№ 3 (2012)
Скачать выпуск
PDF
5-11 58
Аннотация
В статье излагаются данные теорети-
ческого анализа феномена социальной активности в
отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены
подходы к изучению границ социальной активности, про-
анализированы представления об их содержательной
наполненности и функциях. Показана перспективность
исследования проблемы социальной активности в соот-
несении с субъективным благополучием личности, вы-
полненного в ракурсе «социального бытия на границе».
Автор приходит к выводу о том, что одним из механизмов
регуляции субъективной локализации границ активности
субъекта социального бытия выступает переживание
личного благополучия (или неблагополучия).
ческого анализа феномена социальной активности в
отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены
подходы к изучению границ социальной активности, про-
анализированы представления об их содержательной
наполненности и функциях. Показана перспективность
исследования проблемы социальной активности в соот-
несении с субъективным благополучием личности, вы-
полненного в ракурсе «социального бытия на границе».
Автор приходит к выводу о том, что одним из механизмов
регуляции субъективной локализации границ активности
субъекта социального бытия выступает переживание
личного благополучия (или неблагополучия).
12-21 45
Аннотация
Приведены результаты социально-ког-
нитивного анализа структуры проявления межгрупповых
адаптационных механизмов в реальных экономических
организациях торговли и оказания услуг Московской об-
ласти. В ее основе комплементарное совмещение теории
управления знаниями, организационных приложений те-
ории сложных систем в понимании Д. Сноудена и автор-
ской концепции межгрупповой адаптации в организациях.
Эмпирически доказана прогностическая возможность ди-
агностики структур механизмов межгрупповой адаптации
для определения когнитивных областей Cynefin нахожде-
ния организации, включая мерцающую зону. Полученные
результаты направлены на оптимизацию профессио-
нальной деятельности организационного психолога
нитивного анализа структуры проявления межгрупповых
адаптационных механизмов в реальных экономических
организациях торговли и оказания услуг Московской об-
ласти. В ее основе комплементарное совмещение теории
управления знаниями, организационных приложений те-
ории сложных систем в понимании Д. Сноудена и автор-
ской концепции межгрупповой адаптации в организациях.
Эмпирически доказана прогностическая возможность ди-
агностики структур механизмов межгрупповой адаптации
для определения когнитивных областей Cynefin нахожде-
ния организации, включая мерцающую зону. Полученные
результаты направлены на оптимизацию профессио-
нальной деятельности организационного психолога
22-26 50
Аннотация
В последнее время появились психоло-
гические, социально-психологические и педагогические
исследования, в которых отмечается особое значение
общения со взрослыми на этапе старших подростков.
Исследователями отмечается усиление роли общения
со взрослыми, обладающими необходимым социальным
опытом и знаниями, в связи с возникающей проблемой
перспективного жизненного самоопределения подрост-
ка. Вместе с этим экспериментаторы свидетельствуют о
сильном влиянии родителей на ценностные ориентации
подростков, на их ожидания, поведенческие модели,
схемы рассуждения. Широкомасштабные исследования
указывают на то, что эффективное общение является
элементом более сложного комплекса эффективного
родительского поведения, называемого авторитетным
стилем воспитания.
гические, социально-психологические и педагогические
исследования, в которых отмечается особое значение
общения со взрослыми на этапе старших подростков.
Исследователями отмечается усиление роли общения
со взрослыми, обладающими необходимым социальным
опытом и знаниями, в связи с возникающей проблемой
перспективного жизненного самоопределения подрост-
ка. Вместе с этим экспериментаторы свидетельствуют о
сильном влиянии родителей на ценностные ориентации
подростков, на их ожидания, поведенческие модели,
схемы рассуждения. Широкомасштабные исследования
указывают на то, что эффективное общение является
элементом более сложного комплекса эффективного
родительского поведения, называемого авторитетным
стилем воспитания.
27-31 38
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимос-
вязи этнонациональных установок и предпочитаемых
стратегий совладания с трудными ситуациями с ситуаци-
онным контекстом среди молодежи г. Москвы. В иссле-
довании приняли участие 105 человек в возрасте от 16
до 19 лет, ученики старших классов школы и студенты
первых курсов института. При исследовании стратегий
совладания испытуемым было предложено вспомнить и
дать развернутое словесное описание трудной ситуации.
