№ 4 (2010)
Скачать выпуск
PDF
7-15 52
Аннотация
в статье даётся описание ло-
гики феноменологического метода исследова-
ния и его приложения к проблемам психоло-
гии личности. представлена краткая история
метода в работах э.гуссерля и его развитие в
трудах других философов. идеи и положения
феноменологии оказали воздействие на пси-
хологию личности, позволив сделать духов-
ные переживания человека предметом науч-
ного исследования. в результате появилась
концепция person, кратко представленная в
данной статье.
гики феноменологического метода исследова-
ния и его приложения к проблемам психоло-
гии личности. представлена краткая история
метода в работах э.гуссерля и его развитие в
трудах других философов. идеи и положения
феноменологии оказали воздействие на пси-
хологию личности, позволив сделать духов-
ные переживания человека предметом науч-
ного исследования. в результате появилась
концепция person, кратко представленная в
данной статье.
15-20 47
Аннотация
Статья посвящена мало-
изучаемому периоду в исследовании идеи ин-
дивидуальности в России - рубежу XIX -XX
вв. Как свидетельствует библиографический
анализ, указанная тематика в отечественной
психологии затрагивалась, прежде всего, в
контексте общенаучной проблемы Человека.
Показано, что учёные разных методо-
логических направлений раскрывали инди-
видуальность через содержательные, струк-
турные и динамические составляющие;
обнаруживается понятийная близость терми-
нов «индивидуальность», «индивид», «лич-
ность», «характер».
изучаемому периоду в исследовании идеи ин-
дивидуальности в России - рубежу XIX -XX
вв. Как свидетельствует библиографический
анализ, указанная тематика в отечественной
психологии затрагивалась, прежде всего, в
контексте общенаучной проблемы Человека.
Показано, что учёные разных методо-
логических направлений раскрывали инди-
видуальность через содержательные, струк-
турные и динамические составляющие;
обнаруживается понятийная близость терми-
нов «индивидуальность», «индивид», «лич-
ность», «характер».
21-23 34
Аннотация
в статье поднимаются про-
блемы современного состояния морально-
нравственных принципов подрастающего
поколения, раскрываются понятия «нравс-
твенность» и «мораль». определяются при-
чины интолерантного поведения молодёжи,
количественного роста правонарушений, не-
соблюдения молодыми людьми социальных
норм поведения, а также заболеваний нервно-
психического характера.
блемы современного состояния морально-
нравственных принципов подрастающего
поколения, раскрываются понятия «нравс-
твенность» и «мораль». определяются при-
чины интолерантного поведения молодёжи,
количественного роста правонарушений, не-
соблюдения молодыми людьми социальных
норм поведения, а также заболеваний нервно-
психического характера.
23-26 114
Аннотация
В статье, помимо анализа
теоретических подходов к изучению эмоцио-
нального интеллекта, представлены результа-
ты эмпирического исследования эмоциональ-
ного интеллекта студентов-выпускников по
специальностям, относящимся к профессиям
«человек-человек». Показаны многоуровне-
вая структура конструкта «эмоциональный
интеллект», взаимосвязь его компонентов с
социальным интеллектом, обусловленность
спецификой профессиональной деятельнос-
ти, возможности его развития в социально-
психологическом тренинге.
теоретических подходов к изучению эмоцио-
нального интеллекта, представлены результа-
ты эмпирического исследования эмоциональ-
ного интеллекта студентов-выпускников по
специальностям, относящимся к профессиям
«человек-человек». Показаны многоуровне-
вая структура конструкта «эмоциональный
интеллект», взаимосвязь его компонентов с
социальным интеллектом, обусловленность
спецификой профессиональной деятельнос-
ти, возможности его развития в социально-
психологическом тренинге.
