№ 4 (2007)
Скачать выпуск
PDF
3-8 273
Аннотация
В статье представлен теоретический обзор проблемы психических состояний
в отечественной психологии. Сформулированы основные результаты научных ис-
следований, посвященных проблемам характерообразования и развитию черт ха-
рактера через временные психические состояния, вопросу нетипичных психичес-
ких состояний в психологической науке.
The article provides theoretical review of a mental states problem in Russian
psychology and sums up the results of scientific researches dedicated to the character
development and changing of character traits due to changing of mental states. The
authors of the article pay special attention to the problem of atypical mental states in
psychology.
в отечественной психологии. Сформулированы основные результаты научных ис-
следований, посвященных проблемам характерообразования и развитию черт ха-
рактера через временные психические состояния, вопросу нетипичных психичес-
ких состояний в психологической науке.
The article provides theoretical review of a mental states problem in Russian
psychology and sums up the results of scientific researches dedicated to the character
development and changing of character traits due to changing of mental states. The
authors of the article pay special attention to the problem of atypical mental states in
psychology.
9-12 36
Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между двумя психологически-
ми феноменами: ориентации во времени и преодолевающего поведения. В качестве
одной из причин развития синдрома психического выгорания названа некомпетен-
тная ориентация во времени.
The paper is devoted to the study of the correlation between two psychological
phenomenons: time perspective and coping. Incompetent orientation toward time was
identified as one of the causes of the evolution of syndrome of psychic burnout.
ми феноменами: ориентации во времени и преодолевающего поведения. В качестве
одной из причин развития синдрома психического выгорания названа некомпетен-
тная ориентация во времени.
The paper is devoted to the study of the correlation between two psychological
phenomenons: time perspective and coping. Incompetent orientation toward time was
identified as one of the causes of the evolution of syndrome of psychic burnout.
13-20 42
Аннотация
В статье обосновывается представление о взоре человека как функциональном
органе, обладающем собственной позиционной чувствительностью, представлен-
ном в пространственной системе отсчета как «визуальный эгоцентр» и доступным
для наблюдения другими людьми. Перечислены и кратко описаны функции взора
в структуре двигательных, перцептивных и познавательных процессов и в межлич-
ностном взаимодействии.
This paper concerns with a new definition of human gaze that conceptualized as a
functional organ with proper positional sense, presented in spatial reference system as visual
ego-center and available for other people observation. The gaze functions in the structure
of perceptual, cognitive and motor processes are listed and shortly described.
органе, обладающем собственной позиционной чувствительностью, представлен-
ном в пространственной системе отсчета как «визуальный эгоцентр» и доступным
для наблюдения другими людьми. Перечислены и кратко описаны функции взора
в структуре двигательных, перцептивных и познавательных процессов и в межлич-
ностном взаимодействии.
This paper concerns with a new definition of human gaze that conceptualized as a
functional organ with proper positional sense, presented in spatial reference system as visual
ego-center and available for other people observation. The gaze functions in the structure
of perceptual, cognitive and motor processes are listed and shortly described.
21-28 32
Аннотация
Статья содержит описание подходов различных авторов к объяснению фено-
мена внимания в контексте избирательных технологий. В статье представлены виды
и механизмы внимания, а также их влияние на электоральное поведение.
The article describes approaches of different authors to the explanation of the attention
phenomenon in the context of the electoral technologies. The article presents mechanisms
and kinds of attention and their influence on the electoral behaviour.
мена внимания в контексте избирательных технологий. В статье представлены виды
и механизмы внимания, а также их влияние на электоральное поведение.
The article describes approaches of different authors to the explanation of the attention
phenomenon in the context of the electoral technologies. The article presents mechanisms
and kinds of attention and their influence on the electoral behaviour.
29-35 59
Аннотация
В статье на материале романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова исследованы обра-
зов обоняния, воплощающей способность человека «мыслить запахами», образами
запахов социального и природного мира. В основе работы - полиаспектное описа-
ние лексики одоративного восприятия и чувственного представления как средства
репрезентации внутреннего движения сюжета романа. Текст романа Шолохова ана-
лизируется с привлечением опыта и достижений психологии и литературоведения.
The main purpose of our work is to collaborate to understanding of image of sense
of smell basing of content of novel «Quiet flows the Don» written by M.A. Sholohov. These
images represent the possibility of M.A. Sholohov to thinking «by smell», by images of smell
of human and natural world. This work based on the many-sided description of the olfactory
perception and sensual representation as the way to show internal motion of plot. Text of
novel is analyzed with attraction of experience and achievements of psychology and theory
and history of literature.
зов обоняния, воплощающей способность человека «мыслить запахами», образами
запахов социального и природного мира. В основе работы - полиаспектное описа-
ние лексики одоративного восприятия и чувственного представления как средства
репрезентации внутреннего движения сюжета романа. Текст романа Шолохова ана-
лизируется с привлечением опыта и достижений психологии и литературоведения.
