Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
Том 2, № 3 (2009)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I.МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

13-25 62
Аннотация
В статье раскрываются особенности Болонского процесса, связанные, с одной стороны, с унификацией общих требований к формированию образовательных систем различных стран, с другой стороны, в каждой национальной системе проекция этих требований и критериев осуществляется по-своему в зависимости от сложившихся национальных приоритетов в сфере образования. Автор уделяет особое внимание проблеме обеспечения сопоставимости, сравнимости и гармонизации национальных систем высшего образования в странах Европы в свете Болонской декларации.

РАЗДЕЛ I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

25-32 108
Аннотация
Статья посвящена анализу глобальных образовательных стандартов по подготовке специалистов социальной работы. Этот документ знаменует собой новый этап в развитии социального образования и утверждения социальной работы как международной профессии. Автор обосновывает важность глобальных стандартов для развития отчественного социального образования, а также для международного опыта университетской подготовки социальных работников, который развивался от традиционной парадигмы к практико-ориентированному обучению и образованию, основанному на развитии компетентности.
33-38 66
Аннотация
В статье дается научное обоснование новому взгляду на профессиональное обучение в связи с присоединением России к Болонскому Соглашению. Проанализированы понятия “компетенция”, “комптентность”, дано наполнение понятию “ключевые компетенции”, а также составляющие профессиональной компетентности социальных работников в Великобритании. Автором выявлена определенная структура личностного потенциала будущего профессионала в процессе формирования его профессиональной компетентности в процессе обучении в вузе.
38-44 72
Аннотация
В статье дана характеристика основных принципов реализации Болонского процесса и особенностей его осуществления в Германии, где на законодательном уровне установлены соотвествующие стандарты в сфере высшего образования. Учебный план факультета социального обеспечения в Высшей профессиональной школе г. Потсдам согласно земельным стандартам получил модульную структуру, которая определяет ключевые компетенции и требования к содержанию, учитывая различные аспекты социальной работы.
45-49 48
Аннотация
Раскрыты возможности и перспективы развития и саморазвития социальной работы как науки и влияния на нее смежных научных дисциплин. Подчеркнута важность вопроса о статусе и общественном признании социальной работы как профессиональной деятельности. Дана экспертная оценка основным направлениям и содержанию региональной модели вузовской подготовки специалиста социальной сферы на примере Республики Татарстан.
50-55 69
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием академической мобильности студентов как первостепенного приоритета и основного принципа построения единого образовательного пространства. Дан сравнительный анализ форм, моделей, опыта социально-педагогической поддержки мобильных студентов вуза в условиях международной образовательной интеграции.

РАЗДЕЛ II.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН-УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

56-74 42
Аннотация
В статье представлен опыт перехода от системы подготовки дипломированных специалистов на модульную систему «бакалавр-магистр» в Высшей профессиональной школе г. Потсдам, представлены особенности формирования нового курса, профессиональные и социальные компетенции, методика и организация учебного процесса на факультете социального обеспечения.

РАЗДЕЛ II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН-УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

75-79 51
Аннотация
В статье представлена система компетенций в области подготовки специалистов социальной работы: Цель науки «Социальная работа» - систематизация множества теорий, как в целом, так и в соответствии с отдельно взятой областью знаний. Для достижения этой цели необходимо учитывать компетенции, которые, наряду с компетенцией в области ориентирования, распространяются на три области компетенции и знаний, а именно: описание, объяснение и деятельность.
79-85 85
Аннотация
В настоящее время во Франции происходят значительные изменения в сфере социальной работы. Осуществляется настоящая перестройка этой профессиональной области, поскольку одновременно протекают процессы изменения форм подготовки и совершенствования качества этого вида деятельности. В статье определяются общие направления происходящих изменений и конкретные преобразования, имеющие отношение к уровню начальной и непрерывной подготовки профессиональных кадров в области социальной интервенции. Отдельно рассматриваются перспективы университетской подготовки «социальных воспитателей» для совершенствования ситуации в сфере социальной работы.
86-90 44
Аннотация
Статья посвящена анализу профессиограммы бакалавра социальной работы с целью формирования компетентностной модели подготовки бакалавров социальной работы. Формирование такой модели предполагает использование системного подхода к деятельности бакалавра социальной работы, как предмету познания, проведение морфологического анализа этой деятельности и выделение ее специфики. В статье систематизируются имеющиеся в научной литературе подходы к моделированию социального образования
91-97 70
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы формирования новой структуры образовательных программ, в основе которой лежит компетентностная модель подготовки социальных работников, представленной двумя основными группами компетенций: общекультурными и профессиональными. Особое внимание автор уделяет проблемам научно-педагогического руководства исследовательской деятельностью магистров.

РАЗДЕЛ III.НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СТАНДАРТИЗАЦИИСИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫВ СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

98-105 66
Аннотация
В статье рассматривается актуальность обновления парадигмы профессионального образования; обусловливается необходимость пересмотра целей, задач и функций образовательной системы в связи с переходом на двухуровневую подготовку студентов с четко выполненной ориентацией ее на превалирование гуманитарной составляющей. Автор раскрывает сущность модели формирования ключевых профессиональных компетенций и организационно-педагогические условия ее реализации.

РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

105-109 46
Аннотация
Процесс формирования профессиональных компетенций социального работника в высшей профессиональной школе Республики Татарстан, осуществляется в основном с использованием традиционных форм и методов обучения. Однако помимо знаний, умений и навыков, в состав ключевых компетенций профессиональной подготовки социального работника входят когнитивные способности, качества личности и формы социокультурного поведения, развитие которых, по мнению автора, возможно в процессе личностно ориентированного образования, которое позволяет решить проблему развития ключевых квалификаций и компетенций.
109-113 48
Аннотация
В статье дан обзор организационных основ и инновационных принципов подготовки образовательных, экспертно-аналитических программ и технологий управления социальной работой и системы подготовки специалиста социальной сферы в Республике Татарстан. Проектирование содержания подготовки специалиста социальной сферы осуществлено автором на основе сопоставительного анализа модели деятельности и модели специалиста, разработана структура и содержание базового конструкта педагогического процесса подготовки специалиста социальной сферы.
113-127 76
Аннотация
В статье представлен опыт организации волонтерской деятельности студентов отделения «Социальная педагогика» Адыгейского государственного университета, Особое внимание уделено описанию наставничества как формы индивидуального сопровождения подростка группы риска. Авторами рассмотрены методологические подходы к разработке его содержания, организации мониторинга, перечислены цели, задачи, формы и методы работы волонтера-наставника, особенности его мотивации. Интерактивные занятия с элементами тренинга рассматриваются как эффективная форма подготовки студентов к практической деятельности по решению социальной проблемы. Эта информация может быть полезна при разработке учебных программ практикоориентированных дисциплин для подготовки бакалавров по социальной работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)