№ 2 (2012)
Скачать выпуск
PDF
7-11 51
Аннотация
Рассмотрена проблема формиро-
вания адаптивности выпускников вузов к рынку труда.
Проанализированы подходы отечественных и зарубеж-
ных авторов к определению понятия «адаптивность».
Проведен сравнительный анализ понятий «социальная
адаптация» и «адаптивность к рынку труда». Рассмо-
трены особенности подготовки молодых специалистов в
современном вузе и уточнены критерии качества профес-
сиональной подготовки выпускников в вузе с точки зрения
компетентностного подхода. Уточнено и предложено по-
нятие «адаптивность выпускника к рынку труда», пред-
ставлены критерии адаптивности к рынку труда, описаны
компоненты, которые включает в себя понятие адаптив-
ности выпускника рынку труда
вания адаптивности выпускников вузов к рынку труда.
Проанализированы подходы отечественных и зарубеж-
ных авторов к определению понятия «адаптивность».
Проведен сравнительный анализ понятий «социальная
адаптация» и «адаптивность к рынку труда». Рассмо-
трены особенности подготовки молодых специалистов в
современном вузе и уточнены критерии качества профес-
сиональной подготовки выпускников в вузе с точки зрения
компетентностного подхода. Уточнено и предложено по-
нятие «адаптивность выпускника к рынку труда», пред-
ставлены критерии адаптивности к рынку труда, описаны
компоненты, которые включает в себя понятие адаптив-
ности выпускника рынку труда
12-18 32
Аннотация
В предлагаемой статье самооценка
субъекта рассматривается как частный случай оценива-
ния. Исследуется количественная самооценка внешних
качеств старших школьников. Самооценивание возникает
в условиях разрушения функционирования традиционной
родовой семьи. Субъект вынужден присваивать функцию
оценщика собственной профессиональной деятельно-
сти в изменившихся социальных условиях. В результате
проведённого исследования было доказано, что конгру-
энтность самооценивания оценкам группы сверстников
выше в Восточных регионах СНГ, в отличие от Западных.
субъекта рассматривается как частный случай оценива-
ния. Исследуется количественная самооценка внешних
качеств старших школьников. Самооценивание возникает
в условиях разрушения функционирования традиционной
родовой семьи. Субъект вынужден присваивать функцию
оценщика собственной профессиональной деятельно-
сти в изменившихся социальных условиях. В результате
проведённого исследования было доказано, что конгру-
энтность самооценивания оценкам группы сверстников
выше в Восточных регионах СНГ, в отличие от Западных.
19-24 30
Аннотация
В статье рассматривается социаль-
но-психологическая обусловленность формирования
психологической зависимости от табака. Отмечается, что
на социально-психологическом уровне формирование у
индивида психологической зависимости от табака суще-
ственно обусловлено влиянием рекламы. Также соци-
ально-психологическая обусловленность формирования
психологической зависимости от табака существенно
определяется деятельностью табачных корпораций. Ана-
лизируется влияние макросреды, мезосреды и микро-
среды на формирование у индивида психологической
зависимости от табака. Рассматривается специфика
применения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против
табака в российских условиях, а также особенности анти-
табачного законодательства в России. Представлены
результаты авторского эмпирического исследования по
изучению рекламы сигарет, которые свидетельствуют о
ее несомненной эффективности.
но-психологическая обусловленность формирования
психологической зависимости от табака. Отмечается, что
на социально-психологическом уровне формирование у
индивида психологической зависимости от табака суще-
ственно обусловлено влиянием рекламы. Также соци-
ально-психологическая обусловленность формирования
психологической зависимости от табака существенно
определяется деятельностью табачных корпораций. Ана-
лизируется влияние макросреды, мезосреды и микро-
среды на формирование у индивида психологической
зависимости от табака. Рассматривается специфика
применения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против
табака в российских условиях, а также особенности анти-
табачного законодательства в России. Представлены
результаты авторского эмпирического исследования по
изучению рекламы сигарет, которые свидетельствуют о
ее несомненной эффективности.
