№ 3 (2011)
Скачать выпуск
PDF
15-19 48
Аннотация
В статье представлена авторская ти-
пология родительской любви матерей и отцов к детям
дошкольного возраста, которая получена в результате
эмпирического исследования. Для выделения типо-
логии материнской и отцовской родительской любви
к дошкольникам в качестве основания послужило
соотношение биологического, психологического и со-
циального при проявлении любви отцов и матерей к
дошкольникам. Данная типология разработана с помо-
щью иерархического кластерного анализа. Типология
включает семь основных типов материнской и отцовс-
кой любви к дошкольникам.
пология родительской любви матерей и отцов к детям
дошкольного возраста, которая получена в результате
эмпирического исследования. Для выделения типо-
логии материнской и отцовской родительской любви
к дошкольникам в качестве основания послужило
соотношение биологического, психологического и со-
циального при проявлении любви отцов и матерей к
дошкольникам. Данная типология разработана с помо-
щью иерархического кластерного анализа. Типология
включает семь основных типов материнской и отцовс-
кой любви к дошкольникам.
20-25 108
Аннотация
В статье предлагается теоретико-эм-
пирическое обоснование психологических критериев
жизнеспособности человека. Содержательный анализ
выделенных критериев - личностно-духовного (хо-
листического), коммуникативного (диалогического),
уровневого (темпорального) - позволяет говорить о
правомерности рассмотрения жизнеспособности че-
ловека в контексте его природно-социально-духовного
единства, свидетельствует о детерминирующем ха-
рактере духовности в структуре жизнеспособности, о
значимости коммуникативного фактора как средства
духовного смыслотворчества человека.
пирическое обоснование психологических критериев
жизнеспособности человека. Содержательный анализ
выделенных критериев - личностно-духовного (хо-
листического), коммуникативного (диалогического),
уровневого (темпорального) - позволяет говорить о
правомерности рассмотрения жизнеспособности че-
ловека в контексте его природно-социально-духовного
единства, свидетельствует о детерминирующем ха-
рактере духовности в структуре жизнеспособности, о
значимости коммуникативного фактора как средства
духовного смыслотворчества человека.
26-30 69
Аннотация
В статье рассматривается проблема
изучения общей самооценки умственно отсталых под-
ростков в сравнении с их сверстниками без наруше-
ний интеллекта. Анализируются особенности общей
самооценки умственно отсталых подростков, обосно-
вывается актуальность и практическая значимость её
изучения. Описывается методика психолого-педагоги-
ческого исследования общей самооценки, расширяю-
щая диагностический инструментарий отечественной
олигофренопедагогики и психологии. Намечаются
пути применения полученных результатов в практике
олигофренопедагогики и психологии.
изучения общей самооценки умственно отсталых под-
ростков в сравнении с их сверстниками без наруше-
ний интеллекта. Анализируются особенности общей
самооценки умственно отсталых подростков, обосно-
вывается актуальность и практическая значимость её
изучения. Описывается методика психолого-педагоги-
ческого исследования общей самооценки, расширяю-
щая диагностический инструментарий отечественной
олигофренопедагогики и психологии. Намечаются
пути применения полученных результатов в практике
олигофренопедагогики и психологии.
31-36 47
Аннотация
В статье представлены результаты
исследования эмоционально-оценочного компонента
Я-концепции студентов, обучающихся на различных
специальностях, для проведения которого применя-
лись методика Дембо-Рубинштейн, а также различные
тесты. Выявлено, что, несмотря на наличие общих
тенденций у первокурсников в профиле самооценки,
особенностях самоотношения и уровне самоактуали-
зации, существуют и некоторые различия между ними
у студентов, обучающихся на специальностях «мате-
матика», «филология» и «психология», что может быть
связано со спецификой выбранной профессии.
исследования эмоционально-оценочного компонента
Я-концепции студентов, обучающихся на различных
специальностях, для проведения которого применя-
лись методика Дембо-Рубинштейн, а также различные
тесты. Выявлено, что, несмотря на наличие общих
тенденций у первокурсников в профиле самооценки,
особенностях самоотношения и уровне самоактуали-
зации, существуют и некоторые различия между ними
у студентов, обучающихся на специальностях «мате-
матика», «филология» и «психология», что может быть
связано со спецификой выбранной профессии.