The main purpose of our work is to collaborate to understanding of image of sense
of smell basing of content of novel «Quiet flows the Don» written by M.A. Sholohov. These
images represent the possibility of M.A. Sholohov to thinking «by smell», by images of smell
of human and natural world. This work based on the many-sided description of the olfactory
perception and sensual representation as the way to show internal motion of plot. Text of
novel is analyzed with attraction of experience and achievements of psychology and theory
and history of literature.
36-47 41
Аннотация
Обосновывается представление о креативности в теоретическом контексте,
интегрирующем культурно-исторический, экзистенциальный и семиотический
подходы. Предложены методы диагностики и развития креативности, основанные
на понимании креативности как реализации личностного смысла средствами куль-
туры.
The conception of creativity in theoretical context integrating cultural-historical,
existential and semiotics approaches is proved. Some methods of diagnostics and development
of creativity, based on understanding of creativity as realization of personal sense by
means of culture are briefly described.
интегрирующем культурно-исторический, экзистенциальный и семиотический
подходы. Предложены методы диагностики и развития креативности, основанные
на понимании креативности как реализации личностного смысла средствами куль-
туры.
The conception of creativity in theoretical context integrating cultural-historical,
existential and semiotics approaches is proved. Some methods of diagnostics and development
of creativity, based on understanding of creativity as realization of personal sense by
means of culture are briefly described.
48-55 31
Аннотация
В статье рассматривается проявление личного и коллективного бессознатель-
ного в кинопритчах мастеров разных поколений.
The article focuses on the manifestation of the personal and collective unconscious
in film parables by the masters of different generations.
ного в кинопритчах мастеров разных поколений.
The article focuses on the manifestation of the personal and collective unconscious
in film parables by the masters of different generations.
66-71 43
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к коммуникативной компетен-
тности, приводится описание близких к ней понятий, описываются источники це-
ленаправленного и стихийного ее развития, рассматривается схема развития ком-
муникативной компетентности на этапе вузовской подготовки будущих учителей.
Автором коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний,
умений, навыков коммуникации и личностная готовность, необходимые для эф-
фективного осуществления коммуникативной деятельности.
The subject of this article is the main approaches to communicative competence. The
description of the concepts similar to communicative competence as well as the sources of
its purposeful and spontaneous development is given here. The problem of development of
future teachers communicative competence at the stage of university training is discussed
in the article. Communicative competence is defined by the author as the whole complex of
knowledge, skills and personal willingness which are essential for effective communicative
activity.
тности, приводится описание близких к ней понятий, описываются источники це-
ленаправленного и стихийного ее развития, рассматривается схема развития ком-
муникативной компетентности на этапе вузовской подготовки будущих учителей.
Автором коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний,
умений, навыков коммуникации и личностная готовность, необходимые для эф-
фективного осуществления коммуникативной деятельности.
The subject of this article is the main approaches to communicative competence. The
description of the concepts similar to communicative competence as well as the sources of
its purposeful and spontaneous development is given here. The problem of development of
future teachers communicative competence at the stage of university training is discussed
in the article. Communicative competence is defined by the author as the whole complex of
knowledge, skills and personal willingness which are essential for effective communicative
activity.
72-79 37
Аннотация
The material presented in the article is a part of the Programme module of the project
work of a teacher. It includes the diagnostic bloc, testing personal self-determination of
senior pupils.
The carried out research caused 2 blocs of the Programme: investigative (monosubject
projects in foreign-language education) and resultant (development and forming of
professional self-determination by means of project work). The work of the teacher in both
blocs is based on the personal traits of any senior pupil.
work of a teacher. It includes the diagnostic bloc, testing personal self-determination of
senior pupils.
The carried out research caused 2 blocs of the Programme: investigative (monosubject
projects in foreign-language education) and resultant (development and forming of
professional self-determination by means of project work). The work of the teacher in both
blocs is based on the personal traits of any senior pupil.
80-84 38
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей Я-концепции правонаруши-
телей и учащихся 14-17 лет различных форм обучения. В результате проведенного
исследования установлено, что особенности Я-концепции правонарушителей от-
личаются от особенностей Я-концепции школьников и учащихся ПТУ.
The article is dedicated to research of peculiarities of self-image of both delinquents
and 14-17 year old students. Results state that theres a definite difference between self-
image types of both groups in question.
телей и учащихся 14-17 лет различных форм обучения. В результате проведенного
исследования установлено, что особенности Я-концепции правонарушителей от-
личаются от особенностей Я-концепции школьников и учащихся ПТУ.
The article is dedicated to research of peculiarities of self-image of both delinquents
and 14-17 year old students. Results state that theres a definite difference between self-
image types of both groups in question.