25-30 33
Аннотация
В работе рассмотрены точки пересе-
чения интересов нейропсихологии, общей психологии и
психиатрии. Показано, что основным «общим интересом»
является структурно-функциональная характеристика
высших психических функций, исследованная существен-
но менее, чем генетическая характеристика. Особую зна-
чимость для психиатрии представляет контроль динамики
состояния больного в процессе психофармакотерапии
и дифференциальный диагноз разных форм симптома-
тически схожих психических расстройств. На примере
совместного ведения пациента с депрессией продемон-
стрировано, что нейропсихологическое обследование,
функциональная диагностика (ЭЭГ) и психопатологиче-
ское обследование органично дополняют друг друга
чения интересов нейропсихологии, общей психологии и
психиатрии. Показано, что основным «общим интересом»
является структурно-функциональная характеристика
высших психических функций, исследованная существен-
но менее, чем генетическая характеристика. Особую зна-
чимость для психиатрии представляет контроль динамики
состояния больного в процессе психофармакотерапии
и дифференциальный диагноз разных форм симптома-
тически схожих психических расстройств. На примере
совместного ведения пациента с депрессией продемон-
стрировано, что нейропсихологическое обследование,
функциональная диагностика (ЭЭГ) и психопатологиче-
ское обследование органично дополняют друг друга
Взаимосвязь толерантных/интолерантных родительских установок и особенностей супружеской коммуникации
31-37 38
Аннотация
В статье анализируется проблема
формирования толерантности личности в условиях се-
мьи. Tолерантные/интолерантные установки рассматри-
ваются как психологические состояния готовности к пози-
тивным/негативным реакциям на социальные сходства
/ отличия и механизмы регуляции взаимоотношений с
другими людьми. Представлены результаты исследова-
ния выраженности феномена в родительских установках
и супружеской коммуникации. Выделена типология ро-
дительских установок и определены параметры их толе-
рантности/интолерантности
формирования толерантности личности в условиях се-
мьи. Tолерантные/интолерантные установки рассматри-
ваются как психологические состояния готовности к пози-
тивным/негативным реакциям на социальные сходства
/ отличия и механизмы регуляции взаимоотношений с
другими людьми. Представлены результаты исследова-
ния выраженности феномена в родительских установках
и супружеской коммуникации. Выделена типология ро-
дительских установок и определены параметры их толе-
рантности/интолерантности
38-44 94
Аннотация
В статье излагаются данные теорети-
ческого анализа феномена субъективного благополучия
в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены
подходы к изучению субъективного благополучия, про-
анализированы представления о содержании, структуре,
критериях и факторах его детерминации. Показано, что
субъективное благополучие является сложным социаль-
но-психологическим образованием, основанием которого
является система субъективных отношений. Автор прихо-
дит к выводу о том, что переживание субъективного бла-
гополучия интегрирует в себе множество частных оценок
результативности субъекта на разных уровнях организа-
ции жизнедеятельности, представляя целостную, обоб-
щенную непосредственно переживаемую им оценку своей
жизни на соответствие ее своим основным ориентирам
ческого анализа феномена субъективного благополучия
в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены
подходы к изучению субъективного благополучия, про-
анализированы представления о содержании, структуре,
критериях и факторах его детерминации. Показано, что
субъективное благополучие является сложным социаль-
но-психологическим образованием, основанием которого
является система субъективных отношений. Автор прихо-
дит к выводу о том, что переживание субъективного бла-
гополучия интегрирует в себе множество частных оценок
результативности субъекта на разных уровнях организа-
ции жизнедеятельности, представляя целостную, обоб-
щенную непосредственно переживаемую им оценку своей
жизни на соответствие ее своим основным ориентирам
45-51 42
Аннотация
В статье обосновано естественнона-
учное происхождение феномена коммуникации, ее связь
с материей, информацией, социальными процессами от-
ражения и подражания, приводящими к социальным дей-
ствиям путем передачи культурных смыслов. Автор рас-
сматривает основные характеристики организационной
среды (стиль управления, правила общения и управлен-
ческие знания), в которой осуществляется коммуникация,