27-33 62
Аннотация
В статье представлены ре-
зультаты исследования, проведённого в обще-
образовательных учреждениях Московской
области в форме анкетирования на выявление
сформированности у педагогов и осознаннос-
ти ими понятия смысла жизни. Выявлены (в
ходе исследования) разные представления
о смысле жизни и позиции по определению
значимости и сущности рассматриваемой ка-
тегории. Многообразие и противоречивость
трактовок соответствующего философского
концепта педагогами проиллюстрированы
примерами из их суждений (часть педагогов
категории «смысл жизни» и «акме» связыва-
ют с личностным развитием, а часть - с про-
фессиональными достижениями). Сопостав-
лены ответы респондентов на вопросы анкеты
с разных сторон: влияние различных факто-
ров на обретение смысла и ценностей в жизни
(профессии, профессиональных достижений,
учебных дисциплин и т. д.). Данные сравни-
тельного анализа приведены в процентном от-
ношении. В результате исследования удалось
выявить две противоположные тенденции: с
достижением определённого возраста у одних
педагогов на первый план выходит личное,
семья, а у других - профессиональное самосо-
вершенствование, достижение мастерства и
передача своего опыта молодому поколению.
зультаты исследования, проведённого в обще-
образовательных учреждениях Московской
области в форме анкетирования на выявление
сформированности у педагогов и осознаннос-
ти ими понятия смысла жизни. Выявлены (в
ходе исследования) разные представления
о смысле жизни и позиции по определению
значимости и сущности рассматриваемой ка-
тегории. Многообразие и противоречивость
трактовок соответствующего философского
концепта педагогами проиллюстрированы
примерами из их суждений (часть педагогов
категории «смысл жизни» и «акме» связыва-
ют с личностным развитием, а часть - с про-
фессиональными достижениями). Сопостав-
лены ответы респондентов на вопросы анкеты
с разных сторон: влияние различных факто-
ров на обретение смысла и ценностей в жизни
(профессии, профессиональных достижений,
учебных дисциплин и т. д.). Данные сравни-
тельного анализа приведены в процентном от-
ношении. В результате исследования удалось
выявить две противоположные тенденции: с
достижением определённого возраста у одних
педагогов на первый план выходит личное,
семья, а у других - профессиональное самосо-
вершенствование, достижение мастерства и
передача своего опыта молодому поколению.
33-40 314
Аннотация
синдром дефицита внима-
ния с гиперактивностью относится к наибо-
лее распространённым в детском возрасте
неврологическим заболеваниям. показано,
что нарушения произвольной регуляции у
этих детей имеют двухступенчатую структу-
ру: сохранность действий в один-два шага и
нарушение многошаговых. предложены ав-
торские методы коррекции.
ния с гиперактивностью относится к наибо-
лее распространённым в детском возрасте
неврологическим заболеваниям. показано,
что нарушения произвольной регуляции у
этих детей имеют двухступенчатую структу-
ру: сохранность действий в один-два шага и
нарушение многошаговых. предложены ав-
торские методы коррекции.
40-44 45
Аннотация
Проведен научный анализ
исследований и опыта работы по проблемам
оказания помощи семьям группы риска.
Рассматриваются две модели социальной
поддержки населения, в том числе и семей с
детьми. Первая модель - направлена на воз-
можность использования собственных сил,
личной инициативы, поиск ресурсов для ре-
шения проблем, в которых оказалась семья.
Вторая модель - предусматривает существен-
ное влияние государственных и обществен-
ных структур на семью и ее членов. Раскры-
ваются этапы сопровождения проблемной
семьи, порядок работы консилиума в рамках
обсуждения одного случая
исследований и опыта работы по проблемам
оказания помощи семьям группы риска.
Рассматриваются две модели социальной
поддержки населения, в том числе и семей с
детьми. Первая модель - направлена на воз-
можность использования собственных сил,
личной инициативы, поиск ресурсов для ре-
шения проблем, в которых оказалась семья.