Показано, что обозначение в качестве трудной ситуации,
имеющей отношение к феномену национальности, связа-
но с выбором стратегий совладания и этнонациональны-
ми установками. Выявлены различия в этнонациональ-
ных установках (патриотические и нейтральные), а также
в использовании стратегии принятия ответственности
между молодыми людьми, описавшими различные труд-
ные ситуации
вязи этнонациональных установок и предпочитаемых
стратегий совладания с трудными ситуациями с ситуаци-
онным контекстом среди молодежи г. Москвы. В иссле-
довании приняли участие 105 человек в возрасте от 16
до 19 лет, ученики старших классов школы и студенты
первых курсов института. При исследовании стратегий
совладания испытуемым было предложено вспомнить и
дать развернутое словесное описание трудной ситуации.
Показано, что обозначение в качестве трудной ситуации,
имеющей отношение к феномену национальности, связа-
но с выбором стратегий совладания и этнонациональны-
ми установками. Выявлены различия в этнонациональ-
ных установках (патриотические и нейтральные), а также
в использовании стратегии принятия ответственности
между молодыми людьми, описавшими различные труд-
ные ситуации
32-40 72
Аннотация
В статье раскрываются особенности
эмоциональной среды замещающей семьи с приемны-
ми детьми младшего возраста по сравнению с родной
(кровной) семьей. Выделены критерии эмоциональной
среды семьи, ее показатели и проявления в замеща-
ющей семье с приемным ребенком и в родной семье.
Подробно описаны особенности эмоционального состо-
яния младших школьников в двух видах семей, их эмо-
циональное отношение к членам замещающей и родной
семьи, эмоции, исходящие от членов семьи, и особен-
ности семейных систем. Описаны результаты отноше-
ния приемных детей к замещающей семье и ее членам.
На основе проведенного исследования показано, что
младшие школьники более позитивно относятся к ма-
тери, чем к отцу. Именно позитивный образ замеща-
ющей мамы является для приемных детей основой
их положительного эмоционального состояния в семье.
Особое место в создании эмоциональной среды семьи
занимает организация родителями совместного прове-
дения досуговой деятельности.
эмоциональной среды замещающей семьи с приемны-
ми детьми младшего возраста по сравнению с родной
(кровной) семьей. Выделены критерии эмоциональной
среды семьи, ее показатели и проявления в замеща-
ющей семье с приемным ребенком и в родной семье.
Подробно описаны особенности эмоционального состо-
яния младших школьников в двух видах семей, их эмо-
циональное отношение к членам замещающей и родной
семьи, эмоции, исходящие от членов семьи, и особен-
ности семейных систем. Описаны результаты отноше-
ния приемных детей к замещающей семье и ее членам.
На основе проведенного исследования показано, что
младшие школьники более позитивно относятся к ма-
тери, чем к отцу. Именно позитивный образ замеща-
ющей мамы является для приемных детей основой
их положительного эмоционального состояния в семье.
Особое место в создании эмоциональной среды семьи
занимает организация родителями совместного прове-
дения досуговой деятельности.
41-47 56
Аннотация
Статья посвящена вопросам морально-
нравственного развития ребёнка в младшем школьном
возрасте. Обосновывается актуальность формирования
нравственной нормативности современных школьников
в системе образования на эмоциональном, когнитивном
и поведенческом уровнях. Представлено осмысление
эволюции в философской и психологической литературе
прошлого и современности понятий: мораль, моральное
суждение, эмпатия. Раскрывается положение о когнитив-
ной основе перехода ребёнка на более зрелые уровни
морального развития. Описываются результаты иссле-
дования когнитивного и эмоционального компонентов
морально-нравственного развития через призму таких
взаимосвязанных показателей, как способность ребёнка
к эмпатии, эмоциональное понимание состояния другого
и гибкость моральных суждений
нравственного развития ребёнка в младшем школьном
возрасте. Обосновывается актуальность формирования
нравственной нормативности современных школьников
в системе образования на эмоциональном, когнитивном
и поведенческом уровнях. Представлено осмысление
эволюции в философской и психологической литературе
прошлого и современности понятий: мораль, моральное
суждение, эмпатия. Раскрывается положение о когнитив-
ной основе перехода ребёнка на более зрелые уровни
морального развития. Описываются результаты иссле-
дования когнитивного и эмоционального компонентов
морально-нравственного развития через призму таких
взаимосвязанных показателей, как способность ребёнка
к эмпатии, эмоциональное понимание состояния другого
и гибкость моральных суждений
48-54 68
Аннотация
В статье поднимается вопрос о влиянии
социально-психологической компетентности субъектов
образовательной деятельности на их представления об
осмысленности и качестве своей жизни. Приводится ана-