85-90 38
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы полового воспитания подростков. Вы-
делены основные направления исследований. Выявлены тенденции развития сек-
суальности современных подростков и молодежи. В качестве психолого-педаго-
гических рекомендаций представлены основные положения полового воспитания
подростков в современных социокультурных условиях.
The article renders some problems that concerns teenagers sex education. General
tendences are marked here and tendences of the modern teenagers and young peoples sexual
development are expressed. Besides, the article gives some recommendations concerning
education of the teenagers in the modern socio-cultural conditions.
делены основные направления исследований. Выявлены тенденции развития сек-
суальности современных подростков и молодежи. В качестве психолого-педаго-
гических рекомендаций представлены основные положения полового воспитания
подростков в современных социокультурных условиях.
The article renders some problems that concerns teenagers sex education. General
tendences are marked here and tendences of the modern teenagers and young peoples sexual
development are expressed. Besides, the article gives some recommendations concerning
education of the teenagers in the modern socio-cultural conditions.
100-104 41
Аннотация
Статья раскрывает понимание подростками психологической поддержки.
Они ее понимают ее как «помощь в переживании стресса», «моральную помощь».
Наиболее предпочитаемыми видами психологической поддержки подростки счи-
тают информационную и эмоциональную. Показано, что значимыми людьми, от
которых подростки ждут и принимают психологическую поддержку, являются ро-
дители и друзья. Такие действия со стороны учителя, как подсказка и совместная
деятельность воспринимаются подростками как проявления психологической под-
держки.
Clause opens understanding teenagers of psychological support. They it understand
it as «the help in experience of stress», «the moral help». Teenagers consider as the most
preferred kinds of psychological support information and emotional. It is shown, that
significant people from whom teenagers wait and accept psychological support, parents and
friends are. Such actions from the teacher as the help and joint activity are perceived by
teenagers as displays of psychological support.
Они ее понимают ее как «помощь в переживании стресса», «моральную помощь».
Наиболее предпочитаемыми видами психологической поддержки подростки счи-
тают информационную и эмоциональную. Показано, что значимыми людьми, от
которых подростки ждут и принимают психологическую поддержку, являются ро-
дители и друзья. Такие действия со стороны учителя, как подсказка и совместная
деятельность воспринимаются подростками как проявления психологической под-
держки.
Clause opens understanding teenagers of psychological support. They it understand
it as «the help in experience of stress», «the moral help». Teenagers consider as the most
preferred kinds of psychological support information and emotional. It is shown, that
significant people from whom teenagers wait and accept psychological support, parents and
friends are. Such actions from the teacher as the help and joint activity are perceived by
teenagers as displays of psychological support.
105-109 49
Аннотация
One of conditions, creating childrens learning motivation is the psychological atmosphere
in the family. Emotional acceptances of a child, parents consistency during upbringing
children in the family are the basic conditions for creation of positive school learning
motivation.
in the family. Emotional acceptances of a child, parents consistency during upbringing
children in the family are the basic conditions for creation of positive school learning
motivation.
116-120 44
Аннотация
В статье рассматриваются результаты динамики становления полоролевой
идентичности подростков группы риска, проживающих в социально-педагогичес-
ких учреждениях, и подростков, проживающих в семьях, на основе интегративно-
дифференцированного подхода. Выявлены особенности полоролевой идентифика-
ции у мальчиков и девочек двух групп.
In the article they are examined the results of formation dynamics teenagers sex-role
identity in a group of risk, living in social-pedagogic institutions and teenagers, living in
families, based on integrative and differential methods of research. Sex-role identification
characteristics of boys and girls of two groups are discovered.
идентичности подростков группы риска, проживающих в социально-педагогичес-
ких учреждениях, и подростков, проживающих в семьях, на основе интегративно-
дифференцированного подхода. Выявлены особенности полоролевой идентифика-
ции у мальчиков и девочек двух групп.
In the article they are examined the results of formation dynamics teenagers sex-role
identity in a group of risk, living in social-pedagogic institutions and teenagers, living in
families, based on integrative and differential methods of research. Sex-role identification
characteristics of boys and girls of two groups are discovered.
121-127 80
Аннотация
В статье обсуждается актуальная проблема особенностей психического раз-
вития детей-сирот раннего возраста, представлены результаты экспериментального
изучения воспитанников дома ребенка в сравнении с домашними детьми, опреде-
лены пути коррекционно-развивающей работы с детьми 2-3 лет в условиях интер-
натного учреждения.
The author of the article discuss the actual problem of specific features of the young
orphans psychic development, presents the results of the experimental study of children
from orphanage in comparison with children who were brought up at home, and determines
the ways of correctional-developing work with 2-3 year-old children in the condition of
the asylum.
вития детей-сирот раннего возраста, представлены результаты экспериментального
изучения воспитанников дома ребенка в сравнении с домашними детьми, опреде-
лены пути коррекционно-развивающей работы с детьми 2-3 лет в условиях интер-
натного учреждения.
