Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Cognitive strategies for decision-making by school children and their interconnection with the success of learning

Аннотация

В статье представлены результаты исследования когнитивных стратегий принятия решения школьниками. Показано, что обучение школьников выбору эффективной когнитивной стратегии принятия решения может помочь повысить успешность обучения, определить для каждого индивидуальный образовательный маршрут. Разработана теоретическая модель, которая включает в себя когнитивные стратегии принятия решения, когнитивные стили личности, структуру учебной деятельности и определяет успешность обучения. Выявлена взаимосвязь между когнитивными стратегиями принятия решения и успешностью обучения, которая детерминирована особенностями возраста: самостоятельностью в принятии и удержании задачи, активностью в постановке цели и ее реализации, особенностью контроля над процессом и результатом исполнения, характером выбора одной из альтернатив в ситуации принятия решения. Результаты формирующего эксперимента выявили значимые различия в следующих когнитивных стратегиях принятия решения: «планирование решения проблемы», «принятие ответственности», «бегство — избегание»; позитивные изменения успешности обучения, улучшение его качества являются следствием использования личностного портфолио, которые включают пять разделов, направленных на развитие успешной личности.

Об авторе

Елена Михайловна Климова
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Климова Е.М. Взаимодействие участников образовательного процесса, повышающее успешность обучения (по материалам экспериментального исследования когнитивных особенностей принятия решения школьниками) [Текст] / Е.М. Климова // Материалы Международной конференции «Третьи Левитовские чтения в МГОУ. Проблема взаимодействия в психологии и социальной практике». — 2008. — М.: Изд-во МГОУ. — 460 с. — С 85-92.

2. Климова, Е.М. Особенности принятия решения младшими школьниками с различными индивидуально-психофизиологическими особенностями // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». — 2007 — № 1 — С. 88-93.

3. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Дис.. канд. псих. наук. — Л., 1976. — 164 c.

4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб., 1996. — 392 с.

5. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Чернигова // Под ред. Т.В. Черниговой. — М.: Глобус, 2006. — 128 с.

6. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

7. Kagan J. Reflection-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child. Dev. — 1965. — V. 36. — P. 609-628.

8. Overmeier J.B., Linwick D. Conditional choice -unique outcomes establish expectancies that mediate choice behavior // Integr. Physiol. Behav. Sci. — 2001. — V. 36. — № 3. — P. 173-181.


Рецензия

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)