Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск
№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

6-19 154
Аннотация
Цель. Сокращение шкалы диспозиционной осознанности (CАММ) для русскоязычной выборки подростков и приведение её к однофакторной структуре. Процедура и методы. Для психометрической проверки изучались корреляционные связи пунктов шкалы с тестом и анализировались показатели их надёжности. Проверка факторной структуры проводилась при помощи конфирматорного факторного анализа, а критериальной валидности - при помощи корреляционного анализа. Результаты. Исследование показало, что сокращённая до 7 пунктов шкала соответствует однофакторной модели по критерию хи-квадрат и имеет хорошие показатели по индексам RMSEA, Pclose, GFI и CFI. Показатель альфа Кронбаха указывает на приемлемость шкалы из 7 пунктов по её психометрической надёжности. Корреляционный анализ с релевантными конструктами подтверждает критериальную валидность сокращённой шкалы. Теоретическая и/или практическая значимость. Сокращённая шкала диспозиционной осознанности может применяться в индивидуальной и групповой диагностике подростков.1
20-31 119
Аннотация
Цель. Кросс-культурное сравнение связей интеллекта с другими компонентами интеллектуально-личностного потенциала (чертами Большой пятёрки и отношением к неопределённости) у российских и американских студентов. Процедура и методы. Применялись интеллектуальный тест ICAR - International Cognitive Ability Resource, Краткий опросник Большой пятёрки - Ten Item Personality Inventory (TIPI), или КОБП, и опросник С. Баднера. Сопоставлялись интеркорреляции между измеренными переменными двух студенческих выборок - из России (n = 364) и США (n = 209). Результаты. Толерантность к неопределённости как у российских, так и у американских студентов положительно связана с открытостью опыту; у американских студентов она повышается с более высоким флюидным интеллектом. Интолерантность к неопределённости в российской выборке отрицательно связана с открытостью опыту и положительно - с добросовестностью, а в американской - значимо отрицательно с согласием. У россиян согласие повышается со снижением вербального интеллекта. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в раскрытие кросс-культурных сходств и различий между американскими и российскими студентами по связям интеллекта с личностными чертами и отношением учащихся к неопределённости.1
32-46 352
Аннотация
Цель. Установить статистическую корреляцию между типом привязанности и некоторыми видами нарушения пищевого поведения. Процедура и методы. В статье приведён анализ взглядов исследователей как на проблему привязанности, так и на различные формы нарушения пищевого поведения. Сбор эмпирических данных осуществлялся путём выборки «снежный ком» и последующего опроса информантов с помощью опросника, устанавливающего тип привязанности в близких отношениях у взрослых (ECR-R); обработка полученных данных и установление статистической корреляции проводились с помощью программы статистической обработки данных SPSS. Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о наличии взаимосвязи между небезопасной привязанностью и различными видами нарушения пищевого поведения. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию привязанности и в теорию нарушения пищевого поведения, а также могут быть использованы в практике психологического консультирования индивидов с нарушениями пищевого поведения.1
47-54 190
Аннотация
Цель. Выявить современные тренды в области экспериментальной эстетики на основе обзора западных источников и провести анализ теорий эстетического опыта и эмоций. Процедура и методы. Применены метод критического анализа литературы, методы сравнения и обобщения. Результат. В статье представлены интерпретации предмета психологии искусства, или экспериментальной эстетики. Выделены основные направления исследования в данной области за рубежом. Анализ теорий эстетического опыта и эмоций показал механизмы их возникновения, характеристику эстетических эмоций и их функций, их отличие от «эмоций» как более общего термина. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в оте-чественную психологию искусства.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