The author of the article discuss the actual problem of specific features of the young
orphans psychic development, presents the results of the experimental study of children
from orphanage in comparison with children who were brought up at home, and determines
the ways of correctional-developing work with 2-3 year-old children in the condition of
the asylum.
128-131 42
Аннотация
Общее представление о механизмах формирования девиантного, аддиктивно-
го поведения в подростковой субкультуре. Психологические особенности развития
личностных характеристик при отклоняющемся поведении. Влияния поведенчес-
ких паттернов на процессы дезадаптации подростков.
The article tells about the mechanisms of deviant, addictive behaviour in the teenager
subculture. The psycological peculiarities of personal characteristic development within the
deviating bevaviour and the influence of behaviour patterns on the process of disadaptation
of teenagers are studied.
го поведения в подростковой субкультуре. Психологические особенности развития
личностных характеристик при отклоняющемся поведении. Влияния поведенчес-
ких паттернов на процессы дезадаптации подростков.
The article tells about the mechanisms of deviant, addictive behaviour in the teenager
subculture. The psycological peculiarities of personal characteristic development within the
deviating bevaviour and the influence of behaviour patterns on the process of disadaptation
of teenagers are studied.
132-144 44
Аннотация
В статье описаны результаты многолетнего экспериментального исследова-
ния возможностей психологической помощи и оптимизации развития, социали-
зации и адаптации детей с задержками психического развития, освещены вопросы
организации комплексной психокоррекционной работы и сопровождения детей с
отклоняющимся развитием в рамках системного подхода.
This article describes results of experimental studies of possibilities of psychological
interventions and support of children with deviations in development. Author pays attention
at analysis and systematization of the experience in psychological-and-pedagogical
accompaniment organization for children with deviations in development. Major point of
article is cooperation of specialists and services (psychological, educational, medical, social
etc.) in organization of accompaniment for the development of children. The article reports
issues of qualified personnel training and formation of adequate social attitude regarding
persons with limited abilities.
ния возможностей психологической помощи и оптимизации развития, социали-
зации и адаптации детей с задержками психического развития, освещены вопросы
организации комплексной психокоррекционной работы и сопровождения детей с
отклоняющимся развитием в рамках системного подхода.
This article describes results of experimental studies of possibilities of psychological
interventions and support of children with deviations in development. Author pays attention
at analysis and systematization of the experience in psychological-and-pedagogical
accompaniment organization for children with deviations in development. Major point of
article is cooperation of specialists and services (psychological, educational, medical, social
etc.) in organization of accompaniment for the development of children. The article reports
issues of qualified personnel training and formation of adequate social attitude regarding
persons with limited abilities.
145-153 32
Аннотация
В статье рассматривается проблема становления речевой регуляции в раннем
и дошкольном возрасте; особенности ее формирования при экспрессивной задерж-
ке речи. Предложна теория речевой регуляции, позволяющая определить качест-
венные показатели и уровни становления внешней (экспрессивной) речи: уровень
номинативной активности, уровень речевых стереотипов, уровень речевой экспан-
сии, уровень речевой регуляции. Представлена диагностическая методика «Экс-
прессивный профиль».
In the article the problem of becoming of speech regulation at early and preschool age
is considered; features of its making up at экспрессивной to delay of speech. The theory
of the speech regulation is developed, allowing to specify quality indicators and levels of becoming
external speeches: a level of nominative activity, a level of speech stereotypes, a level
of speech expansion, a level of speech regulation. The diagnostic technique is presented.
и дошкольном возрасте; особенности ее формирования при экспрессивной задерж-
ке речи. Предложна теория речевой регуляции, позволяющая определить качест-
венные показатели и уровни становления внешней (экспрессивной) речи: уровень
номинативной активности, уровень речевых стереотипов, уровень речевой экспан-
сии, уровень речевой регуляции. Представлена диагностическая методика «Экс-
прессивный профиль».
In the article the problem of becoming of speech regulation at early and preschool age
is considered; features of its making up at экспрессивной to delay of speech. The theory
of the speech regulation is developed, allowing to specify quality indicators and levels of becoming
external speeches: a level of nominative activity, a level of speech stereotypes, a level
of speech expansion, a level of speech regulation. The diagnostic technique is presented.
