Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-4-40-50

Аннотация

Цель. Выявление предпосылок и специфики развития рефлексии в онтогенезе человека. Процедура и методы. Применялись теоретические методы исследования. На основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме рефлексии определены её предпосылки в довербальный период, в период дошкольного детства и характеристики рефлексии на следующих возрастных этапах. Результаты. Выявлены предпосылки развития рефлексии; отмечено, что в младшем школьном возрасте актуализируются познавательный и коммуникативный типы рефлексии, в подростковом и юношеском - личностная рефлексия. Период зрелости характеризуется актуализацией различных типов и видов рефлексии в жизнедеятельности субъекта. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предложен краткий анализ предпосылок и особенностей развития рефлексии на различных возрастных этапах до периода поздней зрелости.

Об авторе

О. И. Каяшева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2018. 224 с.

2. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. 114 с.

3. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб., 2015. 352 с.

4. Долинская Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6.

5. Дорофеева Н. В. Онтогенетические особенности рефлексивного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 228-238.

6. Kaрпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004. 424 с.

7. Каяшева О. И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции. СПб., 2015. 273 с.

8. Климентьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 14-23.

9. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.

10. Лефевр В. Рефлексия. М., 2003. 496 с.

11. Петросьян С. Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребёнка как кризисный этап становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 114-122.

12. Ребеко Т. А. Телесный опыт в структуре индивидуального знания. М., 2015. 271 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2019. 713 с.

14. Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии в процессах самости в трансдисциплинарном контексте человекознания // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 7-24.

15. Сергиенко Е. А. Становление сознания: эволюционные и онтогенетические перспективы // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 89-103.

16. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. 287 с.

17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 334 с.

18. Bleker L. S., Rooij S. R. de, Roseboom T. J. Prenatal Psychological Stress Exposure and Neurodevelopment and Health of Children [Электронный ресурс] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16 (19). URL: https://read.qxmd.com/read/31569453/prenatal-psychological-stress-exposure-and-neurodevelopment-and-health-of-children (дата обращения: 01.08.2020).

19. Predicting child temperament and behavior from the fetus / J. A. Dipietro, K. Voegtline, K. P. Heather, K. A. Costigan // Development and Psychopathology. 2018. № 30 (03). P. 855-870.

20. Leontiev A. N. Mental Development in Early Childhood // Культурно-историческая психология. 2020. Vol. 16. № 2. Р. 118-124.

21. Marsico G., Ruggieri R.A., Salvatore S. Reflexivity and Psychology. Yearbook of Idiographic Science Series Vol. 6. Charlotte NC: InfoAge Publishi, 2015. 395 p.

22. Piaget J. Studies in Reflecting Abstraction. New York, 2001. 341 р.


Рецензия

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)