социально-психологические регуляторы организацион-
ной коммуникации, исследует возможности приложения
социально-психологической науки к практике современ-
ного управления
учное происхождение феномена коммуникации, ее связь
с материей, информацией, социальными процессами от-
ражения и подражания, приводящими к социальным дей-
ствиям путем передачи культурных смыслов. Автор рас-
сматривает основные характеристики организационной
среды (стиль управления, правила общения и управлен-
ческие знания), в которой осуществляется коммуникация,
социально-психологические регуляторы организацион-
ной коммуникации, исследует возможности приложения
социально-психологической науки к практике современ-
ного управления
52-57 44
Аннотация
В статье представлены различные
этиологические концепции становления аддиктивного
поведения несовершеннолетних, злоупотребляющих
психоактивными веществами. Проведен анализ факто-
ров риска возникновения аддиктивного поведения. Опи-
саны пути развития и перехода аддиктивного поведения
в болезнь. Отмечено влияние подросткового комплекса
и акцентуации характера на становление аддиктивного
поведения несовершеннолетних. Приведены паттерны
поведения, позволяющие определить отклоняющееся по-
ведение и искажение личности аддиктивного подростка в
различных сферах
этиологические концепции становления аддиктивного
поведения несовершеннолетних, злоупотребляющих
психоактивными веществами. Проведен анализ факто-
ров риска возникновения аддиктивного поведения. Опи-
саны пути развития и перехода аддиктивного поведения
в болезнь. Отмечено влияние подросткового комплекса
и акцентуации характера на становление аддиктивного
поведения несовершеннолетних. Приведены паттерны
поведения, позволяющие определить отклоняющееся по-
ведение и искажение личности аддиктивного подростка в
различных сферах
58-61 72
Аннотация
Статья посвящена проблеме детско-
родительской адаптации в замещающих семьях, которая
рассматривается с позиции ребенка. Автор сравнивает
представления о семье детей из трех групп: дети, про-
живающие в детском доме, в кровной замещающей се-
мье и новой замещающей семье. Теоретический анализ
позволяет выделить критерии адаптированности ребен-
ка к приемной семье, контент-анализ и сравнительный
анализ творческой продукции детей - вывод о том, что
дети, адаптированные к замещающей семье, имеют чет-
кие позитивные представления о роли матери и отца,
положительно характеризуют себя как члена семьи, по-
нимают свою роль и функции в замещающей семье, свя-
зывают свое будущее с замещающей семьей, понимают
ценность гармоничных детско-родительских отношений,
осознают значение взаимной поддержки и принятия.
Сформулированы рекомендации для специалистов
служб сопровождения замещающих семей по психоло-
гической поддержке семей, по подготовке родителей и
ребенка к устройству.
родительской адаптации в замещающих семьях, которая
рассматривается с позиции ребенка. Автор сравнивает
представления о семье детей из трех групп: дети, про-
живающие в детском доме, в кровной замещающей се-
мье и новой замещающей семье. Теоретический анализ
позволяет выделить критерии адаптированности ребен-
ка к приемной семье, контент-анализ и сравнительный
анализ творческой продукции детей - вывод о том, что
дети, адаптированные к замещающей семье, имеют чет-
кие позитивные представления о роли матери и отца,
положительно характеризуют себя как члена семьи, по-
нимают свою роль и функции в замещающей семье, свя-
зывают свое будущее с замещающей семьей, понимают
ценность гармоничных детско-родительских отношений,
осознают значение взаимной поддержки и принятия.
Сформулированы рекомендации для специалистов
служб сопровождения замещающих семей по психоло-
гической поддержке семей, по подготовке родителей и
ребенка к устройству.
62-69 81
Аннотация
В представленной работе впервые пред-
лагается рассмотрение гражданской идентичности в каче-
стве одного из компонентов социального капитала обще-
ства. Цель исследования - выявление функциональной
роли гражданской идентичности в структуре социального
капитала. В исследовании с помощью множественного ре-
грессионного анализа показано, что такие характеристики
гражданской идентичности, как валентность (степень по-
зитивности) и сила (выраженность) наряду с другими ком-
понентами социального капитала связаны с экономически-
ми и политическими установками россиян. Полученные
результаты доказывают, что гражданскую идентичность
можно рассматривать в качестве одного из компонентов
социального капитала общества.