154-162 47
Аннотация
В статье представлена опытно-экспериментальная работа по изучению осо-
бенностей коммуникативной функции речи 5-летних детей с задержкой речевого
развития. Для достижения данной цели проводился анализ собственных выска-
зываний дошкольников, понимания детьми высказываний других, обследовались
особенности общения детей со сверстниками и взрослыми с помощью целенаправ-
ленного наблюдения, оценивалось статусное положение детей в группе. Анализ ре-
зультатов эксперимента позволил сделать вывод о взаимосвязи речевых и комму-
никативных умений. Выявилось, что на коммуникацию дошкольников оказывает
влияние степень понимания чужих высказываний и степень развития собственной
связной речи. Нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении
потребности в речевом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, незаинтере-
сованности в контакте, несоответствии форм общения норме. В 5 лет преобладает
ситуативно-деловая форма общения, что не соответствует возрастной норме. У ис-
пытуемых со средним и высоким уровнем развития собственных связных высказы-
ваний наблюдается внеситуативно-познавательная форма общения. Дети с IV и III
уровнем ЗРР имеют благоприятный статус, занимают в группе положение лидера
и проявляют при взаимодействии больше речевой активности, чем дети с низкими
показателями развития связной речи. Таким образом, коммуникативная функция
речи находится в зависимости от уровня ЗРР.
In the article skilled-experimental work on studying features of communicative
function of speech of five years children with delay of speech development is presented.
For achievement of the given purpose the analysis of own statements of preschool children,
understanding was conducted by children of statements of others, features of dialogue of
children with contempoparies and adults by means of purposeful supervision were surveyed,
status position of children in group was evaluated. The analysis of results of experiment
has allowed to draw a conclusion on interrelation of speech and communicative skills.
Has emerged, that the communications is influenced with a degree of understanding of
anothers statements and a degree of development of own coherent speech. Infringement of
communicative function of speech is expressed in decrease in need for speech interaction
with contempoparies and adults, disinterest in contact, discrepancy of forms of dialogue
to norm. In five years the is situational-business form of dialogue that mismatches age
norm prevails. At examinees with an AVG and high level of development of own coherent
statements the внеситуативно-cognitive form of dialogue is observed. Children with low
delay of speech, have the favorable status, borrow position of the leader in group and show
at interaction more than speech activity, than children with low parameters of development
of coherent speech. Thus, communicative function of speech is in dependence from level of
delay.
бенностей коммуникативной функции речи 5-летних детей с задержкой речевого
развития. Для достижения данной цели проводился анализ собственных выска-
зываний дошкольников, понимания детьми высказываний других, обследовались
особенности общения детей со сверстниками и взрослыми с помощью целенаправ-
ленного наблюдения, оценивалось статусное положение детей в группе. Анализ ре-
зультатов эксперимента позволил сделать вывод о взаимосвязи речевых и комму-
никативных умений. Выявилось, что на коммуникацию дошкольников оказывает
влияние степень понимания чужих высказываний и степень развития собственной
связной речи. Нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении
потребности в речевом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, незаинтере-
сованности в контакте, несоответствии форм общения норме. В 5 лет преобладает
ситуативно-деловая форма общения, что не соответствует возрастной норме. У ис-
пытуемых со средним и высоким уровнем развития собственных связных высказы-
ваний наблюдается внеситуативно-познавательная форма общения. Дети с IV и III
уровнем ЗРР имеют благоприятный статус, занимают в группе положение лидера
и проявляют при взаимодействии больше речевой активности, чем дети с низкими
показателями развития связной речи. Таким образом, коммуникативная функция
речи находится в зависимости от уровня ЗРР.
In the article skilled-experimental work on studying features of communicative
function of speech of five years children with delay of speech development is presented.
For achievement of the given purpose the analysis of own statements of preschool children,
understanding was conducted by children of statements of others, features of dialogue of
children with contempoparies and adults by means of purposeful supervision were surveyed,
status position of children in group was evaluated. The analysis of results of experiment
has allowed to draw a conclusion on interrelation of speech and communicative skills.
Has emerged, that the communications is influenced with a degree of understanding of
anothers statements and a degree of development of own coherent speech. Infringement of
communicative function of speech is expressed in decrease in need for speech interaction
with contempoparies and adults, disinterest in contact, discrepancy of forms of dialogue
to norm. In five years the is situational-business form of dialogue that mismatches age
norm prevails. At examinees with an AVG and high level of development of own coherent
statements the внеситуативно-cognitive form of dialogue is observed. Children with low
delay of speech, have the favorable status, borrow position of the leader in group and show
at interaction more than speech activity, than children with low parameters of development
of coherent speech. Thus, communicative function of speech is in dependence from level of
delay.
163-173 29
Аннотация
Рассматриваются социально-психологические особенности взаимоотно-
шений современных подростков со взрослыми и сверстниками. Показана взаимо-
связь выбора подростками круга референтных лиц с групповыми характеристиками
школьного класса, стилем педагогического общения и характером субъективно вос-
принимаемого подростками родительского отношения.
Socio-psychological features of mutual relations between modern adolescent, his
peers and adults are discussed. Interrelation between choice of referent members made by
adolescent, group characteristics of school class, style of pedagogical dialog, kind of parent
attitude subjectively perceived by adolescent is found.
