позиций миллениалов заключается в более жёсткой зависимости желания вступить в брак от своего материального положения, более слабой ориентации на деторождение и воспитание детей, в выраженном стремлении к профессиональным достижениям (у девушек) и большей раскованности в сексуальной жизни. Намечены перспективы дальнейших исследований.
44-49 99
Аннотация
В статье представлены результаты проведённого исследования ценностей подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность. Описаны методология и методы исследования, а также методики изучения ценностно-смысловой сферы подростков. Для исследования значимости ценностей разработана и описана модель вовлечённости подростков в спортивную деятельность, включающая четыре ступени. Это позволило раскрыть значимость спортивной деятельности в формировании ценностно-смысловой сферы подростков и сформулировать рекомендации для специалистов по привлечению подростков к занятиям спортом.
50-65 104
Аннотация
В статье представлены результаты исследования оценки социальными работниками миграционной ситуации в России и проблем детей из семей мигрантов, возникающих в процессе их этнокультурной адаптации. Исследование проводилось с помощью метода письменного опроса 142 социальных работников. Были выявлены типичные, с точки зрения социальных работников, проблемы детей мигрантов, условия и механизмы успешности этнокультурной адаптации детей мигрантов и наиболее часто используемые в социальных организациях мероприятия, направленные на оказание помощи семье и детям мигрантов.

РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

66-76 104
Аннотация
Статья посвящена вопросам социализации детей с нарушениями развития в условиях глобальных задач по оказанию им помощи, направленных на улучшение качества жизни, психологической экологии здоровья и достижение социального благополучия. Рассматриваются психологические условия и причины «принятия» детей социальной средой, предлагается технология формирования у них позитивной «психологической реальности» и «картины мира». В соответствии с этим формулируются цели коррекционно-развивающего обучения и предлагается разработанная социально-психологическая стратегия оказания помощи детям с нарушениями в развитии, обеспечивающая их социальное благополучие и качество жизни.

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

77-86 85
Аннотация
В статье решается исследовательская задача возможности соединения базового экономического фактора «конкурентность условий профессиональной деятельности» и социально-психологической парадигмы коллективизма. Определены психологические признаки конкурентности условий профессиональной деятельности и коллектива, в частности ценностное ориентационное единство, готовность работать в команде, сочетание личностных и групповых ценностей. Описана диагностическая процедура психологического исследования уровня конкурентности условий профессиональной деятельности и психологических компонентов, определяющих степень сформированности коллектива. Выявлен оптимальный уровень конкурентности условий профессиональной деятельности, позволяющий группе сохранить черты коллектива. Намечены возможности гуманистического развития рынка труда.
87-100 79
Аннотация
Статья посвящена исследованию социальных факторов готовности учителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к управленческой деятельности. На выборке в 744 человека продемонстрировано, что существует обратная взаимосвязь между возрастом и стажем педагогической деятельности, с одной стороны, и психологической готовностью педагогов к переходу на управленческую работу - с другой, при этом педагогический стаж по сравнению с возрастом оказывает более сильное воздействие на психологическую готовность стать руководителем. В работе выявлено, что в наибольшей степени возраст и стаж педагога оказывают влияние на формирование у него личностного смысла перехода к управленческой деятельности. Выделяются временные периоды, когда психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности максимальна. Для учителей это время через 5-10 лет после начала работы в школе, соответствующее возрасту 30-33 года. Для группы воспитателей ДОО однозначно благоприятного одновременно по возрасту и стажу периода вхождения в управление не найдено, но выявлено, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж - более 16 лет.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)