Вторая модель - предусматривает существен-
ное влияние государственных и обществен-
ных структур на семью и ее членов. Раскры-
ваются этапы сопровождения проблемной
семьи, порядок работы консилиума в рамках
обсуждения одного случая
45-47 32
Аннотация
В статье проводится изуче-
ние влияния социальных и образовательных
факторов на формирование психологических
особенностей личности ребенка. Рассмотрены
факторы, формирующие эмоциональную сре-
ду семьи: эмоциональные отношения взрос-
лых членов семьи друг с другом, с ребенком
(детьми); эмоциональная информация, исхо-
дящие от каждого члена семьи; открытость
семейной системы к контактам и связям с
внешним миром; стиль воспитания ребенка;
традиции и обычаи семьи; интерьер дома, на-
личие места для уединения
ние влияния социальных и образовательных
факторов на формирование психологических
особенностей личности ребенка. Рассмотрены
факторы, формирующие эмоциональную сре-
ду семьи: эмоциональные отношения взрос-
лых членов семьи друг с другом, с ребенком
(детьми); эмоциональная информация, исхо-
дящие от каждого члена семьи; открытость
семейной системы к контактам и связям с
внешним миром; стиль воспитания ребенка;
традиции и обычаи семьи; интерьер дома, на-
личие места для уединения
47-49 46
Аннотация
Статья посвящена про-
блеме адаптации семьи к новой ситуации
развития с приемными детьми. Было выяв-
лено, что одним из наиболее значимых фак-
торов, определяющих процесс адаптации,
является психологическая готовность при-
емных родителей к устройству ребенка в се-
мью. Психологическая готовность включает
психолого-педагогическую компетентность
в вопросах воспитания детей, адекватность
когнитивного образа приемного ребенка (ин-
формированность об истории его развития,
родственниках и друзьях, знание индивиду-
ально-личностных особенностей), эмоцио-
нальная готовность (готовность преодолевать
трудности, эмоциональная стабильность, эм-
патия, способность концентрироваться на ин-
тересах ребенка).
блеме адаптации семьи к новой ситуации
развития с приемными детьми. Было выяв-
лено, что одним из наиболее значимых фак-
торов, определяющих процесс адаптации,
является психологическая готовность при-
емных родителей к устройству ребенка в се-
мью. Психологическая готовность включает
психолого-педагогическую компетентность
в вопросах воспитания детей, адекватность
когнитивного образа приемного ребенка (ин-
формированность об истории его развития,
родственниках и друзьях, знание индивиду-
ально-личностных особенностей), эмоцио-
нальная готовность (готовность преодолевать
трудности, эмоциональная стабильность, эм-
патия, способность концентрироваться на ин-
тересах ребенка).
50-57 41
Аннотация
В статье описывается про-
цессуальный подход к изучению отношения
студенческой молодёжи определённого регио-
на к собственной этнической группе, её куль-
туре, религии и государству в нестабильных
социальных условиях. Главным методом ис-
следования является новая методика неокон-
ченных предложений. В исследовании также
применяется факторный анализ полученных
данных. Выявлено сложное, амбивалентное
отношение молодёжи к этнической группе.
Студенты толерантно относятся к этничес-
ким различиям, однако не проявляют актив-
ности в укреплении народных традиций и
этнической культуры, уходят от осмысления
трудных вопросов современности.
цессуальный подход к изучению отношения
студенческой молодёжи определённого регио-
на к собственной этнической группе, её куль-
туре, религии и государству в нестабильных
социальных условиях. Главным методом ис-
следования является новая методика неокон-
ченных предложений. В исследовании также
применяется факторный анализ полученных
данных. Выявлено сложное, амбивалентное
отношение молодёжи к этнической группе.
Студенты толерантно относятся к этничес-
ким различиям, однако не проявляют актив-
ности в укреплении народных традиций и
этнической культуры, уходят от осмысления
трудных вопросов современности.
57-65 60
Аннотация
В рамках настоящей статьи
представлены результаты сравнительного ис-
следования уровня профессионального выго-
рания педагогов и воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, занимающих
высокостатусные, среднестатусные и низкос-
татусные позиции в неформальной структуре
педагогического коллектива. Показано, что
динамика и уровень профессионального вы-
горания напрямую связаны со статусно-ро-
левой позицией сотрудника в неформальной
интрагрупповой структуре педагогического
коллектива. В частности, уровень професси-
онального выгорания педагога детского сада
оказывается выше, если его статусная пози-
ция в интрагрупповой неформальной струк-
туре педагогического коллектива может быть
охарактеризована как низкостатусная или
высокостатусная.
