Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ МОРАЛЬНОЙ СВОБОДЫ ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-4-63-74

Аннотация

Цель. Сравнительный анализ использования механизмов морального самооправдания подростками в различных этнокультурных условиях. Процедура и методы. Была использована методика отчуждения моральной ответственности С. Мур (в адаптации Я. А. Ледовой и др.). В исследовании приняли участие 731 подросток от 13 до 18 лет из России и Азербайджана. Результаты. В зависимости от интенсивности использования механизмов моральной свободы выделены три типа «моральной свободы» («пассивные пользователи», «активные пользователи», «стратегия искажения образа жертвы»); установлены предпочитаемые механизмы самооправдания. Выявлены кросс-культурные различия в применении механизмов морального самооправдания для выборки в целом и для гендерных групп. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты расширяют представления о кросс-культурной специфике поведения подростков в условиях морального выбора и могут быть использованы в практических программах личностного роста подростков.

Об авторах

С. В. Молчанов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


О. В. Алмазова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. СПб., 2006. 416 с.

2. Берри Д., Пуртинга А., Сигалл М. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков, 2007. 530 с.

3. Карабанова О. А., Георгиевская М. А. Представления об этических нормах Интернет-общения у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 107-125.

4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2003. 718 с.

5. Молчанов С. В. Моральное самооправдание как миф «моральной свободы» личности // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 60-70.

6. Молчанов С. В., Алмазова О. В. Особенности использования механизмов морального самооправдания в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 3. С. 147-165.

7. Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и методы его измерения / Я. А. Ледовая, Р. В. Тихонов, О. Н. Боголюбова, Е. В. Казенная, Ю. Л. Сорокина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. C. 23-39.

8. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ, 1986. 167 p.

9. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning / A. Bandura, C. Barbaranelli, G. V. Caprara, C. Pastorelli // Child Development. 1996. № 67 (3). P. 1206-1222.

10. Bandura A. Social cognitive theory in cultural contest // Applied Psychology: An International Review. 2002. № 51 (2). P. 269-290.

11. Cuadrado-Gordillo I., Fernбndez-Antelo I. Analysis of moral disengagement as a modulating factor in adolescents’ perception of cyberbullying // Frontiers in Psychology. 2019. № 28. P. 12-22.

12. Forsberg C., Thornberg R., Samuelsson M. Bystanders to bullying: Fourth- to seventh-grade students’ perspectives on their reactions // Research Papers in Education. 2014. № 29. P. 557-576.

13. Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: A meta-analytic review of links to aggressive behavior // Aggressive Behavior. 2014. № 40. P. 56-68.

14. Нyde L. W., Shaw D. S., Moilanen K. L. Developmental precursors of moral disengagement and the role of moral disengagement in the development of antisocial behavior // Journal of Abnormal Child Psychology. 2010. № 38. P. 197-209.

15. Mulford W., Silins H., Leithwood K. A. Educational leadership for organisational learning and improved student outcomes. New York, Springer, 2004. 282 p.

16. The moral disengagement scale: extension with an American minority sample / J. Pelton, M. Gound, R. Forehand, G. Brody // Journal of Psychopathology and Behavior Assessment. 2004. № 26. P. 31-39.

17. Stability and change of moral disengagement and its impact on aggression and violence in late adolescence / M. Paciello, R. Fida, C. Tramontano, C. Lupinetti, G. V. Caprara // Child Development. 2008. № 79. P. 1288-1309.

18. Smetana J. G., Campione-Barr N., Metzger A. Adolescent development in interpersonal and societal contexts // Annual Revue Psychology. 2006. № 57. P. 255-284.


Рецензия

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)