55-62 136
Аннотация
Цель. Выявить особенности восприятия лидерства. Процедура и методы. В статье рассмотрен конкретный пример выявления имплицитной информации в восприятии лидера. При проведении исследования применены методы наблюдения, тестирования, обобщения, статистический анализ и интерпретация результатов. Результаты. В ходе работы было выявлено наличие взаимосвязи между качествами личности испытуемого и в структуре образа лидера. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику при работе с лидерским потенциалом.1
63-73 260
Аннотация
Цель. Цель исследования состояла в изучении характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и преодолевающего поведения медицинских работников. Процедура и методы. В исследовании применялись: опросник ЭмИн Д. В. Люсина для измерения эмоционального интеллекта (ЭИ); опросник «Способы совладающего поведения»; тест диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях CISS; тест жизнестойкости С. Мадди. Результаты. Полученные данные показали, что у врачей с высоким общим эмоциональным интеллектом более выражены копинг-стратегии самоконтроля и принятия ответственности, следовательно, будут более высокие показатели уровня жизнестойкости, а у врачей с низким общим эмоциональным интеллектом выражены копинг-стратегии дистанцирования, поиска социальной поддержки, бегства-избегания и низкие показатели жизнестойкости. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу разработки рекомендаций по оптимизации стратегий преодолевающего поведения у медицинских работников.1
74-83 167
Аннотация
Цель. Определение понятия «экономико-психологическая зрелость» личности и его операционализация. Процедура и методы. Посредством сопоставления понятий «зрелость», «социально-психологическая зрелость», «экономическая зрелость» уточняется содержание понятия «экономико-психологическая зрелость». Выделены признаки и критерии данного вида зрелости. Описаны структура, её компоненты, эмпирические показатели. Результаты. Предложено определение экономико-психологической зрелости как способности и готовности личности к финансовому и материальному самообеспечению и обеспечению близких. Это комплексное, интегративное образование, включающее феномены зрелости в системе отношений с другими людьми, в области самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Введение понятия «экономико-психологическая зрелость» открывает новое направление исследований проблем экономической социализации личности.
84-96 97
Аннотация
Цель. Изучить отношение к криптовалюте у молодежи с разным опытом финансового поведения. Процедура и методы. В исследовании приняли участие 263 респондента (средний возраст 23,3 года; 45% мужчины). В общей выборке были выделены две группы респондентов: имеющих и не имеющих опыта обращения с криптовалютами. В работе использовались метод свободных ассоциаций, оригинальный авторский опросник отношения к криптовалютам, метод анкетирования. Результаты. Согласно полученным данным, респонденты, имеющие опыт обращения с криптовалютами, видят в её применении потенциальные возможности как источника дохода, не имеющие такого опыта связывают с криптовалютами страхи и опасения.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлено различие в отношениях к новой технологии в области экономики. Оно указывает на разные механизмы экономико-психологической адаптации молодых людей с разным опытом финансового поведения. В одном случае отношение к криптовалюте выполняет «защитную» функцию, в другом - функцию «рационализации».
97-106 114
Аннотация
Цель. Описание исследования психологического благополучия сотрудников с различным уровнем лояльности к организации. Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению психологического благополучия и лояльности к организации, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы опроса, сравнения, интерпретации результатов и статистического анализа. Результаты. В результате исследования, проведённого на сотрудниках исправительной колонии, выявлено, что большая часть сотрудников имеет низкий уровень лояльности к организации. Описаны особенности психологического благополучия сотрудников с разным уровнем лояльности. Статистически значимой связи между психологическим благополучием и лояльностью к организации не выявлено, различия между сотрудниками с разным уровнем лояльности существуют. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование обозначило проблему в сфере отношения сотрудников к своему учреждению, результаты могут использоваться пенитенциарными психологами для поднятия престижа и улучшения сферы деятельности уголовно-исполнительной системы, повышения работоспособности и ответственности сотрудников за свою деятельность.1
107-116 250
Аннотация
Цель. Проведение языковой и культурной адаптации японской версии «Шкалы аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена. Процедура и методы. Посредством эксплораторного факторного анализа выявлена структура методики и выделены предположительные шкалы. Конфирматорный факторный анализ позволил дифференцировать 3 шкалы методики. Надёжность шкал проверялась с применением метода альфа Кронбаха. С помощью корреляционного анализа выявлялась связь шкал с показателями временной перспективы по Опроснику временной перспективы Ф. Зимбардо. Результаты. В статье представлены процедура и результаты адаптации методики «Временные аттитюды» Ж. Нютенна. Обсуждаются результаты применения адаптированной методики в кросскультурном исследовании. Теоретическая и/или практическая значимость. Языковая и культурная адаптация японской версии «Шкалы аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена даёт возможность для проведения кросс-культурных русско-японских исследований восприятия времени.1

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

117-126 98
Аннотация
Цель. Изучить особенности мотивации обучающихся, поступивших на дистанционную форму профпереподготовки по педагогике, как детерминиации личностно-профессиональных качеств. Процедура и методы. В ходе работы над статьёй был осуществлён теоретический анализ последних исследований в области мотивации и личностно-профессиональных качеств. При проведении исследования использовались методы анкетирования, тестирования, обобщения, интерпретации данных, методы математической статистики. Результаты. По итогам исследования были выделены личностно-профессиональные качества и описана их специфика, а также мотивационный аспект у обучающихся, проходящих профессиональную переподготовку на педагогическую специальность, но уже имеющих педагогическое образование.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию психологии труда, расширяют представления о мотивации специалистов с педагогическим образованием, стремящихся к дополнительному образованию. Результаты значимы в практике профпереподготовки при создании образовательных курсов и программ.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)