37-44 58
Аннотация
В статье обсуждаются результаты
проведенных автором эмпирических исследований
проблемы сочетанности аддиктивных форм поведе-
ния. Рассматриваются основные виды аддикций: ал-
коголизм, наркомания, гэмблинг, адреналиномания,
сексуальная зависимость, любовная зависимость,
зависимость от людей и отношений, компьютерная и
интернет-зависимость, трудоголия. Данные сопоста-
вительного и статистического анализов показали, что
практически все современные аддикции являются
взаимосочетанными. Феномен коморбидности имеет
реальные статистические подтверждения. В работе
доказывается, что коморбидность представляет мето-
дологическую проблему при создании инструментария
для диагностики аддикций.
проведенных автором эмпирических исследований
проблемы сочетанности аддиктивных форм поведе-
ния. Рассматриваются основные виды аддикций: ал-
коголизм, наркомания, гэмблинг, адреналиномания,
сексуальная зависимость, любовная зависимость,
зависимость от людей и отношений, компьютерная и
интернет-зависимость, трудоголия. Данные сопоста-
вительного и статистического анализов показали, что
практически все современные аддикции являются
взаимосочетанными. Феномен коморбидности имеет
реальные статистические подтверждения. В работе
доказывается, что коморбидность представляет мето-
дологическую проблему при создании инструментария
для диагностики аддикций.
45-48 32
Аннотация
Статья посвящена изучению проблем
исследования образовательной среды. На основе
теоретико-методологического анализа типов обра-
зовательной среды делается вывод о том, что обра-
зовательная среда может быть представлена тремя
взаимосвязанными организационно-групповыми ком-
понентами: организационно-управленческим, коллек-
тивно-групповым и культурно-традиционным. В статье
предложена авторская типология образовательной
среды, в зависимости от выраженности каждого из
организационно-групповых компонентов. Основными
типами образовательной среды являются: «организа-
ционно-интегративный», «организационно-традицион-
ный», «самоорганизующийся».
исследования образовательной среды. На основе
теоретико-методологического анализа типов обра-
зовательной среды делается вывод о том, что обра-
зовательная среда может быть представлена тремя
взаимосвязанными организационно-групповыми ком-
понентами: организационно-управленческим, коллек-
тивно-групповым и культурно-традиционным. В статье
предложена авторская типология образовательной
среды, в зависимости от выраженности каждого из
организационно-групповых компонентов. Основными
типами образовательной среды являются: «организа-
ционно-интегративный», «организационно-традицион-
ный», «самоорганизующийся».
49-53 35
Аннотация
Рассматриваются особенности влия-
ния социально-психологического самочувствия на кон-
фликтное взаимодействие субъектов образовательно-
го процесса. Социально-психологическое самочувствие
представлено в различных аспектах: поведенческий,
когнитивный, эмоциональный. Под конфликтным вза-
имодействием субъектов образовательного процесса
понимается реакция учителя, противоречащая пове-
дению ученика. Показано, что влияние социально-пси-
хологического самочувствия на личность может быть
двояким: стимулирующим и тормозящим. Социально-
психологическое самочувствие учителя рассматрива-
ется как состояние динамического равновесия между
требованиями социума и социально-психологической
зрелостью личности, отражающее степень гармонич-
ности её отношений с социальным окружением и сте-
пень ее социально-психологической зрелости.
ния социально-психологического самочувствия на кон-
фликтное взаимодействие субъектов образовательно-
го процесса. Социально-психологическое самочувствие
представлено в различных аспектах: поведенческий,
когнитивный, эмоциональный. Под конфликтным вза-
имодействием субъектов образовательного процесса
понимается реакция учителя, противоречащая пове-
дению ученика. Показано, что влияние социально-пси-
хологического самочувствия на личность может быть
двояким: стимулирующим и тормозящим. Социально-
психологическое самочувствие учителя рассматрива-
ется как состояние динамического равновесия между
требованиями социума и социально-психологической
зрелостью личности, отражающее степень гармонич-
ности её отношений с социальным окружением и сте-
пень ее социально-психологической зрелости.
54-61 52
Аннотация
В статье анализируются особенности
специфики проявления толерантности у студентов-
психологов в ученических группах разного типа. Ре-
зультаты исследования получены с помощью методов
психодиагностики, включающих процедуры изучения
межличностных отношений в группе и личностные оп-
росники. Доказывается, что существует прямая связь
между уровнем толерантности и типом ученической
группы, показано, каким образом уровень толеран-
тности и разные ее виды изменяются в зависимости
от этапов развития группы. Целый ряд выявленных
закономерностей проявления толерантности позволит
в процессе обучения в вузе осуществлять целенаправ-
ленное воздействие на формирование и развитие этой
профессионально важной компетенции студентов-пси-
хологов.