представлены результаты сравнительного ис-
следования уровня профессионального выго-
рания педагогов и воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, занимающих
высокостатусные, среднестатусные и низкос-
татусные позиции в неформальной структуре
педагогического коллектива. Показано, что
динамика и уровень профессионального вы-
горания напрямую связаны со статусно-ро-
левой позицией сотрудника в неформальной
интрагрупповой структуре педагогического
коллектива. В частности, уровень професси-
онального выгорания педагога детского сада
оказывается выше, если его статусная пози-
ция в интрагрупповой неформальной струк-
туре педагогического коллектива может быть
охарактеризована как низкостатусная или
высокостатусная.
65-72 58
Аннотация
В статье проведен теорети-
ческий анализ понятий «межгрупповая адап-
тация» (МГА) и «психологическое время». В
работе представлены структурно-комплекс-
ная, принципиальная модели МГА, времен-
ная структура МГА, отражающие субъек-
тивное отношение к процессу межгрупповой
адаптации. Рассматриваются перспективы
изучения восприятия времени в процессе
межгрупповой адаптации субъектов образо-
вательной деятельности вуза
ческий анализ понятий «межгрупповая адап-
тация» (МГА) и «психологическое время». В
работе представлены структурно-комплекс-
ная, принципиальная модели МГА, времен-
ная структура МГА, отражающие субъек-
тивное отношение к процессу межгрупповой
адаптации. Рассматриваются перспективы
изучения восприятия времени в процессе
межгрупповой адаптации субъектов образо-
вательной деятельности вуза
72-76 42
Аннотация
В статье раскрыто авто-
рское понимание преемственности в системе
непрерывного образования, описана техно-
логия реализации преемственности, основан-
ная на системном подходе в построении учеб-
но-воспитательного процесса. Реализация
технологии преемственности основана на
использовании различных форм работы, а
именно: корпоративный менеджмент, «Пе-
дагогический, социально-психологический,
медико-физиологический центр», индивиду-
альная карта развития субъектов образова-
тельной деятельности, система консилиумов,
технологическая карта (поэтапный и поша-
говый алгоритм). Эти формы работы способс-
твуют системной работе образовательного
учреждения в реализации поступательного
перехода учащихся из одной ступени образо-
вательного процесса на другой с учётом инди-
видуальных особенностей всех субъектов об-
разовательной деятельности и особенностей
самого образовательного учреждения.
рское понимание преемственности в системе
непрерывного образования, описана техно-
логия реализации преемственности, основан-
ная на системном подходе в построении учеб-
но-воспитательного процесса. Реализация
технологии преемственности основана на
использовании различных форм работы, а
именно: корпоративный менеджмент, «Пе-
дагогический, социально-психологический,
медико-физиологический центр», индивиду-
альная карта развития субъектов образова-
тельной деятельности, система консилиумов,
технологическая карта (поэтапный и поша-
говый алгоритм). Эти формы работы способс-
твуют системной работе образовательного
учреждения в реализации поступательного
перехода учащихся из одной ступени образо-
вательного процесса на другой с учётом инди-
видуальных особенностей всех субъектов об-
разовательной деятельности и особенностей
самого образовательного учреждения.
77-83 42
Аннотация
В статье рассматривается
один из вариантов соотношения социальной
педагогики и социальной работы. В своём
анализе автор отталкивается от общего в со-
циальной педагогике и социальной работе; к
термину «конвергенция» обращается не слу-
чайно. Несмотря на его политологическую
природу, он широко используется в области
социального знания и позволяет анализиро-
вать сближение социальной педагогики и со-
циальной работы по определённым вопросам
и в определённые исторические периоды.