лагается рассмотрение гражданской идентичности в каче-
стве одного из компонентов социального капитала обще-
ства. Цель исследования - выявление функциональной
роли гражданской идентичности в структуре социального
капитала. В исследовании с помощью множественного ре-
грессионного анализа показано, что такие характеристики
гражданской идентичности, как валентность (степень по-
зитивности) и сила (выраженность) наряду с другими ком-
понентами социального капитала связаны с экономически-
ми и политическими установками россиян. Полученные
результаты доказывают, что гражданскую идентичность
можно рассматривать в качестве одного из компонентов
социального капитала общества.
69-77 39
Аннотация
В статье предложен феноменологи-
ческий подход в исследовании суждений подростков-си-
рот о себе и о других в контексте структуры Я. Предмет
исследования - особенности структуры Я и суждений о
себе и о других у подростков-сирот. По итогам экспери-
ментальной диагностики влечений выявлены тенденции
обособления и включения подростков-сирот в коммуни-
кацию со сверстниками и персоналом, определяющие
структуру Я. Предложена типология стратегий обособле-
ния и включения в коммуникации, определены особен-
ности типичной для подростков-сирот структуры Я, под-
тверждена значимая зависимость суждений о других от
стратегии подростка-сироты
ческий подход в исследовании суждений подростков-си-
рот о себе и о других в контексте структуры Я. Предмет
исследования - особенности структуры Я и суждений о
себе и о других у подростков-сирот. По итогам экспери-
ментальной диагностики влечений выявлены тенденции
обособления и включения подростков-сирот в коммуни-
кацию со сверстниками и персоналом, определяющие
структуру Я. Предложена типология стратегий обособле-
ния и включения в коммуникации, определены особен-
ности типичной для подростков-сирот структуры Я, под-
тверждена значимая зависимость суждений о других от
стратегии подростка-сироты
78-81 57
Аннотация
Статья посвящена проблеме «про-
фессионального выгорания» в ученической среде. Впер-
вые проанализированы эмпирические данные, позво-
ляющие развернуто проинтерпретировать особенности
проявлений феномена «профессионального выгорания»
в ученической среде с учетом ее социально-психологи-
ческих характеристик и специфики учебной мотивации
школьников-подростков. Показано, что синдром «про-
фессионального выгорания» характерен для школьни-
ков-подростков, а зафиксированные закономерности и
зависимости позволяют утверждать, что степень «про-
фессионального выгорания» в ученической среде взаи-
мосвязана как с социально-психологическими аспектами
взаимоотношений в системах «учащийся - учащийся» и
«учащийся - педагог», так и с уровнем учебной мотива-
ции школьников-подростков.
фессионального выгорания» в ученической среде. Впер-
вые проанализированы эмпирические данные, позво-
ляющие развернуто проинтерпретировать особенности
проявлений феномена «профессионального выгорания»
в ученической среде с учетом ее социально-психологи-
ческих характеристик и специфики учебной мотивации
школьников-подростков. Показано, что синдром «про-
фессионального выгорания» характерен для школьни-
ков-подростков, а зафиксированные закономерности и
зависимости позволяют утверждать, что степень «про-
фессионального выгорания» в ученической среде взаи-
мосвязана как с социально-психологическими аспектами
взаимоотношений в системах «учащийся - учащийся» и
«учащийся - педагог», так и с уровнем учебной мотива-
ции школьников-подростков.
82-85 54
Аннотация
В статье приводится определение
понятия «мотивация», рассматривается проблема моти-
вации учебной деятельности в контексте двух подходов,
предложенных американскими психологами Д. Хокенбе-
ри и С. Хокенбери, анализируются взаимосвязи учитель
- ученик и ученик - учебные условия, непосредственно
влияющие на мотивацию учащихся и успешность их учеб-
ной деятельности. Несмотря на то, что каждый учащийся
обладает своей сложившейся мотивацией, стиль педаго-
гической деятельности преподавателя, а зачастую и усло-
вия обучения, влияют на возникновение заинтересованно-
сти учащихся, лучшему вовлечению их в учебный процесс
и развитию более продуктивных видов мотивации.