специфики проявления толерантности у студентов-
психологов в ученических группах разного типа. Ре-
зультаты исследования получены с помощью методов
психодиагностики, включающих процедуры изучения
межличностных отношений в группе и личностные оп-
росники. Доказывается, что существует прямая связь
между уровнем толерантности и типом ученической
группы, показано, каким образом уровень толеран-
тности и разные ее виды изменяются в зависимости
от этапов развития группы. Целый ряд выявленных
закономерностей проявления толерантности позволит
в процессе обучения в вузе осуществлять целенаправ-
ленное воздействие на формирование и развитие этой
профессионально важной компетенции студентов-пси-
хологов.
62-66 183
Аннотация
В статье рассматривается пробле-
ма социальной реабилитации детей с нарушениями
интеллекта и их семей с позиций целостного экосис-
темного подхода. Осуществлена попытка выделить
приоритетные формы и технологии реабилитации дан-
ной категории в условиях реабилитационного центра.
Определены основные этапы реабилитации детей с
интеллектуальной недостаточностью, выделены клю-
чевые аспекты реабилитационной работы. В статье
рассмотрены проблемы организации реабилитации
инвалидов в Российской Федерации и предложены
возможные пути их решения на основе разработки
базы, определяющей систему организации и взаимо-
действия реабилитационных структур и подготовки
специалистов реабилитационного профиля.
ма социальной реабилитации детей с нарушениями
интеллекта и их семей с позиций целостного экосис-
темного подхода. Осуществлена попытка выделить
приоритетные формы и технологии реабилитации дан-
ной категории в условиях реабилитационного центра.
Определены основные этапы реабилитации детей с
интеллектуальной недостаточностью, выделены клю-
чевые аспекты реабилитационной работы. В статье
рассмотрены проблемы организации реабилитации
инвалидов в Российской Федерации и предложены
возможные пути их решения на основе разработки
базы, определяющей систему организации и взаимо-
действия реабилитационных структур и подготовки
специалистов реабилитационного профиля.
67-73 37
Аннотация
В статье представлены результаты
экспериментального исследования влияния поликуль-
турной образовательной среды школы на межгруппо-
вую адаптацию школьников. Проведен контент-анализ
характеристик школьных образовательных сред. Рас-
смотрены и сопоставлены уровни адаптации детей-
мигрантов и детей местных жителей в поликультурной
образовательной среде в зависимости от реализации
программы по оптимизации межгрупповой адаптации.
Выявлены взаимосвязи между общими характеристи-
ками взаимодействий и способами их регулирования.
экспериментального исследования влияния поликуль-
турной образовательной среды школы на межгруппо-
вую адаптацию школьников. Проведен контент-анализ
характеристик школьных образовательных сред. Рас-
смотрены и сопоставлены уровни адаптации детей-
мигрантов и детей местных жителей в поликультурной
образовательной среде в зависимости от реализации
программы по оптимизации межгрупповой адаптации.
Выявлены взаимосвязи между общими характеристи-
ками взаимодействий и способами их регулирования.
74-78 72
Аннотация
Исследование посвящается пробле-
ме влияния личностной позиции на преодоление ин-
теллектуальной пассивности младшего школьника. В
ряде исследований даются характеристики плохо ус-
певающих учащихся, весьма сходные с проявлениями
интеллектуальной пассивности, однако термин «интел-
лектуальная пассивность» не всегда употребляется, и
основной акцент делается на причинах неуспеваемос-
ти. При этом природа интеллектуальной пассивности
остается за рамками исследования, а на первый план
выходят задачи преодоления трудностей в обучении.
Важным условием преодоления интеллектуальной
пассивности является преобразование внутренней по-
зиции личности школьника.
ме влияния личностной позиции на преодоление ин-
теллектуальной пассивности младшего школьника. В
ряде исследований даются характеристики плохо ус-
певающих учащихся, весьма сходные с проявлениями
интеллектуальной пассивности, однако термин «интел-
лектуальная пассивность» не всегда употребляется, и
основной акцент делается на причинах неуспеваемос-
ти. При этом природа интеллектуальной пассивности
остается за рамками исследования, а на первый план
выходят задачи преодоления трудностей в обучении.