шений современных подростков со взрослыми и сверстниками. Показана взаимо-
связь выбора подростками круга референтных лиц с групповыми характеристиками
школьного класса, стилем педагогического общения и характером субъективно вос-
принимаемого подростками родительского отношения.
Socio-psychological features of mutual relations between modern adolescent, his
peers and adults are discussed. Interrelation between choice of referent members made by
adolescent, group characteristics of school class, style of pedagogical dialog, kind of parent
attitude subjectively perceived by adolescent is found.
174-181 37
Аннотация
Приводятся данные экспериментального изучения социальных страхов у
учащихся в возрасте 11-12 лет. Рассматривается вопрос о взаимосвязи социальных
страхов с другими личностными особенностями, которые задействуют испытуемые
в ситуации эмоциональной напряженности.
The paper reports the findings of an experimental study of social fears in children
ages 11-12 .The question on interrelation of social fears with other personal features which
will be involved by examinees in a situation of emotional intensity is considered.
учащихся в возрасте 11-12 лет. Рассматривается вопрос о взаимосвязи социальных
страхов с другими личностными особенностями, которые задействуют испытуемые
в ситуации эмоциональной напряженности.
The paper reports the findings of an experimental study of social fears in children
ages 11-12 .The question on interrelation of social fears with other personal features which
will be involved by examinees in a situation of emotional intensity is considered.
182-184 31
Аннотация
В статье автор рассматривает феномен социальной депривации, указывает
причины его возникновения, а также способы его преодоления.
In a article the offer analyses an phenomenon of the social depravity and defines the
reasons of its emergence and the ways of its correction.
причины его возникновения, а также способы его преодоления.
In a article the offer analyses an phenomenon of the social depravity and defines the
reasons of its emergence and the ways of its correction.
185-197 35
Аннотация
Изучаются социально-психологические условия и их влияние на развитие
профессионального самоопределения студентов негосударственных вузов. Под-
тверждены гипотезы о влиянии условий-ограничений на условия-возможности и
о проявлении условий-возможностей через отношение студентов к условиям ог-
раничениям. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, условия-воз-
можности, условия-ограничения.
The lecturer of Moscow Humanitarian-Economic Institute Nizhnekamsk branch
Social-psychological conditions and their influence on professional self-determination.
The hypotheses about conditions-restrictions on conditions-opportunities influence
and conditions-opportunities demonstration through the students attitude to the conditions-
restrictions are confirmed. Key words: professional self-determination, conditions-
restrictions, conditions-opportunities.
профессионального самоопределения студентов негосударственных вузов. Под-
тверждены гипотезы о влиянии условий-ограничений на условия-возможности и
о проявлении условий-возможностей через отношение студентов к условиям ог-
раничениям. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, условия-воз-
можности, условия-ограничения.
The lecturer of Moscow Humanitarian-Economic Institute Nizhnekamsk branch
Social-psychological conditions and their influence on professional self-determination.
The hypotheses about conditions-restrictions on conditions-opportunities influence
and conditions-opportunities demonstration through the students attitude to the conditions-
restrictions are confirmed. Key words: professional self-determination, conditions-
restrictions, conditions-opportunities.
198-203 31
Аннотация
В исследовании участвовали российские женщины, состоящие в браке с
корейцами и проживающие в Республике Корея, а также женщины, состоящие в
моноэтнических браках и проживающие в России. Для последних характерна при-
верженность традиционным устоям в семейных отношениях, они более консерва-
тивны, рассудительны, реалистично смотрят на мир, привержены чувству долга,
ответственности. Женщинам в российских семьях чаще приходиться брать ответс-
твенность за семью на себя. Для женщин, состоящих в полиэтнических браках и
проживающих в Корее, характерны такие черты личности, как смелость, свободо-
мыслие, склонность к риску и направленность на эгалитарный тип семьи.
The article provides the results of a research done on Russian women who are married
to Koreans and live in Korea, and Russian women who engaged into a mono-ethnic
marriages and live in Russia. The former tend to stick to traditional family relationships, they
are more conservative, reasonable, realistic and responsible. In Russia women often become
responsible for making decisions on vital family problems. As for women who are engaged
into poly-ethnic marriages and live in Korea, they are usually courageous, freethinking,
riske prone and strive to egalitarian type families.
корейцами и проживающие в Республике Корея, а также женщины, состоящие в
моноэтнических браках и проживающие в России. Для последних характерна при-
верженность традиционным устоям в семейных отношениях, они более консерва-
тивны, рассудительны, реалистично смотрят на мир, привержены чувству долга,
ответственности. Женщинам в российских семьях чаще приходиться брать ответс-
твенность за семью на себя. Для женщин, состоящих в полиэтнических браках и
проживающих в Корее, характерны такие черты личности, как смелость, свободо-
мыслие, склонность к риску и направленность на эгалитарный тип семьи.
