Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

О МЕХАНИЗМАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ

Аннотация

В статье исследуются четыре механиз-
ма эмоционального воздействия музыки на слушателя:
психофизиологический, симптоматийный, предмет-
но-ситуативный и жизненного контекста. Функциони-
рование психофизиологического и симптоматийного
механизмов обусловлено особенностями воздействия
музыкально-звуковой материи на мозг человека и его
способностью присваивать симптомы эмоциональных
переживаний. Функционирование предметно-ситуа-
тивного механизма связано со способностью музыки
отражать эмоционально значимый для слушателя
предмет. В механизме же жизненного контекста му-
зыка не управляет эмоциональными переживаниями
слушателя (как это происходит в трёх названных выше
механизмах), а лишь служит толчком к ним, напоминая
об особых жизненных обстоятельствах.

Об авторе

Наталья Михайловна Гарипова
Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы (г. Уфа)
Россия


Список литературы

1. Арановский М.Г. О психологических предпо- сылках предметно-пространственных слухо- вых представлений // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974. - С. 252-271.

2. Бакурадзе Т.О. О восприятии семантического значения музыки // Известия АН ГрССР. Серия философии и психологии. - Тбилиси, 1984. №2. - С. 86-100.

3. Березницкас А.И. Экспериментальное исследо- вание некоторых характеристик интеллекту- альных эмоций: Автореф. дисс.  канд. психол. наук. - Л., 1980. - 23 с.

4. Бичелдей К.Н. Ритмомелодемы простых нерас- пространённых предложений хакасского языка. - М7: Изд-во РУДН, 2000. - 115 с.

5. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. - М., 1962. - Вып. 1 - С. 52-124.

6. Блинова М.П. Физиологические основы элемен- тарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. - М., 1963. - Вып. 2. - С. 216- 229.

7. Веккер Л.М. Психологические процессы. - Л., 1981. - Т.3. - Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - 326 с.

8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явле- ний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

9. Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912. - 152 с.

10. Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1880. - 1038 с.

11. Вундт В. Очерк психологии. - С.-Петербург, Из-дание Ф.Павленкова, 1896. - 229 с.

12. Гершуни Г.В. др. Физиология сенсорных систем. - Л.: Наука Ленинградское отделение, 1972. - Ч. 2. Раздел 2. Слух.- С. 130-516.

13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. - 371 с.

14. Медушевский В.В. О закономерностях и средс- твах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

15. Морозов В.П. Таины вокальной речи. - Л.,1967. - 204 с.

16. Мутли А.Ф. Звук и слух. // Вопросы музыкозна- ния. - М., 1960. - Т. 3. - С. 324-347.

17. Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мысли- тельной деятельности: Автореф. дисс.  канд. психол. наук. - Л., 1976. - 20 с.

18. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) жи- вотных. - М., 1951. - 656 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 704 с.

20. Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки. - М., 1983. - Вып. 5. - С. 107-137.

21. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 то- мах. Т. 3 Искусство. -М., 1955. -504 с.

22. Стенли А. Гельфанд. Слух: Введение в психоло- гическую и физиологическую акустику. -М., 1984. -350 с.

23. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия). -М., 1979. -190 с.

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способ- ностей //Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия /Сост-ред. А.Е.Тарас. -М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. -С.16-360.

25. Хомская Е.Д. Нейропсихология. -М., 1987. -288 с.

26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Ней- ропсихологическое исследования. -М.: Россий- ское педагогическое агентство, 1998. -268 с.

27. Цеханский В.М. Психология восприятия музы- ки: проблемы и методы // Психологические и педагогические проблемы музыкального обра- зования. -Новосибирск. 1986. -С. 23-35.

28. Черемисина Н.В. Строение синтагмы в русской художественной речи //Синтаксис и интонация. Учёные записки. Выпуск 36. Серия филологи- ческих наук №14 (18). -Уфа, 1969. -С.3-95.

29. Черемисина Н.В. Ритмико-интонационная структура предложения в русской художествен- ной речи //Синтаксис и интонация. Учёные за- писки. Выпуск 36. Серия филологических наук №14 (18). -Уфа, 1969. -С.96-248.

30. Шингаров Г.С. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М.: Наука, 1971. -223 с.


Рецензия

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)