Важным условием преодоления интеллектуальной
пассивности является преобразование внутренней по-
зиции личности школьника.
79-82 29
Аннотация
Статья посвящена изучению акту-
ального для наших дней вопроса становления граж-
данской позиции личности. Раскрываются понятия
«гражданин», «гражданственность» как интегративные
качества личности, позволяющие человеку ощущать
себя социально, нравственно и юридически дееспо-
собным. Проанализированы междисциплинарные по-
нятия «позиция», «становление». Представлены точ-
ки зрения современных исследователей, изучающих
гражданскую позицию и понимающих ее как качество
личности, отвечающее за моральные убеждения, об-
щечеловеческие ценности и общественно важные пос-
тупки, проявляющиеся по отношению к государству,
другим людям, к себе. Рассмотрен феномен станов-
ления гражданской позиции личности. Определено,
что воспитательная система школы обладает высоким
потенциалом воспитания человека с гражданской по-
зицией.
ального для наших дней вопроса становления граж-
данской позиции личности. Раскрываются понятия
«гражданин», «гражданственность» как интегративные
качества личности, позволяющие человеку ощущать
себя социально, нравственно и юридически дееспо-
собным. Проанализированы междисциплинарные по-
нятия «позиция», «становление». Представлены точ-
ки зрения современных исследователей, изучающих
гражданскую позицию и понимающих ее как качество
личности, отвечающее за моральные убеждения, об-
щечеловеческие ценности и общественно важные пос-
тупки, проявляющиеся по отношению к государству,
другим людям, к себе. Рассмотрен феномен станов-
ления гражданской позиции личности. Определено,
что воспитательная система школы обладает высоким
потенциалом воспитания человека с гражданской по-
зицией.
83-86 35
Аннотация
Когнитивно-коммуникативный подход в
средней школе существенно изменяет роли обучаемо-
го и учителя. Ученик становится активным участником
учебного процесса. Современной школе необходимы
дидактические средства, которые могли бы создать
эффективные педагогические условия для обучения
иностранному языку. Для повышения качества обу-
чения иностранному языку в общеобразовательной
школе необходимо учитывать динамику мотивов уча-
щихся. Совпадение целей преподавания и обучения
всех субъектов образовательного процесса - важное
условие успешной реализации когнитивно-коммуника-
тивного подхода при обучении иностранному языку.
средней школе существенно изменяет роли обучаемо-
го и учителя. Ученик становится активным участником
учебного процесса. Современной школе необходимы
дидактические средства, которые могли бы создать
эффективные педагогические условия для обучения
иностранному языку. Для повышения качества обу-
чения иностранному языку в общеобразовательной
школе необходимо учитывать динамику мотивов уча-
щихся. Совпадение целей преподавания и обучения
всех субъектов образовательного процесса - важное
условие успешной реализации когнитивно-коммуника-
тивного подхода при обучении иностранному языку.
87-90 121
Аннотация
В статье теоретически обосновывается
гипотеза влияния ситуативной тревожности на адапта-
цию первоклассников к школе. В основу работы поло-
жена идея П.Я. Гальперина о том, что все формы пси-
хической деятельности, а не только познавательные
и интеллектуальные, представляют собой различные
формы ориентировки субъекта в проблемных ситуаци-
ях. Поэтому ситуативная тревожность рассматривает-
ся как проявление временной дезадаптации, мобили-
зующая психологические сигналы и способствующая
лучшей адаптации первоклассников к новым условиям
обучения.
гипотеза влияния ситуативной тревожности на адапта-
цию первоклассников к школе. В основу работы поло-
жена идея П.Я. Гальперина о том, что все формы пси-
хической деятельности, а не только познавательные
и интеллектуальные, представляют собой различные
формы ориентировки субъекта в проблемных ситуаци-
ях. Поэтому ситуативная тревожность рассматривает-
ся как проявление временной дезадаптации, мобили-
зующая психологические сигналы и способствующая
лучшей адаптации первоклассников к новым условиям
обучения.