понятия «мотивация», рассматривается проблема моти-
вации учебной деятельности в контексте двух подходов,
предложенных американскими психологами Д. Хокенбе-
ри и С. Хокенбери, анализируются взаимосвязи учитель
- ученик и ученик - учебные условия, непосредственно
влияющие на мотивацию учащихся и успешность их учеб-
ной деятельности. Несмотря на то, что каждый учащийся
обладает своей сложившейся мотивацией, стиль педаго-
гической деятельности преподавателя, а зачастую и усло-
вия обучения, влияют на возникновение заинтересованно-
сти учащихся, лучшему вовлечению их в учебный процесс
и развитию более продуктивных видов мотивации.
86-91 48
Аннотация
В статье затронута проблема психоло-
гической устойчивости личности в условиях современно-
го нестабильного общества. Представлен анализ детер-
минант психологической устойчивости в группе риска ее
снижения - у учащихся начального профессионального
образования. В результате проведенного исследования
было установлено, что все выявленные детерминанты
взаимосвязаны с такими показателями психологиче-
ской устойчивости, как психологическое благополучие и
его аспекты, связанные с личностным ростом, целями и
смыслом в жизни, открытостью опыту.
гической устойчивости личности в условиях современно-
го нестабильного общества. Представлен анализ детер-
минант психологической устойчивости в группе риска ее
снижения - у учащихся начального профессионального
образования. В результате проведенного исследования
было установлено, что все выявленные детерминанты
взаимосвязаны с такими показателями психологиче-
ской устойчивости, как психологическое благополучие и
его аспекты, связанные с личностным ростом, целями и
смыслом в жизни, открытостью опыту.
92-98 155
Аннотация
В статье основополагающим понятием
выступает «школьная тревожность», которая может быть
закономерной и полезной в пределах нормы и деструк-
тивной для познавательной учебной деятельности млад-
шего школьника и подростка при повышенном и высоком
уровне. Отмечается, что в период перехода из начальной
школы в среднюю повышается риск появления высокой
и повышенной тревожности у учащихся пятых классов. В
работе приведены результаты экспериментального ис-
следования, проведенного среди детей пятых классов
и направленного на выявление школьной тревожности
у учащихся, её причин и связи с успешностью обучения
выступает «школьная тревожность», которая может быть
закономерной и полезной в пределах нормы и деструк-
тивной для познавательной учебной деятельности млад-
шего школьника и подростка при повышенном и высоком
уровне. Отмечается, что в период перехода из начальной
школы в среднюю повышается риск появления высокой
и повышенной тревожности у учащихся пятых классов. В
работе приведены результаты экспериментального ис-
следования, проведенного среди детей пятых классов
и направленного на выявление школьной тревожности
у учащихся, её причин и связи с успешностью обучения
99-107 44
Аннотация
В статье предлагается научно обо-
снованная Программа изменения (совершенствования)
организационной культуры современного российского
предприятия. В сжатой форме представлен интеллекту-
альный продукт, который может быть положен в основу
начала работы малого совместного предприятия, откры-
ваемого в гуманитарном вузе на основании Указа Пре-
зидента РФ от 04.08.2009. При разработке Программы
использованы наработки успешных и признанных евро-
пейских, американских и российских консультантов. В за-
ключение делается вывод о том, что для внедрения ор-
ганизационной культуры управления необходима работа
сотрудников в команде
снованная Программа изменения (совершенствования)
организационной культуры современного российского
предприятия. В сжатой форме представлен интеллекту-
альный продукт, который может быть положен в основу
начала работы малого совместного предприятия, откры-
ваемого в гуманитарном вузе на основании Указа Пре-
зидента РФ от 04.08.2009. При разработке Программы
использованы наработки успешных и признанных евро-
пейских, американских и российских консультантов. В за-
ключение делается вывод о том, что для внедрения ор-
ганизационной культуры управления необходима работа
сотрудников в команде
108-112 79
Аннотация
В статье рассматривается психоло-
го-акмеологический подход в оценке деятельности руко-
водителя по принятию управленческих решений в про-
блемных ситуациях, требующих выбора альтернативных
