Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 4 (2008)
Скачать выпуск PDF
3-11 92
Аннотация
В работе рассматриваются психологические механизмы, опосредующие
процесс обнаружения/различения сигналов. Приводятся результаты эмпирического ис-
следования, включающего выполнение 103 испытуемыми двух психофизических задач
с разным уровнем информационной нагрузки. Обсуждается роль когнитивного стиля
«гибкость/ригидность познавательного контроля» как субъективного фактора, влияюще-
го на эффективность выполнения сенсорных задач
12-17 126
Аннотация
В статье исследуется управление эмоциональными состояниями и про-
явлениями человека как основной компонент эмоциональной культуры социального
педагога. Раскрываются психологические механизмы эмоциональной саморегуляции,
представленные в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях.
Анализируются методики, техники, приемы и средства управления эмоциями, которые
могут быть использованы социальным педагогом для нормализации своего профессио-
нального самочувствия.
18-26 90
Аннотация
Статья посвящена одной из наименее изученных проблем, связанных с
наркоманией - проблеме изучения степени и возможности влияния среды на изменение
личностных качеств и ценностных ориентаций наркозависимых лиц, находящихся в пе-
риоде ремиссии.
27-32 66
Аннотация
Знаково-символическая деятельность анализируется как система опос-
редствования, представления и отношения, направленных на отражение и преобразова-
ние действительности, и в то же время входящая как действие в структуру всех высших
психически функций.
33-37 70
Аннотация
Недостаточность телесного контакта с матерями в детстве влияет и на
физиологическую (трудности зачатия, вынашивания, возникновение маститов), и на пси-
хологическую составляющую материнской сферы женщины (искажение воспитательных
установок женщин, материнского поведения в кормлении и особенностей восприятия
ребенка, нарушение телесного контакта с собственным ребенком).
38-45 64
Аннотация
В статье представлены теоретические предпосылки, описание схемы
эмпирического исследования пространственной организации психики на модели аго-
рафобической и клаустрофобической симптоматики, а также часть результатов, которая
позволяет реконструировать пространственную конфигурацию психического опыта па-
циентов при данных расстройствах.
46-53 95
Аннотация
Неуклонный рост ожирения в популяции взрослого и детского населения
экономически развитых стран обусловливает актуальность проблемы выявления факторов
эмоциогенного пищевого поведения. В статье представлены результаты экспериментально-
психологического исследования особенностей личностной и когнитивной сферы женщин с
избыточной массой тела, проходящих стационарный курс лечения ожирения в Клинике ле-
чебного питания РАМН. Согласно полученным данным, к основным индивидуально-психо-
логическим характеристикам женщин, страдающих ожирением, относятся: доминирование
тревожно-депрессивной характерологической акцентуации, предиспозиция к психосомати-
ческому варианту дезадаптации, перфекционизм («черно-белое» мышление, по принципу
«все или ничего»), депрессивные тенденции, эмоциональная лабильность, импульсивность,
нереалистичная, неадекватная самооценка, преобладание мотивации, подчиненной принци-
пу удовольствия, над мотивацией, подчиненной принципу реальности и принципу ценности,
дисгармоничные индивидуальные стили познавательной деятельности
54-60 90
Аннотация
На начальном этапе обучения у студентов нередко возникает фрустра-
ция. Проведенный анализ выявил, что в качестве внешних фрустраторов, вызывающих
у студентов это состояние, могут выступать: трудности во взаимоотношениях с одно-
курсниками и преподавателями; плохие условия проживания и недостаточная школьная
подготовка. В качестве внутренних фрустраторов выступают: собственная лень и неор-
ганизованность; страх неудачи; нежелание учиться; недостаток способностей; разнопла-
новость собственных интересов и др. В целях психологической поддержки студентов в
преодолении фрустрации разработана тренинговая программа, позволившая существен-
но снизить уровень фрустрации у студентов
61-69 77
Аннотация
В психологической науке термин «механизм» долгое время не получал
строгого методологического оформления. На основании работ Е.Л. Доценко, рассматри-
вая понятие «психологические механизмы», указываем, что в нем сливаются образно-ме-
тафорические описания и научное представление о внутрипсихических процессах, обес-
печивающих эффективность психологического воздействия, и вслед за этим определяем
психологические механизмы как «целостный набор психических состояний и процессов,
реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или час-
то встречающейся последовательностью».
70-78 69
Аннотация
В работе представлены результаты исследования динамики психических
состояний у курсантов образовательного учреждения пограничного профиля. Показано,
что курсанты образовательных учреждений пограничного профиля находятся под влия-
нием различных факторов, в том числе особенностей обучения в военном институте. Об-
наружено, что эти факторы влияют на динамику и проявление их психических состояний
в ходе учебных занятий и временных периодов учебного года.
79-86 60
Аннотация
В статье рассматривается роль развития способности цветовосприятия
в общем и художественном развитии учащихся. Приводится апробированная авторская
методика по диагностике и развитию способности восприятия цветов и их оттенков. От-
ражены результаты эмпирического исследования соотношения степени развития способ-
ности цветовосприятия и уровня развития воображения как одного из основных элемен-
тов в структуре художественных способностей.
87-92 48
Аннотация
В работе рассматривается влияние экологически неблагополучной среды
на умственную работоспособность младших школьников. Выявлены отличия в показате-
лях умственной работоспособности детей, проживающих на отличающихся по экологи-
ческим условиям территориях. Определены особенности умственной работоспособнос-
ти детей в регионе экологического неблагополучия
93-99 90
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи процесса становления
Я-концепции и смысла жизни современного подростка. Экспериментальные исследова-
ния проведены на возрастной группе 11-16 лет. Важным аспектом является освещение
взаимовлияния составляющих Я-концепции - самооценки и жизненного пространства
личности (прошлое, настоящее, будущее).