91-99 37
Аннотация
Развитие деловых качеств является
необходимым условием формирования современных
профессиональных кадров пограничных органов. В
статье представлены результаты эмпирического ис-
следования по развитию деловых качеств курсантов
образовательных учреждений пограничного профиля
с помощью социально-психологического тренинга. В
группах, участвующих в социально-психологическом
тренинге, наблюдаются некоторые изменения по сле-
дующим показателям: интеллектуальные способности;
волевые качества, упорство; эмоциональная устойчи-
вость; управленческие качества в самостоятельности
принятия решения.
необходимым условием формирования современных
профессиональных кадров пограничных органов. В
статье представлены результаты эмпирического ис-
следования по развитию деловых качеств курсантов
образовательных учреждений пограничного профиля
с помощью социально-психологического тренинга. В
группах, участвующих в социально-психологическом
тренинге, наблюдаются некоторые изменения по сле-
дующим показателям: интеллектуальные способности;
волевые качества, упорство; эмоциональная устойчи-
вость; управленческие качества в самостоятельности
принятия решения.
100-104 38
Аннотация
Данная статья посвящается пробле-
мам формирования социальных компетенций у вос-
питанников интернатных учреждений. Установлена
сущность и характерные признаки социальной компе-
тентности и компетентностного подхода. Содержатель-
но исследуются такие понятия, как «компетентность»
и «компетенция». Доказывается, что применение
компетентностного подхода в образовании позволяет
подготовить детей-сирот к взрослой жизни: научить
самостоятельно решать проблемы в различных сфе-
рах деятельности, сотрудничать с другими членами
общества, анализировать достижения и ошибки своей
деятельности и др.
мам формирования социальных компетенций у вос-
питанников интернатных учреждений. Установлена
сущность и характерные признаки социальной компе-
тентности и компетентностного подхода. Содержатель-
но исследуются такие понятия, как «компетентность»
и «компетенция». Доказывается, что применение
компетентностного подхода в образовании позволяет
подготовить детей-сирот к взрослой жизни: научить
самостоятельно решать проблемы в различных сфе-
рах деятельности, сотрудничать с другими членами
общества, анализировать достижения и ошибки своей
деятельности и др.
105-107 55
Аннотация
В статье рассматривается проблема
самореализации учащихся юношеского возраста. Осу-
ществлению самореализации юношей в современном
обществе помогают межличностные отношения (пот-
ребности), выявлению которых посвящено данное
исследование. Цель исследования - показать, что
удовлетворение межличностных потребностей приве-
дет к адекватной гармоничной самореализации в юно-
шеском возрасте. Проведённая с учащимися старших
классов работа подтвердила предположение, что раз-
витие межличностных социальных отношений в этом
возрасте способствует не только самореализации, но
и формированию направленности личности.
самореализации учащихся юношеского возраста. Осу-
ществлению самореализации юношей в современном
обществе помогают межличностные отношения (пот-
ребности), выявлению которых посвящено данное
исследование. Цель исследования - показать, что
удовлетворение межличностных потребностей приве-
дет к адекватной гармоничной самореализации в юно-
шеском возрасте. Проведённая с учащимися старших
классов работа подтвердила предположение, что раз-
витие межличностных социальных отношений в этом
возрасте способствует не только самореализации, но
и формированию направленности личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ КАК
ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА (ЧАСТЬ 2)
108-117 31
Аннотация
Статья является продолжением ис-
следования проблемы профилактики наркопотребле-
ния в деятельности войскового психолога как фактора
личностной надежности специалиста. В ней на основе
анализа большого фактического материала выявлена
несогласованность нормативных требований к орга-
низации этой деятельности и позиций профессорско-
преподавательского состава ведущей кафедры, осу-
ществляющей подготовку и повышение квалификации
войсковых психологов, и анализируется ряд причин,
приведших к этому. Формулируется вывод о необхо-
димости учета выявленных тенденций при реализа-
ции Программы надежности персонала в российской
армии.
следования проблемы профилактики наркопотребле-
ния в деятельности войскового психолога как фактора
личностной надежности специалиста. В ней на основе
анализа большого фактического материала выявлена
несогласованность нормативных требований к орга-
низации этой деятельности и позиций профессорско-
преподавательского состава ведущей кафедры, осу-
ществляющей подготовку и повышение квалификации
войсковых психологов, и анализируется ряд причин,
приведших к этому. Формулируется вывод о необхо-
димости учета выявленных тенденций при реализа-
ции Программы надежности персонала в российской
армии.