один из вариантов соотношения социальной
педагогики и социальной работы. В своём
анализе автор отталкивается от общего в со-
циальной педагогике и социальной работе; к
термину «конвергенция» обращается не слу-
чайно. Несмотря на его политологическую
природу, он широко используется в области
социального знания и позволяет анализиро-
вать сближение социальной педагогики и со-
циальной работы по определённым вопросам
и в определённые исторические периоды.
84-92 106
Аннотация
В статье представлен пси-
хологический портрет (образ) лектора и ха-
рактеристика его личностных и профессио-
нальных качеств (а также других факторов),
обусловливающих успешность публичного
выступления. Определены способности и
умения, необходимые для установления кон-
такта с аудиторией. Рассмотрены некоторые
теории лидерства, основные стили и типы ли-
дерства, а также образы лидеров. Выявлены
тактические приёмы (техники) поддержания
контакта с аудиторией и способы преодоле-
ния психологических барьеров общения.
хологический портрет (образ) лектора и ха-
рактеристика его личностных и профессио-
нальных качеств (а также других факторов),
обусловливающих успешность публичного
выступления. Определены способности и
умения, необходимые для установления кон-
такта с аудиторией. Рассмотрены некоторые
теории лидерства, основные стили и типы ли-
дерства, а также образы лидеров. Выявлены
тактические приёмы (техники) поддержания
контакта с аудиторией и способы преодоле-
ния психологических барьеров общения.
92-95 60
Аннотация
Статья посвящена рассмот-
рению взаимосвязи типов семьи и системы
личностных ценностей студентов-психоло-
гов. Она раскрывает особенности типов семьи
- родовой и городской нуклиарной, а также
рассматриваются параметры, определяющие
включенность в семейные отношения. Пред-
ставлены системы ценностей, соответствую-
щие определенному типу семьи.
рению взаимосвязи типов семьи и системы
личностных ценностей студентов-психоло-
гов. Она раскрывает особенности типов семьи
- родовой и городской нуклиарной, а также
рассматриваются параметры, определяющие
включенность в семейные отношения. Пред-
ставлены системы ценностей, соответствую-
щие определенному типу семьи.
95-99 45
Аннотация
В статье представлены ре-
зультаты эмпирического исследования осо-
бенностей понимания себя и других у юношей
и девушек, склонных к манипулированию.
Анализ данных показал, что склонные к ма-
нипулированию личности испытывают труд-
ности в понимании внутренних переживаний
не только других людей, но и своих собствен-
ных. У лиц, склонных к манипулированию
отслеживается, в основном, когнитивный ас-
пект понимания себя и других, а что касается
экзистенциального, то он менее выражен. Их
понимание можно охарактеризовать как по-
верхностное, нейтральное, рациональное.
зультаты эмпирического исследования осо-
бенностей понимания себя и других у юношей
и девушек, склонных к манипулированию.
Анализ данных показал, что склонные к ма-
нипулированию личности испытывают труд-
ности в понимании внутренних переживаний
не только других людей, но и своих собствен-
ных. У лиц, склонных к манипулированию
отслеживается, в основном, когнитивный ас-
пект понимания себя и других, а что касается
экзистенциального, то он менее выражен. Их
понимание можно охарактеризовать как по-
верхностное, нейтральное, рациональное.
100-111 55
Аннотация
Статья посвящена пробле-
ме аддикций молодёжи и латентной профи-
лактике наркотизма среди школьников одно-
го из северных районов Иркутской области.
В ней описаны этапы экспериментальной
работы. Приводятся результаты пролонгиро-
ванного экспериментального исследования
эффективности апробирования программы
скрытой профилактики наркомании среди
подростков. Результаты работы, описанные
в статье, указывают на то, что при систе-
матической работе, значительно снижает-
ся количество учащихся, употребляющих
наркотические вещества, так как латентная
профилактика наркотизма, охватывающая
многие проблемы взрослеющего подростка,
может широко использоваться в работе прак-
тического психолога в сфере образования.