лиз результатов эмпирического исследования, направ-
ленного на изучение данной проблемы. Выделены уни-
версальные и специфические, в зависимости от уровня
образования учащихся (школьники, воспитанники средних
специальных училищ, студенты и слушатели курсов про-
фессиональной переподготовки), детерминанты их субъ-
ективного качества жизни из числа содержательных ха-
рактеристик социально-психологической компетентности
социально-психологической компетентности субъектов
образовательной деятельности на их представления об
осмысленности и качестве своей жизни. Приводится ана-
лиз результатов эмпирического исследования, направ-
ленного на изучение данной проблемы. Выделены уни-
версальные и специфические, в зависимости от уровня
образования учащихся (школьники, воспитанники средних
специальных училищ, студенты и слушатели курсов про-
фессиональной переподготовки), детерминанты их субъ-
ективного качества жизни из числа содержательных ха-
рактеристик социально-психологической компетентности
55-62 72
Аннотация
Данная статья посвящена описанию
современных тенденций адаптации детей к обучению
в школе в условиях модернизации российского образо-
вания и изменения внешних и внутренних закономерно-
стей психического развития детей. В работе приводятся
фундаментальные и прикладные подходы к изучению
процесса адаптации, рассматриваются мотивационный
и социальный компоненты адаптации к школе, а также
эмоциональное отношение к ней как индикатор успеш-
ности адаптации. В статье описываются гендерные
особенности процесса адаптации к школе. Полученные
результаты позволяют говорить о некоторой рассогла-
сованности компонентов адаптации. Основным мотивом
первоклассников является социальный; дети способны к
успешной кооперации и сотрудничеству, но большинство
испытывает тревогу в ситуации общения с учителем. Мо-
тивационный компонент адаптации более благополучен у
девочек, а социальный - у мальчиков
современных тенденций адаптации детей к обучению
в школе в условиях модернизации российского образо-
вания и изменения внешних и внутренних закономерно-
стей психического развития детей. В работе приводятся
фундаментальные и прикладные подходы к изучению
процесса адаптации, рассматриваются мотивационный
и социальный компоненты адаптации к школе, а также
эмоциональное отношение к ней как индикатор успеш-
ности адаптации. В статье описываются гендерные
особенности процесса адаптации к школе. Полученные
результаты позволяют говорить о некоторой рассогла-
сованности компонентов адаптации. Основным мотивом
первоклассников является социальный; дети способны к
успешной кооперации и сотрудничеству, но большинство
испытывает тревогу в ситуации общения с учителем. Мо-
тивационный компонент адаптации более благополучен у
девочек, а социальный - у мальчиков
63-68 163
Аннотация
В статье представлены результаты ис-
следования взаимосвязи индивидуальных особенностей
саморегуляции и волевых качеств личности. Показано,
что высокий уровень саморегуляции обеспечивается та-
кими волевыми качествами, как упорство, дисциплиниро-
ванность, самостоятельность, напористость и установка
на успех. Респонденты, имеющие высокий уровень само-
регуляции более собранны и независимы, полагаются на
собственные силы, стремятся преодолевать трудности
на пути к цели, стремятся к повышению своего социаль-
ного статуса. При развитой волевой регуляции показате-
ли всех звеньев саморегуляции имеют высокие значения,
развивается гармоничный стиль саморегуляции.
следования взаимосвязи индивидуальных особенностей
саморегуляции и волевых качеств личности. Показано,
что высокий уровень саморегуляции обеспечивается та-
кими волевыми качествами, как упорство, дисциплиниро-
ванность, самостоятельность, напористость и установка
на успех. Респонденты, имеющие высокий уровень само-
регуляции более собранны и независимы, полагаются на
собственные силы, стремятся преодолевать трудности
на пути к цели, стремятся к повышению своего социаль-
ного статуса. При развитой волевой регуляции показате-
ли всех звеньев саморегуляции имеют высокие значения,
развивается гармоничный стиль саморегуляции.
69-75 37
Аннотация
В статье степень осознания критериев
оценивания рассматривается как показатель различий
психологической структуры оценивания подростков из
разных регионов СНГ. Исследуется эгоцентрическое и
альтруистическое определения критериев оценивания.
Показано, что для подростков из западного региона СНГ
более характерны эгоцентрические описания, с исполь-
зованием оригинальных абстрактных определений. Для
подростков восточного региона СНГ более характерны
альтруистические описания и реже используются само-
стоятельные определения, а всё чаще - нормативные
оценивания рассматривается как показатель различий
психологической структуры оценивания подростков из
разных регионов СНГ. Исследуется эгоцентрическое и
альтруистическое определения критериев оценивания.