возможностей развития организационных отношений в
коллективе. Проведенный анализ эмпирических иссле-
дований позволил определить ряд факторов, которые
проинтерпретированы как отдельные линии поведения
руководителя, а именно: личная продуктивность руково-
дителя при принятии решений, использование официаль-
ных отношений через их конкретизацию, воспитательная
направленность руководителя, оперативность в руковод-
стве, самокритичность, стиль руководства, демонстрация
деятельности, волевое руководство
го-акмеологический подход в оценке деятельности руко-
водителя по принятию управленческих решений в про-
блемных ситуациях, требующих выбора альтернативных
возможностей развития организационных отношений в
коллективе. Проведенный анализ эмпирических иссле-
дований позволил определить ряд факторов, которые
проинтерпретированы как отдельные линии поведения
руководителя, а именно: личная продуктивность руково-
дителя при принятии решений, использование официаль-
ных отношений через их конкретизацию, воспитательная
направленность руководителя, оперативность в руковод-
стве, самокритичность, стиль руководства, демонстрация
деятельности, волевое руководство
113-119 51
Аннотация
Статья посвящена научной проблеме
социально-психологического подхода к конфликт-менед-
жменту проектов. Обсуждаются факторы, определяющие
характер делового взаимодействия внутри команды про-
екта. Выявляется и описывается инвариантная часть лю-
бого конфликта - личностный диссонанс. Обсуждается
экономический и психологический смысл конфликтной
ситуации в рамках команды проекта. Раскрываются не-
гативные и позитивные последствия конфликтов в рам-
ках проекта. Приведена типология конфликтов в рамках
делового взаимодействия внутри команды проекта.
социально-психологического подхода к конфликт-менед-
жменту проектов. Обсуждаются факторы, определяющие
характер делового взаимодействия внутри команды про-
екта. Выявляется и описывается инвариантная часть лю-
бого конфликта - личностный диссонанс. Обсуждается
экономический и психологический смысл конфликтной
ситуации в рамках команды проекта. Раскрываются не-
гативные и позитивные последствия конфликтов в рам-
ках проекта. Приведена типология конфликтов в рамках
делового взаимодействия внутри команды проекта.
120-129 83
Аннотация
В статье проанализированы причи-
ны кризиса современной организационной психологии,
которые обусловлены ограниченностью конфронтаци-
онной парадигмы, в рамках которой эта отрасль знания
формировалась и развивалась до сих пор. Предложен
новый подход, рассматривающий организацию как непре-
рывное, динамическое противоречие. Примером такого
подхода служит представленное исследование корпора-
тивной культуры, в которой выделены три компонента и
два базовых уровня. В качестве компонентов выступают
внешние проявления культуры, декларируемые ценно-
сти и интериоризированные ценностные ориентации. В
качестве базовых уровней выступают субкультура ме-
неджмента и субкультура сотрудников. Согласно пред-
ложенному подходу, культура любой организации имеет
противоречивый характер. При этом базовыми высту-
пают межуровневые противоречия. Каждый из уровней
может иметь свою собственную специфику во всех трех
компонентах. Общая тенденция развития корпоративной
культуры направлена на сближение и даже объединение
уровней во всех компонентах.
ны кризиса современной организационной психологии,
которые обусловлены ограниченностью конфронтаци-
онной парадигмы, в рамках которой эта отрасль знания
формировалась и развивалась до сих пор. Предложен
новый подход, рассматривающий организацию как непре-
рывное, динамическое противоречие. Примером такого
подхода служит представленное исследование корпора-
тивной культуры, в которой выделены три компонента и
два базовых уровня. В качестве компонентов выступают
внешние проявления культуры, декларируемые ценно-
сти и интериоризированные ценностные ориентации. В
качестве базовых уровней выступают субкультура ме-
неджмента и субкультура сотрудников. Согласно пред-
ложенному подходу, культура любой организации имеет
противоречивый характер. При этом базовыми высту-
пают межуровневые противоречия. Каждый из уровней
может иметь свою собственную специфику во всех трех
компонентах. Общая тенденция развития корпоративной
культуры направлена на сближение и даже объединение
уровней во всех компонентах.