118-123 49
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы
определения профессиональной надежности сотруд-
ников органов наркоконтроля. Определена структура
надежности, ее показатели и влияние их на эффектив-
ность профессиональной деятельности сотрудников.
Анализируется система отбора и распределения кад-
ров. Выявляются интеллектуальные, эмоционально-
волевые, коммуникативные и мотивационные аспекты
личностно-профессиональной надежности персонала.
Описан типовой портрет сотрудника, имеющего низкий
уровень профессиональной надежности. Разработана
модель формирования профессиональной надежности
персонала и проведена проверка ее эффективности.
определения профессиональной надежности сотруд-
ников органов наркоконтроля. Определена структура
надежности, ее показатели и влияние их на эффектив-
ность профессиональной деятельности сотрудников.
Анализируется система отбора и распределения кад-
ров. Выявляются интеллектуальные, эмоционально-
волевые, коммуникативные и мотивационные аспекты
личностно-профессиональной надежности персонала.
Описан типовой портрет сотрудника, имеющего низкий
уровень профессиональной надежности. Разработана
модель формирования профессиональной надежности
персонала и проведена проверка ее эффективности.
124-129 31
Аннотация
В статье рассматриваются базисные
основы понятия «ноогуманистическая мировоззрен-
ческая культура» в комплексе его естественнонаучной
и гуманистической составляющих. Устанавливается
ключевая роль принципа гармонии, рождающего по-
нятийный ряд сходных значений: «устойчивое разви-
тие», «толерантность», «гомеостаз». Подчеркивается
значимость формирования ноогуманистических ми-
ровоззренческих качеств у будущих педагогов-музы-
кантов как реализаторов ноогуманистических идей по
гармонизации социоприродных систем.
основы понятия «ноогуманистическая мировоззрен-
ческая культура» в комплексе его естественнонаучной
и гуманистической составляющих. Устанавливается
ключевая роль принципа гармонии, рождающего по-
нятийный ряд сходных значений: «устойчивое разви-
тие», «толерантность», «гомеостаз». Подчеркивается
значимость формирования ноогуманистических ми-
ровоззренческих качеств у будущих педагогов-музы-
кантов как реализаторов ноогуманистических идей по
гармонизации социоприродных систем.
130-135 75
Аннотация
Статья содержит обоснование пред-
мета и методологических подходов к изучению кор-
рупционного поведения в свете теории отчуждения.
Согласно этой теории коррупционное поведение
рассматривается как рассогласование личных нравс-
твенных норм с общественными нормами морали и
права. Даны определения терминам «коррупционное
поведение», «коррупционное давление», «антикор-
рупционная устойчивость», «склонность к коррупции».
Сформулирована теория коррупционной нормы. Обос-
нован психосемантический метод диагностики корруп-
ционного поведения.
мета и методологических подходов к изучению кор-
рупционного поведения в свете теории отчуждения.
Согласно этой теории коррупционное поведение
рассматривается как рассогласование личных нравс-
твенных норм с общественными нормами морали и
права. Даны определения терминам «коррупционное
поведение», «коррупционное давление», «антикор-
рупционная устойчивость», «склонность к коррупции».
Сформулирована теория коррупционной нормы. Обос-
нован психосемантический метод диагностики корруп-
ционного поведения.
136-140 60
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы
агрессивного поведения военнослужащих по призыву;
определяется место агрессивности в структуре де-
виантного поведения; приводится обзор проблемы в
отечественной и зарубежной литературе; исследуют-
ся теоретические и практические аспекты проблемы;
выделяются общие и характерные именно для солдат-
ской среды факторы агрессивного поведения; на осно-
ве анализа уже существующих моделей агрессивности
предлагается и описывается модель возникновения
агрессивных реакций у солдат.
агрессивного поведения военнослужащих по призыву;
определяется место агрессивности в структуре де-
виантного поведения; приводится обзор проблемы в
отечественной и зарубежной литературе; исследуют-
ся теоретические и практические аспекты проблемы;
выделяются общие и характерные именно для солдат-
ской среды факторы агрессивного поведения; на осно-
ве анализа уже существующих моделей агрессивности
предлагается и описывается модель возникновения
агрессивных реакций у солдат.
Анализ социально-психологических особенностей
социометрического статуса военнослужащего
в коллективе
141-145 43
Аннотация
Представлены результаты исследо-
вания социометрического статуса военнослужащих в
коллективе по отношению к результатам служебной
деятельности. В исследовании приняли участие сер-
жантский состав и рядовой состав (всего 108 человек).