The article provides the results of a research done on Russian women who are married
to Koreans and live in Korea, and Russian women who engaged into a mono-ethnic
marriages and live in Russia. The former tend to stick to traditional family relationships, they
are more conservative, reasonable, realistic and responsible. In Russia women often become
responsible for making decisions on vital family problems. As for women who are engaged
into poly-ethnic marriages and live in Korea, they are usually courageous, freethinking,
riske prone and strive to egalitarian type families.
204-208 37
Аннотация
Статья содержит описание подходов различных авторов в объяснение и изу-
чение понятия социальной установки и социально-политической установки. В ста-
тье представлены результаты исследований основных политических объектов и по-
литических ситуаций, а также компоненты политических установок избирателей.
The paper describes approaches to the analysis and interpretation of the notion of
social and socio-political individual assessment. The paper presents the results of studying
the electorate opinions as regards major political objects and situations within electoral
campaigns.
чение понятия социальной установки и социально-политической установки. В ста-
тье представлены результаты исследований основных политических объектов и по-
литических ситуаций, а также компоненты политических установок избирателей.
The paper describes approaches to the analysis and interpretation of the notion of
social and socio-political individual assessment. The paper presents the results of studying
the electorate opinions as regards major political objects and situations within electoral
campaigns.
209-216 40
Аннотация
Субъектное состояние человека является социально-психологической харак-
теристикой готовности человека выполнять ту или иную деятельность и склоннос-
ти этого человека проявлять свое эмоциональное состояние в рамках определенных
категорий. Способ оценки субъектного состояния осуществляется путем сравнения
полученной в процессе ранжирования стимульной выборки фонем с получением
проективной серии этих фонем по категории и сравнением полученной проектив-
ной серии с другими сериями этих же фонем. Получаемые результаты проективного
отношения субъекта к фонемам заносятся в единую для вех субъектов таблицу-мат-
рицу, где проводится сравнительный анализ серий различных субъектов. Субъек-
тное состояние человека, проявляемое в проективной серии последовательностей
фонем, является характеристикой его социально деятельностных потенций в отно-
шении к объектному пространству и характеристикой его личности по категориям.
The subject condition of the person is the socially-psychological characteristic of
readiness of the person to carry out this or that activity and propensities of this person to
show the emotional condition within the limits of the certain categories. The way of an
estimation of a subject condition is carried out by comparison received during ranging
stimulus of samples of phonemes with reception of a projective series of these phonemes
on a category and comparison of the received projective series with other series of the same
phonemes. Received results of the projective attitude of the subject to phonemes are brought
in uniform for marks of subjects the table-matrix where the comparative analysis of series
of various subjects is spent. The subject condition of the person shown in a projective series
of sequences of phonemes, is its characteristic socially activities potentialities concerning to
objective space and the characteristic of its person on categories.
теристикой готовности человека выполнять ту или иную деятельность и склоннос-
ти этого человека проявлять свое эмоциональное состояние в рамках определенных
категорий. Способ оценки субъектного состояния осуществляется путем сравнения
полученной в процессе ранжирования стимульной выборки фонем с получением
проективной серии этих фонем по категории и сравнением полученной проектив-
ной серии с другими сериями этих же фонем. Получаемые результаты проективного
отношения субъекта к фонемам заносятся в единую для вех субъектов таблицу-мат-
рицу, где проводится сравнительный анализ серий различных субъектов. Субъек-
тное состояние человека, проявляемое в проективной серии последовательностей
фонем, является характеристикой его социально деятельностных потенций в отно-
шении к объектному пространству и характеристикой его личности по категориям.
The subject condition of the person is the socially-psychological characteristic of
readiness of the person to carry out this or that activity and propensities of this person to
show the emotional condition within the limits of the certain categories. The way of an
estimation of a subject condition is carried out by comparison received during ranging
stimulus of samples of phonemes with reception of a projective series of these phonemes
on a category and comparison of the received projective series with other series of the same
phonemes. Received results of the projective attitude of the subject to phonemes are brought
in uniform for marks of subjects the table-matrix where the comparative analysis of series
of various subjects is spent. The subject condition of the person shown in a projective series
of sequences of phonemes, is its characteristic socially activities potentialities concerning to
objective space and the characteristic of its person on categories.
217-219 29
Аннотация
Статья посвящена проблеме определения критериев уголовно-процессуаль-
ной недееспособности участников уголовного процесса. Рассматриваются различ-
ные термины, касающиеся психического состояния лиц. Определяются понятия
уголовно-процессуальной дееспособности и недееспособности субъектов уголов-
ного права.
Clause is devoted to a problem of definition of criteria of criminal-remedial incapacity
of the participants of criminal process. The various terms concerning a psychological
condition of the persons are considered(examined). The concepts of уголовно-remedial
capacity and incapacity of the subjects of criminal law are defined(determined).
ной недееспособности участников уголовного процесса. Рассматриваются различ-
ные термины, касающиеся психического состояния лиц. Определяются понятия
уголовно-процессуальной дееспособности и недееспособности субъектов уголов-
ного права.
