Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

ESTIMATION OF THE ETHNO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN FROM FAMILIES OF MIGRANTS BY SPECIALISTS OF SOCIAL ORGANIZATIONS

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65

Abstract

The article presents the results of the study which covers the social workers’ assessment of the migration situation in Russia and the problems of children from migrant families that arise in the process of their ethno-cultural adaptation. The study was conducted using the method of a written survey - a survey of 142 social workers. Typical, from the point of view of social workers, problems of migrant children, the conditions and effectiveness of ethno-cultural adaptation of children from migrant families and the most frequently used activities in social organizations, aimed at helping the family and migrant children, were identified.

About the Authors

T. F. Suslova
Moscow Region State University
Russian Federation


N. M. Komarova
Moscow Region State University
Russian Federation


S. Gribkova
Moscow Region State University
Russian Federation


References

1. Антонюк Т. В. Работа с мигрантами как направление социальной работы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 127-133.

2. Деминцева Е. Б., Зеленова Д. А., Космидис Е. А., Опарин Д. А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. № 4. С. 80-109.

3. Кобзева Н. В. Психологические особенности внутриличностных конфликтов в различных ситуациях миграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 86-101.

4. Кожанов И. В., Кожанова М. Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2. С. 64-70.

5. Кондрашова Н. В. Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 84-90.

6. Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 94-101.

7. Нестерова А. А. Формы и стратегии аккультурации мигрантов на разных стадиях адаптации // Современные методы диагностики и технологии оказания психологической помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации: сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции / под ред. А. А. Нестеровой. М., 2014. С. 34-49.

8. Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. Ментальные репрезентации как фактор протекания миграционного процесса // Социологические исследования. 2017. № 9 (400). С. 99-107.

9. Свирина О. Р. Этнические стереотипы как одна из причин социально-психологических рисков в межэтнических отношениях мигрантов и коренного населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 80-89.

10. Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов к поликультурной образовательной среде // Межкультурная компетентность педагога в поликультурной образовательном пространстве: научно-методические материалы. СПб., 2008. С. 352-372.

11. Суслова Т. Ф. Социальное самочувствие личности в условиях миграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 86-101.

12. Ткачева Н. А. Социальная работа как фактор социальной безопасности // Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). С. 72-75.

13. Ушаков Е. В. Социальные службы в условиях культурного разнообразия: проблема профессиональных компетенций // Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.: в 2 ч. / под науч. ред. Л. В. Савинова. Ч. 2. Новосибирск, 2018. С. 175-177.

14. Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 95-104.

15. Шульга Т. И., Левицкая В. С. Переживание социальной напряженности различными группами людей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 42-58.

16. Gaitanides S. Selbstorganisation von Eltern mit Migrationshintergrund und ihr Beitrag zur Integration [Электронный ресурс]. URL: http://www.muenchen.info/soz/pub/pdf/177_erfolg_schuleberuf.pdf (дата обращения: 14.02.2018).

17. Roux S., Stuck A. Interkulturelle Erziehung und Sprachfцrderung im Kindergarten - Forschungsergebnisse [Электронный ресурс]. URL: https://www.kindergartenpaedagogik.de/1873.html (дата обращения: 14.02.2018).

18. Uslucan H.-H. Interkulturalitдt in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen [Электронный ресурс]. URL: https://www.liga-kind.de/fruehe/603 (дата обращения: 14.03.2018).


Review

Views: 109


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)