На основе модульного социотеста А.Я. Анцупова,
включавшего пять модулей: «моё отношение», «отно-
шение ко мне», «качество выполнения должностных
обязанностей», «нравственные качества», «интере-
сы группы - личные интересы», определено наличие
связи социометрического статуса военнослужащего с
результатами служебной деятельности, в частности с
успеваемостью по учебным дисциплинам.
вания социометрического статуса военнослужащих в
коллективе по отношению к результатам служебной
деятельности. В исследовании приняли участие сер-
жантский состав и рядовой состав (всего 108 человек).
На основе модульного социотеста А.Я. Анцупова,
включавшего пять модулей: «моё отношение», «отно-
шение ко мне», «качество выполнения должностных
обязанностей», «нравственные качества», «интере-
сы группы - личные интересы», определено наличие
связи социометрического статуса военнослужащего с
результатами служебной деятельности, в частности с
успеваемостью по учебным дисциплинам.
146-153 29
Аннотация
В статье подчеркивается актуальность
использования социально-культурного потенциала на-
укограда как одного из факторов профессионального
выбора наукоемких профессий. Рассматриваются осо-
бенности наукограда как особого социально-культур-
ного пространства для формирования профессиональ-
ной идентификации у детей дошкольного возраста,
особенности образа ученого. Исследуется опыт реа-
лизации проекта «Мы - дети наукограда», цель кото-
рого системное формирование у ребенка-дошкольни-
ка интереса к профессиональному миру, постепенное
развитие кругозора, обогащение социального опыта,
который проявляется в заинтересованности детей в
ознакомлении с трудом взрослых, в потребности об-
щения с профессионалами.
использования социально-культурного потенциала на-
укограда как одного из факторов профессионального
выбора наукоемких профессий. Рассматриваются осо-
бенности наукограда как особого социально-культур-
ного пространства для формирования профессиональ-
ной идентификации у детей дошкольного возраста,
особенности образа ученого. Исследуется опыт реа-
лизации проекта «Мы - дети наукограда», цель кото-
рого системное формирование у ребенка-дошкольни-
ка интереса к профессиональному миру, постепенное
развитие кругозора, обогащение социального опыта,
который проявляется в заинтересованности детей в
ознакомлении с трудом взрослых, в потребности об-
щения с профессионалами.
154-156 28
Аннотация
Целью исследования является выяв-
ление и изучение психологических детерминант уров-
ня конфликтности и их влияния на профессиональную
деятельность инспекторов ДПС ГИБДД в связи с тем,
что именно психологические, индивидуальные факто-
ры определяют конфликтогенность сознания, характе-
ризуют ресурсы участников противоборства. Основной
гипотезой исследования является то, что уровень кон-
фликтности зависит от индивидуальных и профессио-
нально значимых качеств личности инспекторов ДПС
ГИБДД. При этом если уровень конфликтности снижа-
ется в процессе коррекционной работы, то это поло-
жительно влияет на успешность профессиональной
адаптации, качество служебной деятельности, психо-
логическую подготовку инспекторов ДПС ГИБДД при
взаимодействии с участниками дорожного движения.
ление и изучение психологических детерминант уров-
ня конфликтности и их влияния на профессиональную
деятельность инспекторов ДПС ГИБДД в связи с тем,
что именно психологические, индивидуальные факто-
ры определяют конфликтогенность сознания, характе-
ризуют ресурсы участников противоборства. Основной
гипотезой исследования является то, что уровень кон-
фликтности зависит от индивидуальных и профессио-
нально значимых качеств личности инспекторов ДПС
ГИБДД. При этом если уровень конфликтности снижа-
ется в процессе коррекционной работы, то это поло-
жительно влияет на успешность профессиональной
адаптации, качество служебной деятельности, психо-
логическую подготовку инспекторов ДПС ГИБДД при
взаимодействии с участниками дорожного движения.
157-162 37
Аннотация
В статье рассматривается станов-
ление и развитие профессионального образования в
области социальной работы за рубежом. Выделяются
универсальные задачи национальных систем профес-
сионального образования, которые показывают, что
система профессионального образования в мире в
области социальной работы осуществила переход к
модели образования, основанного на компетенциях,
отражающего интеграцию теории и практики, содержа-
ния и методов обучения, интересов студентов и препо-
давателей как участников образовательного процесса,
междисциплинарную интеграцию. Определяются
стратегии профессиональной подготовки социальных
работников, соответствующие требованиям времени.