Clause is devoted to a problem of definition of criteria of criminal-remedial incapacity
of the participants of criminal process. The various terms concerning a psychological
condition of the persons are considered(examined). The concepts of уголовно-remedial
capacity and incapacity of the subjects of criminal law are defined(determined).
229-239 37
Аннотация
В статье представлены алгоритмы работы фасилитатора по обеспечению со-
циальной поддержки в сфере межличностных отношений реципиента фасилита-
тивных влияний.
FACILITATORS WORK ON CREATION SUPPORTING RELATIONS
IN CLIENTS SOCIAL MESHES
циальной поддержки в сфере межличностных отношений реципиента фасилита-
тивных влияний.
FACILITATORS WORK ON CREATION SUPPORTING RELATIONS
IN CLIENTS SOCIAL MESHES
246-253 44
Аннотация
This article is devoted to the problems of loneliness. The author analyzes four
dimensions of this concept. So we speak about space, cultural, social and interpersonal
dimensions of loneliness. First of all, we should admit that these dimensions were
investigated by W.A. Sadler and T.B. Johnson. The authors come to conclusion that more
than one dimension of loneliness can provoke anomia. However, there are still many
problems concerning concept definitions, loneliness origin reasons, and its manifestation
in the language. At the end of our article we can just add that the relevant problems of
loneliness are open to further discussions and the author tries to suggest psycholinguistics
approach to these problems. According to this approach the author gives the procedure and
the results of the experiment which was carried out with two groups of students (English
and Russian).
dimensions of this concept. So we speak about space, cultural, social and interpersonal
dimensions of loneliness. First of all, we should admit that these dimensions were
investigated by W.A. Sadler and T.B. Johnson. The authors come to conclusion that more
than one dimension of loneliness can provoke anomia. However, there are still many
problems concerning concept definitions, loneliness origin reasons, and its manifestation
in the language. At the end of our article we can just add that the relevant problems of
loneliness are open to further discussions and the author tries to suggest psycholinguistics
approach to these problems. According to this approach the author gives the procedure and
the results of the experiment which was carried out with two groups of students (English
and Russian).
254-261 68
Аннотация
Статья посвящена изучению ценностных ориентаций родителей детей-под-
ростков в аспекте их влияния на нарушения семейного воспитания, такие как высо-
кий или низкий уровень протекции, потворствование ребенку или игнорирование
его потребностей, чрезмерный или низкий уровень запретов и т.д. По результатам
факторного анализа описываются особенности ценностно-смысловой сферы ро-
дителей, использующих как гармоничный, так и негармоничные стили семейного
воспитания.
The article is devoted to the study of parental values in the aspect of their influence on
breaches of family upbringing of adolescents such as high or low level of patronage, indulgence
to the child or ignoring of his/her needs, excessive high or low level of prohibitions and so
on. According to the results of factor analysis, the peculiarities of value sphere of parents
using either harmonious or non-harmonious ways of family upbringing are described.
ростков в аспекте их влияния на нарушения семейного воспитания, такие как высо-
кий или низкий уровень протекции, потворствование ребенку или игнорирование
его потребностей, чрезмерный или низкий уровень запретов и т.д. По результатам
факторного анализа описываются особенности ценностно-смысловой сферы ро-
дителей, использующих как гармоничный, так и негармоничные стили семейного
воспитания.
The article is devoted to the study of parental values in the aspect of their influence on
breaches of family upbringing of adolescents such as high or low level of patronage, indulgence
to the child or ignoring of his/her needs, excessive high or low level of prohibitions and so
on. According to the results of factor analysis, the peculiarities of value sphere of parents
using either harmonious or non-harmonious ways of family upbringing are described.
262-266 53
Аннотация
В данной работе изложены взгляды на проблему формирования супружеских
конфликтов в молодой семье. Представлены результаты исследования, целью кото-
рого было изучение влияния социально-экономических условий на формирование
супружеских конфликтов в семьях, не имеющих детей, брачный стаж которых со-
ставляет от 1 года до 5 лет.
In the given work sights on a problem of formation of matrimonial conflicts in young
family are stated. Results of research which purpose was studying influence of social and
economic conditions on formation of matrimonial conflicts in families of not having children
which marriage experience makes from 1 year till 5 years are submitted.
конфликтов в молодой семье. Представлены результаты исследования, целью кото-
рого было изучение влияния социально-экономических условий на формирование
супружеских конфликтов в семьях, не имеющих детей, брачный стаж которых со-
ставляет от 1 года до 5 лет.
In the given work sights on a problem of formation of matrimonial conflicts in young
family are stated. Results of research which purpose was studying influence of social and
economic conditions on formation of matrimonial conflicts in families of not having children
which marriage experience makes from 1 year till 5 years are submitted.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)