№ 2 (2014)
Скачать выпуск
PDF
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
18-24 80
Аннотация
Статья посвящена исследованиям проблемы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Определена связь удовлетворенности жизни со смысложизненными ориентациями, а также с особенностями функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловыми образованиями. Особое внимание уделено изменениям в структуре удовлетворенности жизнью на различных стадиях старения личности. Установлено, что на удовлетворенность жизнью оказывают влияние такие факторы, как наличие семьи и работы и уровень образования.
25-35 100
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного исследования психосемантики прецедентных текстов: музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» («Танец феи Драже»), хореографического фрагмента из этого балета, а также рекламных роликов, использующих данный музыкальный отрывок. Гипотетическим предположением, верификация которого проводилась в процессе исследования, явилось суждение о том, что восприятие телевизионной рекламы, использующей прецедентный музыкальный текст, определяется степенью семантической близости исходных сообщений (визуального и аудиального). Показано, что эффективность производного рекламного текста связана со смысловой согласованностью включенных в него исходных музыкального, языкового и визуального текстов.
36-46 82
Аннотация
Религиозность как система коллективных представлений об устройстве мира со времени своего происхождения несла адаптивную функцию и придавала существованию определенный свыше смысл. Насколько помогает или мешает религиозное сознание адаптироваться в современном обществе? Как влияет религиозность на характер и личность современного молодого человека: насколько эти влияния конструктивны или деструктивны? На основе большого экспериментального материала и на примере христианской конфессии автор дает ответы на эти вопросы.
47-58 57
Аннотация
В статье актуализируется необходимость планомерного и тщательного исследования комплекса вопросов, сопряженных с функционированием института замещающей семьи и замещающего родительства. Приводятся результаты психосемантического исследования представлений мужчин и женщин о людях, взявших на себя миссию замещающих родителей. Эмпирические данные рассмотрены в двух вариантах семантического пространства: полученного при использовании шкал семантического дифференциала с максимально абстрактными оценочными характеристиками и при использовании более конкретных оценочных шкал. Результаты свидетельствуют о приоритетно положительном восприятии мужчинами и женщинами замещающих родителей в небольшой гендерной специфике, что позволяет прогнозировать возможную успешность социальной работы, ориентированной на активизацию приема в семьи обездоленных детей.
РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
59-63 42
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития терминологии педагогической психологии во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Начальный этап нового направления мы связываем с педагогической деятельностью Л.Н. Толстого и введением в научный оборот ряда специальных лексем, отражающих взгляды выдающегося русского писателя на воздействие общественной жизни, формирующей человека. Обращение к трудам П.Ф. Каптерева, В.И. Бехтерева, А.Ф. Лазурского раскрыло роль отечественных психологов в становлении и развитии ряда теоретических понятий и соответствующих средств выражения в области практической психологии образования в аспекте психологии воздействия, арт-терапии и артпедагогики.
64-68 191
Аннотация
Статья посвящена изучению влияния типов семейных отношений на формирование черт перфекционизма у подростков. На основе анализа результатов психолого-педагогического исследования выявлено, что уровень сформированности черт перфекционизма максимален в «авторитарном типе» семейных отношений и минимален в «либеральном типе». «Здоровый» перфекционизм достигает большего развития в «демократическом типе» семейных отношений. В работе показано частотное распределение условий семейных отношений, в которых проживают испытуемые.
69-77 95
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования ведущих терминальных ценностей студентов-психологов. Показано, что приоритетными жизненными сферами студентов являются профессия и обучение. Выявлены значимые ценности в каждой из двух ведущих сфер жизни студентов. Эмпирическим путем доказано, что терминальные ценности в сфере учебной деятельности связаны с такими характеристиками, как учебная мотивация и удовлетворенность учебой в вузе. Особое внимание уделено ценностям творческой активности и духовного удовлетворения в сфере учебной деятельности и их взаимосвязям с параметрами мотивации и удовлетворенности обучением в вузе.
78-83 60
Аннотация
В статье показано, как связаны между собой личностное свойство ригидности, толерантности к неопределенности и уровни нравственного самосознания личности, также установлена их связь с успеваемостью студентов, выделены некоторые возможные предикторы успеваемости. Также были выявлены гендерные различия в непринятии неопределенности в межличностных отношениях и в выраженности некоторых форм ригидности. Кроме того, результаты исследования позволяют расширить выделенную ранее латентную переменную интолерантности к неопределенности за счет включения в нее свойства ригидности.
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
6-17 182
Аннотация
На выборке студентов-психологов (n=97) рассмотрены связи самоэффективности с личностными свойствами толерантности - интолерантности к неопределенности, готовностью к риску и рациональностью, а также с ретроспективными самооценками свойств, проявленных в регуляции сделанного выбора. В 8 вербальных задачах испытуемый делал выбор, причем в 4-х «для себя» (личный) и в 4-х - за другого человека (предполагаемое большинство). Показано, что самооценки свойств, связываемых с самоэффективностью, различаются в позициях «за Себя» и «за Другого»; испытуемые показывают различную включенность в регуляцию выбора личностных усилий, исходя из этой самой позиции.
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
84-92 92
Аннотация
Потребность в значительном улучшении деятельности правоохранительных органов в обеспечении качественного надзора за соблюдением закона стала стимулом для рассмотрения проблемы психологической оценки и профессионального отбора кандидатов на должность в системе прокуратуры. В статье формулируются основные требования, предъявляемые к системе психологической оценки прогнозирования профессиональной пригодности прокурорско-следственных работников, выделяются основные этапы разработки системы психологической оценки на основе профессиографического подхода.
93-99 112
Аннотация
В статье рассматривается структура трудовой мотивации персонала предприятия. Составляющими предметно-содержательной стороны мотивации выступали значимые факторы социального и предметного окружения. Личностная значимость факторов: внешняя/внутренняя мотивация, стремление к творчеству, служению обществу, реализации способностей, с одной стороны, и материальная обеспеченность, стремление к покровительству, сохранение здоровья, ориентация на традиции - с другой. Представлены уровни (низкий, средний, высокий) развития трудовой мотивации персонала предприятия. По результатам выраженность составляющих структуры трудовой мотивации персонала предприятия сравнивается с «идеальной» мотивацией для данной профессиональной категории. Большинство сотрудников предприятия обращают внимание на мотивацию сохранения здоровья, что является тревожным показателем для руководства предприятия.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)