ме аддикций молодёжи и латентной профи-
лактике наркотизма среди школьников одно-
го из северных районов Иркутской области.
В ней описаны этапы экспериментальной
работы. Приводятся результаты пролонгиро-
ванного экспериментального исследования
эффективности апробирования программы
скрытой профилактики наркомании среди
подростков. Результаты работы, описанные
в статье, указывают на то, что при систе-
матической работе, значительно снижает-
ся количество учащихся, употребляющих
наркотические вещества, так как латентная
профилактика наркотизма, охватывающая
многие проблемы взрослеющего подростка,
может широко использоваться в работе прак-
тического психолога в сфере образования.
111-114 33
Аннотация
Общения относится к числу
основных для подростка и старшеклассника
сфер жизнедеятельности. Все психологи еди-
ны в признании значения общения для фор-
мирования основных структурных компонен-
тов личности в подростковом и юношеском
возрасте. Проблеме оценки родителей под-
ростками и потребности старших подростков
в общении до настоящего времени уделялось
недостаточно внимания. Очевидно, что без
учёта особенностей типологических образов
родителей невозможно изменить подчас утри-
рованное негативное отношение подростка к
родителям, трудно его скорректировать, при-
близить членов семьи к взаимопониманию,
а, следовательно, - к гармонизации внутри-
семейных отношений (Л.И. Вассерман, И.А.
Горьковая, Е.Е.Ромицына). В связи с этим
целью данной работы является исследование
влияния типологических образов родителей
на степень потребности в общении у подрос-
тков и рассмотрение приоритетных форм их
взаимоотношений со взрослыми.
Данная цель предполагает следующие
эмпирические задачи: провести анализ вза-
имосвязи образов родителей и потребности в
общении у старших подростков; исследовать
типы образов родителей и сравнить со степе-
нью потребности в общении детей 16-18 лет;
исследовать и проанализировать типологи-
ческие образы родителей и сферы, к которым
относятся проблемы, обсуждаемые подрост-
ками совместно с родителями (это способству-
ет успешной профилактике внутрисемейных
отношений, представляющей собой двухсто-
ронний процесс)
основных для подростка и старшеклассника
сфер жизнедеятельности. Все психологи еди-
ны в признании значения общения для фор-
мирования основных структурных компонен-
тов личности в подростковом и юношеском
возрасте. Проблеме оценки родителей под-
ростками и потребности старших подростков
в общении до настоящего времени уделялось
недостаточно внимания. Очевидно, что без
учёта особенностей типологических образов
родителей невозможно изменить подчас утри-
рованное негативное отношение подростка к
родителям, трудно его скорректировать, при-
близить членов семьи к взаимопониманию,
а, следовательно, - к гармонизации внутри-
семейных отношений (Л.И. Вассерман, И.А.
Горьковая, Е.Е.Ромицына). В связи с этим
целью данной работы является исследование
влияния типологических образов родителей
на степень потребности в общении у подрос-
тков и рассмотрение приоритетных форм их
взаимоотношений со взрослыми.
Данная цель предполагает следующие
эмпирические задачи: провести анализ вза-
имосвязи образов родителей и потребности в
общении у старших подростков; исследовать
типы образов родителей и сравнить со степе-
нью потребности в общении детей 16-18 лет;
исследовать и проанализировать типологи-
ческие образы родителей и сферы, к которым
относятся проблемы, обсуждаемые подрост-
ками совместно с родителями (это способству-
ет успешной профилактике внутрисемейных
отношений, представляющей собой двухсто-
ронний процесс)
115-120 65
Аннотация
Работа посвящена раз-
витию креативности как профессионально
значимого качества студентов-психологов.
Поскольку сущностью работы психолога яв-
ляется работа с людьми, а каждый человек
уникален и неповторим, психологу необхо-
димо быть творческой личностью.