Показано, что для подростков из западного региона СНГ
более характерны эгоцентрические описания, с исполь-
зованием оригинальных абстрактных определений. Для
подростков восточного региона СНГ более характерны
альтруистические описания и реже используются само-
стоятельные определения, а всё чаще - нормативные
76-81 51
Аннотация
В статье рассматривается недостаточно
исследованная в психологии проблема взаимосвязи про-
фессиональных деформаций личности и развития кон-
фликтности как свойства личности. Автор обосновывает
необходимость применения системно-психологического
подхода к изучению профессиональной деформации учи-
теля и подчеркивает, что профессиональная деформа-
ция педагога, обусловленная спецификой его деятельно-
сти, приводит к деструкциям не только в личностной, но и
в коммуникативной сфере и является одним из факторов
развития конфликтности в подростковом возрасте
исследованная в психологии проблема взаимосвязи про-
фессиональных деформаций личности и развития кон-
фликтности как свойства личности. Автор обосновывает
необходимость применения системно-психологического
подхода к изучению профессиональной деформации учи-
теля и подчеркивает, что профессиональная деформа-
ция педагога, обусловленная спецификой его деятельно-
сти, приводит к деструкциям не только в личностной, но и
в коммуникативной сфере и является одним из факторов
развития конфликтности в подростковом возрасте
82-88 66
Аннотация
Статья посвящена исследованию пси-
хологического феномена идентичности религиозной
молодёжи. В качестве гипотезы высказано предположе-
ние, что институт церкви (в лице религиозной молодёжи)
имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в
кризисных ситуациях, а в структуре идентификации рели-
гиозной молодёжи особое место занимают религиозное
сознание и ценностные ориентации, которые являются
базовыми видами идентичности. Было проведено ис-
следование среди студентов православного и светских
вузов, где мы выяснили, что психологическим ядром,
которое лежит в формировании картины мира человека,
являются ценностные ориентации и сформированная
устойчивая форма идентичности.
хологического феномена идентичности религиозной
молодёжи. В качестве гипотезы высказано предположе-
ние, что институт церкви (в лице религиозной молодёжи)
имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в
кризисных ситуациях, а в структуре идентификации рели-
гиозной молодёжи особое место занимают религиозное
сознание и ценностные ориентации, которые являются
базовыми видами идентичности. Было проведено ис-
следование среди студентов православного и светских
вузов, где мы выяснили, что психологическим ядром,
которое лежит в формировании картины мира человека,
являются ценностные ориентации и сформированная
устойчивая форма идентичности.
89-98 65
Аннотация
В статье рассмотрена сущность профес-
сионально-личностного развития, определена его роль
для будущего социального педагога. Актуализирована
проблема этико-гуманистического потенциала с позиций
сущностных характеристик профессионально-личност-
ного развития и роли формирования гуманистических и
этических ценностей у будущих социальных педагогов,
анализируются особенности личностного развития в
студенческом возрасте. Автором обоснован этико-гума-
нистический потенциал системы вузовской практики как
основы профессионально-личностного развития будуще-
го социального педагога; выделены антиномичные харак-
теристики рассматриваемой дефиниции.
сионально-личностного развития, определена его роль
для будущего социального педагога. Актуализирована
проблема этико-гуманистического потенциала с позиций
сущностных характеристик профессионально-личност-
ного развития и роли формирования гуманистических и
этических ценностей у будущих социальных педагогов,
анализируются особенности личностного развития в
студенческом возрасте. Автором обоснован этико-гума-
нистический потенциал системы вузовской практики как
основы профессионально-личностного развития будуще-
го социального педагога; выделены антиномичные харак-
теристики рассматриваемой дефиниции.
99-102 32
Аннотация
В статье исследуются этнокультур-
ные, психофизиологические предпосылки мышления,
способностей педагога-музыканта в процессе ноогума-
нистической мировоззренческой подготовки. Опреде-
ляется дидактический потенциал свойственных музы-
кальному мышлению моторно-двигательных навыков
и природосообразности с точки зрения ноогуманисти-
ческой педагогики. Доказывается, что этнокультурная
специфика традиционной музыки казахов («культура со-
стояний», медитативность, виртуальность) способствует
осмыслению ноогуманистических понятий.
ные, психофизиологические предпосылки мышления,
способностей педагога-музыканта в процессе ноогума-
нистической мировоззренческой подготовки. Опреде-
ляется дидактический потенциал свойственных музы-
кальному мышлению моторно-двигательных навыков
и природосообразности с точки зрения ноогуманисти-
ческой педагогики. Доказывается, что этнокультурная
специфика традиционной музыки казахов («культура со-
стояний», медитативность, виртуальность) способствует
осмыслению ноогуманистических понятий.
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)