130-135 41
Аннотация
Статья посвящена исследованию
актуальных для современного общества вопросов, свя-
занных с проявлениями экстремизма и нетерпимости
в молодежной среде. Автор ставит перед собой цель
рассмотреть опыт социально-психологического ис-
следования особенностей личностных характеристик
экстремиста. Представлены результаты собственных
исследований в среде студенческой молодежи Кабарди-
но-Балкарской республики. В заключение автор делает
вывод об адекватности и эффективности использован-
ной исследовательской методики и рекомендует ее для
дальнейших исследований.
актуальных для современного общества вопросов, свя-
занных с проявлениями экстремизма и нетерпимости
в молодежной среде. Автор ставит перед собой цель
рассмотреть опыт социально-психологического ис-
следования особенностей личностных характеристик
экстремиста. Представлены результаты собственных
исследований в среде студенческой молодежи Кабарди-
но-Балкарской республики. В заключение автор делает
вывод об адекватности и эффективности использован-
ной исследовательской методики и рекомендует ее для
дальнейших исследований.
136-143 151
Аннотация
В статье на основании 200 научных
источников проведен обширный теоретический анализ
понятия «профессиональная направленность личности».
Соотнесены понятия «ведущая тенденция личности» и
«профессиональная направленность» в отечественной и
зарубежной психологии. Особое место уделено военно-
профессиологическому подходу. Даны характеристики
военно-профессиональной направленности. На примере
профессиональной направленности летчика представ-
лены этапы изучения данного понятия в исследованиях
военной психологии
источников проведен обширный теоретический анализ
понятия «профессиональная направленность личности».
Соотнесены понятия «ведущая тенденция личности» и
«профессиональная направленность» в отечественной и
зарубежной психологии. Особое место уделено военно-
профессиологическому подходу. Даны характеристики
военно-профессиональной направленности. На примере
профессиональной направленности летчика представ-
лены этапы изучения данного понятия в исследованиях
военной психологии
144-154 39
Аннотация
В статье рассматриваются экспери-
ментально-теоретические проблемы личностно-профес-
сиональной экспертизы руководителей с целью выявле-
ния и оценки психологических особенностей, присущих
лидерам. Исследуется возможность дифференциации
психологических качеств лидеров в зависимости от реги-
ональной, профессиональной и результативно-деятель-
ностной составляющих. Выявлено, что управленческая
система требует соответствующей спецификации лично-
сти, которая может формироваться в процессе обучения,
длительного воспитания и построения соответствующей
окружающей среды и быть следствием природных за-
датков. Дифференциация психологических особенностей
лидеров по уровню профессионализации предполагает
их личностно-профессиональную экспертизу в рамках
конкретной профессиональной сферы
ментально-теоретические проблемы личностно-профес-
сиональной экспертизы руководителей с целью выявле-
ния и оценки психологических особенностей, присущих
лидерам. Исследуется возможность дифференциации
психологических качеств лидеров в зависимости от реги-
ональной, профессиональной и результативно-деятель-
ностной составляющих. Выявлено, что управленческая
система требует соответствующей спецификации лично-
сти, которая может формироваться в процессе обучения,
длительного воспитания и построения соответствующей
окружающей среды и быть следствием природных за-
датков. Дифференциация психологических особенностей
лидеров по уровню профессионализации предполагает
их личностно-профессиональную экспертизу в рамках
конкретной профессиональной сферы
155-163 28
Аннотация
В статье обоснована методика под-
готовки антикризисных менеджеров на основе психоло-
гического анализа их профессиональной деятельности, в
том числе факторов, которые воздействуют на психиче-
ский мир личности специалиста. Выделяются и подробно
рассматриваются две основные группы психических фак-
торов, оказывающих объектное или опосредованное воз-
действие на деятельность специалиста управленческого
труда. Описан порядок работы по подготовке менедже-
ров, позволившей создать психограмму антикризисного
управляющего
готовки антикризисных менеджеров на основе психоло-
гического анализа их профессиональной деятельности, в
том числе факторов, которые воздействуют на психиче-
ский мир личности специалиста. Выделяются и подробно
рассматриваются две основные группы психических фак-
торов, оказывающих объектное или опосредованное воз-
действие на деятельность специалиста управленческого
труда. Описан порядок работы по подготовке менедже-
ров, позволившей создать психограмму антикризисного
управляющего
ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)
ISSN 2949-5105 (Online)