ление и развитие профессионального образования в
области социальной работы за рубежом. Выделяются
универсальные задачи национальных систем профес-
сионального образования, которые показывают, что
система профессионального образования в мире в
области социальной работы осуществила переход к
модели образования, основанного на компетенциях,
отражающего интеграцию теории и практики, содержа-
ния и методов обучения, интересов студентов и препо-
давателей как участников образовательного процесса,
междисциплинарную интеграцию. Определяются
стратегии профессиональной подготовки социальных
работников, соответствующие требованиям времени.
163-168 35
Аннотация
Автор статьи на основе историко-пе-
дагогического анализа показывает непростой путь ста-
новления и развития социально-педагогической пара-
дигмы. Анализ смены педагогических парадигм в ХХ в.
позволил автору соотнести социально-педагогические
парадигмы начала и конца ХХ столетия, с помощью
феноменологического метода увидеть и объяснить
их проявления. В логике полипарадигмальности объ-
единяются теории социального воспитания, теории
помощи, теории воспитательной среды (или третьего
воспитательного пространства), воспитательные тео-
рии взаимодействия образовательного пространства и
пространства микросоциума, теории профессиональ-
ного образования в области социальной педагогики.
дагогического анализа показывает непростой путь ста-
новления и развития социально-педагогической пара-
дигмы. Анализ смены педагогических парадигм в ХХ в.
позволил автору соотнести социально-педагогические
парадигмы начала и конца ХХ столетия, с помощью
феноменологического метода увидеть и объяснить
их проявления. В логике полипарадигмальности объ-
единяются теории социального воспитания, теории
помощи, теории воспитательной среды (или третьего
воспитательного пространства), воспитательные тео-
рии взаимодействия образовательного пространства и
пространства микросоциума, теории профессиональ-
ного образования в области социальной педагогики.
169-174 31
Аннотация
В статье актуализируется проблема
институциональной идентификации социальной пе-
дагогики. Сущность данной проблемы раскрывается
в контексте процессов институциональной трансфор-
мации, которая рассматривается на уровне научного
знания, сферы практической деятельности и подготов-
ки профессиональных кадров. Первый уровень связан
с развитием новой отрасли педагогического знания
- социальной педагогики; второй - с формированием
системы учреждений и видов деятельности по оказа-
нию квалифицированной социально-педагогической
помощи детям и молодежи; третий - с разработкой
системы профессиональной подготовки социальных
педагогов, происходящей на фоне реформирования
профессионального образования.
институциональной идентификации социальной пе-
дагогики. Сущность данной проблемы раскрывается
в контексте процессов институциональной трансфор-
мации, которая рассматривается на уровне научного
знания, сферы практической деятельности и подготов-
ки профессиональных кадров. Первый уровень связан
с развитием новой отрасли педагогического знания
- социальной педагогики; второй - с формированием
системы учреждений и видов деятельности по оказа-
нию квалифицированной социально-педагогической
помощи детям и молодежи; третий - с разработкой
системы профессиональной подготовки социальных
педагогов, происходящей на фоне реформирования
профессионального образования.
175-180 37
Аннотация
В статье на основе теоретического
анализа современных отечественных исследований
рассмотрены различные подходы, раскрывающие
сущность этического аспекта профессиональной куль-
туры будущего социального педагога как регулятора
профессиональной деятельности и социально-педа-
гогических отношений. Выявлены институциональ-
ные и неинституциональные нормативно-ценностные
регуляторы социально-педагогической деятельности.
Этический аспект профессиональной культуры опре-
деляется как совокупность профессионально-этичес-
кой конвенциональности и культуры достоинства буду-
щего социального педагога.
анализа современных отечественных исследований
рассмотрены различные подходы, раскрывающие
сущность этического аспекта профессиональной куль-
туры будущего социального педагога как регулятора
профессиональной деятельности и социально-педа-
гогических отношений. Выявлены институциональ-
ные и неинституциональные нормативно-ценностные
регуляторы социально-педагогической деятельности.
Этический аспект профессиональной культуры опре-
деляется как совокупность профессионально-этичес-
кой конвенциональности и культуры достоинства буду-
щего социального педагога.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)