100-104 55
Аннотация
Работа посвящена изучению образов будущего как одной из характерис-
тик жизненной стратегии личности. Исследование содержания образов будущего позво-
ляет выявить две основные стратегии юношей и девушек с различной временной перс-
пективой. Основные выводы исследования свидетельствуют о том, каковы особенности
построения жизненных стратегий в юношеском возрасте и позволяют говорить о недо-
статочно эффективном процессе планирования будущего.
105-111 242
Аннотация
Представлены результаты психологического обследования 74 больных
детей младшего школьного возраста, перенесших радикальную хирургическую кор-
рекцию врожденного порока сердца цианотического типа, в сравнении с 36 здоровыми
детьми. С помощью психодиагностического метода мы исследовали особенности пове-
дения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка, затрагивающих его
отношения с другими людьми. Результаты показали, что внутренние переживания детей
с физическими недостатками оставляют свой отпечаток на психологическом развитии.
Отгороженность от других людей отчетливо проявляется в их поведении и невербаль-
ных реакциях, а сформировавшиеся поведенческие стереотипы составляют для них пре-
пятствие в овладении навыками коммуникаций. Таким образом, данные исследования
представили отличие в особенностях поведения между рассматриваемыми группами
младших школьников (больных и здоровых). Обнаружена прочная взаимосвязь физиоло-
гического недостатка со сдержанностью проявления активности, которая обусловлена, в
отличие от здоровых детей, пассивностью в общении.
112-114 68
Аннотация
Самоопределение человека происходит наиболее эффективно в процессе
деятельности, и прежде чем рассмотреть процесс формирования профессионального са-
моопределения учащейся молодежи, необходимо дать характеристику процесса деятель-
ности, с определением наиболее важных и ответственных моментов.
115-119 63
Аннотация
В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональ-
ная готовность юристов к работе в учреждениях социальной защиты населения»; обос-
новываются система компетенций юриста учреждения социальной защиты населения
и модель процесса их формирования в период обучения будущих специалистов в вузе;
рассмотрены дидактические механизмы, условия реализация данной модели в реальном
образовательном процессе социального университета.
120-125 56
Аннотация
В статье анализируются представления о взаимоотношениях малой груп-
пы и ее ближайшего социального окружения в отечественной психологии межгрупповых
отношений. Анализ осуществлен автором в рамках исследования мотивационно-ценнос-
тной включенности малых учебных групп в социальную систему. Полученные выводы
позволяют уточнить современные представления о взаимоотношениях малой группы и
социальной среды.
126-129 48
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния качественных параметров рефлексии на
самоактуализационный компонент готовности молодежи в неформальных объединениях к лич-
ностному самоопределению. В содержание этого компонента включены выделенные А. Мас-
лоу личностные характеристики, необходимые для успешной самоактуализации. Описаны и
объяснены наиболее существенные связи между пятью параметрами рефлексивного анализа
и изменениями свойств личности, а также между средним выражением характеристик реф-
лексии и изменением уровня самоактуализации.
130-135 59
Аннотация
Статья посвящена проблеме притеснения несовершеннолетних. В статье
анализируются сферы жизнедеятельности подростков, в которых наиболее часто возникают
конфликтные отношения и притеснение. Автор является ассистентом кафедры социальной
психологии и педагогики Коломенского государственного педагогического института.
136-144 42
Аннотация
Статья рассматривает остро актуальную в настоящее время пробле-
му подготовки воспитанника в условиях современной школы-интерната, нацеленной на
успешную самореализацию его личности. Особое внимание в статье уделено проблеме
становления
гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собс-
твенного достоинства,
осознающей высокую ценность свободы и демократии, граждански
активной и законопослушной,
уважающей права и свободу человека. Данная статья будет
полезна педагогам образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, руководителям
учебных заведений, методистам, слушателям ИПК,
а также аспирантам и студентам педагогических
вузов
145-164 47
Аннотация
25 мая 2008 года на очередном заседании Круглого стола кафедры соци-
альной работы и социальной педагогики его участники обсудили в рамках философии
социальной педагогики проблемы формирования и развития ее предметного языка. В
дискуссии были затронуты вопросы культурно-исторической природы языка науки, осо-
бенности языка социально-гуманитарных наук, специфика языка социальной педагоги-
ки, проблемы интерпретации ее основных понятий и категорий. Публикуем фрагменты
выступлений участников круглого стола.
165-173 56
Аннотация
В статье описаны теоретико-методологические основы разработанной
теории и технологии преемственности на основе 25-летнего научно-исследовательского
поиска. Показан новый подход к решению проблемы преемственности, основанный на
системном подходе к развитию образовательного учреждения с учётом индивидуальных
особенностей всех субъектов образовательной деятельности. Описаны концептуально-
целевые ориентиры теории преемственности, её принципы и функции. Показаны формы
работы образовательного учреждения, способствующие реализации преемственности на
каждой ступени образовательного процесса.
174-182 58
Аннотация
На основе анализа сущности инновационных процессов в образовании
авторами создана новаторская парадигма подготовки специалистов в гуманитарном вузе.
Её концептуальным ядром выступает единство профессиональной подготовки и граж-
данского воспитания специалиста, обладающего творческим мышлением. Основным
фактором реализации концепции выступает инновационная образовательная среда вуза


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)