Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65

Аннотация

В статье представлены результаты исследования оценки социальными работниками миграционной ситуации в России и проблем детей из семей мигрантов, возникающих в процессе их этнокультурной адаптации. Исследование проводилось с помощью метода письменного опроса 142 социальных работников. Были выявлены типичные, с точки зрения социальных работников, проблемы детей мигрантов, условия и механизмы успешности этнокультурной адаптации детей мигрантов и наиболее часто используемые в социальных организациях мероприятия, направленные на оказание помощи семье и детям мигрантов.

Об авторах

Т. Ф. Суслова
Московский государственный областной университет
Россия


Н. М. Комарова
Московский государственный областной университет
Россия


С. В. Грибкова
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Антонюк Т. В. Работа с мигрантами как направление социальной работы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 127-133.

2. Деминцева Е. Б., Зеленова Д. А., Космидис Е. А., Опарин Д. А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. № 4. С. 80-109.

3. Кобзева Н. В. Психологические особенности внутриличностных конфликтов в различных ситуациях миграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 86-101.

4. Кожанов И. В., Кожанова М. Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2. С. 64-70.

5. Кондрашова Н. В. Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 84-90.

6. Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 94-101.

7. Нестерова А. А. Формы и стратегии аккультурации мигрантов на разных стадиях адаптации // Современные методы диагностики и технологии оказания психологической помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации: сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции / под ред. А. А. Нестеровой. М., 2014. С. 34-49.

8. Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. Ментальные репрезентации как фактор протекания миграционного процесса // Социологические исследования. 2017. № 9 (400). С. 99-107.

9. Свирина О. Р. Этнические стереотипы как одна из причин социально-психологических рисков в межэтнических отношениях мигрантов и коренного населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 80-89.

10. Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов к поликультурной образовательной среде // Межкультурная компетентность педагога в поликультурной образовательном пространстве: научно-методические материалы. СПб., 2008. С. 352-372.

11. Суслова Т. Ф. Социальное самочувствие личности в условиях миграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 86-101.

12. Ткачева Н. А. Социальная работа как фактор социальной безопасности // Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). С. 72-75.

13. Ушаков Е. В. Социальные службы в условиях культурного разнообразия: проблема профессиональных компетенций // Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.: в 2 ч. / под науч. ред. Л. В. Савинова. Ч. 2. Новосибирск, 2018. С. 175-177.

14. Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 95-104.

15. Шульга Т. И., Левицкая В. С. Переживание социальной напряженности различными группами людей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 42-58.

16. Gaitanides S. Selbstorganisation von Eltern mit Migrationshintergrund und ihr Beitrag zur Integration [Электронный ресурс]. URL: http://www.muenchen.info/soz/pub/pdf/177_erfolg_schuleberuf.pdf (дата обращения: 14.02.2018).

17. Roux S., Stuck A. Interkulturelle Erziehung und Sprachfцrderung im Kindergarten - Forschungsergebnisse [Электронный ресурс]. URL: https://www.kindergartenpaedagogik.de/1873.html (дата обращения: 14.02.2018).

18. Uslucan H.-H. Interkulturalitдt in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen [Электронный ресурс]. URL: https://www.liga-kind.de/fruehe/603 (дата обращения: 14.03.2018).


Рецензия

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)