В работе выявлена взаимосвязь между
развитием креативности интеллекта и реф-
лексивности. Как показали результаты экспе-
римента, те студенты, уровень креативности
которых благодаря проведению специальной
программы повысился, более мотивированы
к обучению, лучше сдают экзамены, лучше
овладевают навыками коммуникации и само-
организации и сами создают программы для
использования в собственной практике. В тех
группах, где программа не проводилась. из-
менения отсутствуют.
витию креативности как профессионально
значимого качества студентов-психологов.
Поскольку сущностью работы психолога яв-
ляется работа с людьми, а каждый человек
уникален и неповторим, психологу необхо-
димо быть творческой личностью.
В работе выявлена взаимосвязь между
развитием креативности интеллекта и реф-
лексивности. Как показали результаты экспе-
римента, те студенты, уровень креативности
которых благодаря проведению специальной
программы повысился, более мотивированы
к обучению, лучше сдают экзамены, лучше
овладевают навыками коммуникации и само-
организации и сами создают программы для
использования в собственной практике. В тех
группах, где программа не проводилась. из-
менения отсутствуют.
120-124 50
Аннотация
Статья посвящена про-
блеме личностного и профессионального
развития будущего специалиста в контекс-
те реализации компетентностного подхода в
образовании. Проанализированы опублико-
ванные за последние пять лет труды отечест-
венных педагогов-исследователей по пробле-
ме компетентно-ориентированного подхода.
Определены необходимые условия формиро-
вания компетентности студента в рамках ре-
ализации анализируемого подхода. Осущест-
вление данного подхода в профессиональном
образовании должно происходить с опорой
на достижения классической педагогичес-
кой мысли, но быть устремлено к переходу от
технологического аспекта к компетентност-
ному.
блеме личностного и профессионального
развития будущего специалиста в контекс-
те реализации компетентностного подхода в
образовании. Проанализированы опублико-
ванные за последние пять лет труды отечест-
венных педагогов-исследователей по пробле-
ме компетентно-ориентированного подхода.
Определены необходимые условия формиро-
вания компетентности студента в рамках ре-
ализации анализируемого подхода. Осущест-
вление данного подхода в профессиональном
образовании должно происходить с опорой
на достижения классической педагогичес-
кой мысли, но быть устремлено к переходу от
технологического аспекта к компетентност-
ному.
124-127 40
Аннотация
В статье анализируется ка-
тегория субъекта мотивационной сферы учеб-
но-профессиональной деятельности в вузе,
рассматриваются диагностический и форми-
рующий аспекты становления студентов-пси-
хологов как субъектов мотивационной сферы
учебно-профессиональной деятельности в
вузе.
тегория субъекта мотивационной сферы учеб-
но-профессиональной деятельности в вузе,
рассматриваются диагностический и форми-
рующий аспекты становления студентов-пси-
хологов как субъектов мотивационной сферы
учебно-профессиональной деятельности в
вузе.
127-134 61
Аннотация
В статье системно раскры-
вается концепция «естественного» и «свобод-
ного» воспитания Ж.-Ж. Руссо: цели и задачи
воспитания, основные идеи и направления,
принципы и методы. Основными принципа-
ми педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо
выступают: гуманизм, изоляционизм, ес-
тественность (открытость), эволюционность
(последовательность и постепенность), полез-
ность и доступность. Основное условие пра-
вильного развития ребёнка - самостоятельное
накопление личного опыта через наблюдение
и деятельность, анализ и синтез, упражне-
ния. Первым и естественным субъектом его
социализации и воспитания является семья.
вается концепция «естественного» и «свобод-
ного» воспитания Ж.-Ж. Руссо: цели и задачи
воспитания, основные идеи и направления,
принципы и методы. Основными принципа-
ми педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо
выступают: гуманизм, изоляционизм, ес-
тественность (открытость), эволюционность
(последовательность и постепенность), полез-
ность и доступность. Основное условие пра-
вильного развития ребёнка - самостоятельное
накопление личного опыта через наблюдение
и деятельность, анализ и синтез, упражне-
ния. Первым и естественным субъектом его
социализации и воспитания является семья.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)