Психолого-педагогическая программа «Траектория духовности» как эффективный инструмент в профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-34-46
Аннотация
Цель – обучить конструктивному межэтническому диалогу с учётом понимания роли культурно-психологических различий в структуре этнической идентичности подростков.
Процедура и методы: анализируются показатели компонентов этнической идентичности обучающихся 6–7 классов из школ г. Москвы (Россия) и г. Исмаиллы (Азербайджан). Методы исследования составили: «Изучение этнической идентичности» (Дж. Финни); метод контент-анализа сочинений на тему «Как я узнаю русского/азербайджанца?»; «Опросник уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), «Опросник уровня самооценки» (С. В. Ковалёв); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); тест-опросник уровня тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Л. Ханин), тест на агрессивность (А. Басс, А. Дарки).
Результаты формирующего эксперимента подтвердили конструктивное проявление этнической активности, снижение напряжённости в межэтнических отношениях, адаптацию подростков к условиям в новом культурном окружении.
Теоретическая и/или практическая значимость: результаты формирующего эксперимента подтвердили конструктивное проявление этнической активности, снижение напряжённости в межэтнических отношениях, адаптацию к условиям в новом культурном окружении.
Об авторах
М. М. МишинаРоссия
Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л. С. Выготского
г. Москва
Г. М. Мурсалыева
Россия
Мурсалыева Гюльтакин Мазахировна – соискатель на степень кандидата психологических наук кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л. С. Выготского
г. Москва
Список литературы
1. Алагуев М.В. Вступление в межкультурный брак: факторы выбора брачного партнёра // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С.63–75. DOI: 10.11621/npj.2021.0106.
2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 208 с.
3. Волков Ю.Г., Бинеева Н.К. Сохранение этнокультурного многообразия и справедливость межэтнических отношений в оценках населения Юга России // Вестник Института социологии. 2023. Т.14. № 3. С.112–132. DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.7; EDN: ECPKTQ.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 122 с.
5. Гаглоева А.Б. Факторы формирования гражданской и этнической идентичностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–3. С.348–351.
6. Галяпина В.Н., Тучина О.Р., Аполлонов И.А. Взаимная аккультурация русских и армян в Краснодарском крае // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т.20. № 2. С.197–210. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-197-210.
7. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 763 с.
8. Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. C.37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9.
9. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / пер. с англ. С.Л.Лопатиной. М.: Мысль, 2018. 347 с.
10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / пер с англ. М.: Политиздат, 2001. 335 с.
11. Коноплева Н.А., Поветкина А.А. Территориальная и этническая идентичность как формы самоидентификации и репрезентации региональной культуры (на примере Приморского края) // Человек. Культура. Образование. 2024. № 3. С.82–103. DOI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-82.
12. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
13. Лепшокова З.Х., Лебедева Н.М. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах: монография. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. С.90–105. DOI: 10.46320/9785-9961-2950-8-2022-6-1-17.
14. Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Удовлетворённость жизнью, гражданская идентичность и аккультурационные ожидания принимающего населения Москвы // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С.147–157.
15. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998. 171 с.
16. Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ значимых этнодифференцирующих признаков для подростков из разных культурных сред // Вестник РГГУ. Научный журнал Серия «Психология. Педагогика. Образование» 2018. № 1 (11). С.140–152.
17. Мурсалыева Г.М. Культурно-психологические различия обучающихся из традиционных культур // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VIIМеждународной научно-практической конференции (Москва, 11–12 октября 2022 года). М.: МГИК, 2022. С.209–2013.
18. Шорохова В.А. Религиозная идентичность мусульманских подростков и молодёжи: социально-психологический анализ // Minbar. Islamic Studies. 2019. Т.12. № 2. С.585–589.
19. Этнокультурное многообразие и гражданская и этническая идентичность молодёжи в постсоветском пространстве / под общ. ред. Р.Б.Шайхисламова. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. 188 с.
20. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. СПб.: Летний сад, 2010. 416 с.
21. Языковая политика в полиэтничных республиках Северного Кавказа: проблемы сохранения этнокультурного многообразия народов России / под ред. А.З.Алиева. Махачкала: Алеф, 2022. 206 с.
22. Aslam W., Wehner L., Koga K. Misplaced states and the politics of regional identity: towards a theoretical framework (Неуместные государства и политика региональной идентичности: к теоретической структуре)// Cambridge Review of International Affairs. 2020. №3 (44). URL: https://www.tandfonline.com/loi/ccam20 (дата обращения: 15.01.2025).
23. Brown R. Group processes. Dynamics within and between groups (Групповые процессы. Динамика внутри и между группами). New Jersey: Wiley and Sons, 2000. P.371‒384.
24. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations (Теория социальной идентичности межгруппового поведения // Психология межгрупповых отношений). Chicago: Nelson-Hall, 1986. P.7–24.
25. Hanel P.H.P., Beier M., Wolfradt U. The Role of Human Value Congruencies for the Acculturation of Refugees (Роль соответствия человеческих ценностей для аккультурации беженцев) // PsyArXivPreprints. 2022. № 5. URL: https://osf.io/preprints/psyarxiv/tf4pw_v1 (дата обращения: 15.01.2025).