Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

О КРИТЕРИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АТИПИЧНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-3-119-

Аннотация

Статья посвящена проблемам психологического анализа нарушений психической деятельности мышления у детей с атипичным психическим развитием. Цель. Выделение психологических критериев качественного анализа нарушений высших психических функций у детей с нарушениями развития на примере исследования нарушений мышления. Процедура и методы. В исследовании использованы следующие методики: «Разбор и складывание пирамиды», «Почтовый ящик», «Доски с предметными вкладками», «Доска Сегена», «Разрезные картинки», «Невербальные классификации». Для исследования вербально-логических форм мышления мы использовали методики «Предметная классификация», «Исключение предметов», «Серии сюжетных картинок». В карте наблюдений за выполнением экспериментальных заданий мы отмечали составляющие структуры психической деятельности мышления: уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций (в процессе обследования именно эти структуры доступны наблюдению). Кроме того, выделяли сформированность частей мыслительного действия (ориентировочной, исполнительной и контрольной) как единиц познавательной деятельности. Результаты. На примере нарушений мышления у детей с атипичным развитием выделены психологические критерии анализа и определение «мишеней» психокоррекционного воздействия, показана их эффективность при решении психокоррекционных задач.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Выделенные параметры нарушений мышления и способы их компенсации позволяют составить психокоррекционную программу с опорой на существенные признаки нарушений психической деятельности с учётом ведущих факторов этих нарушений и состояния ЦНС ребёнка, которые могут применять психологи, дефектологи.

Об авторе

О. Н. Усанова
Московский институт психоанализа
Россия


Список литературы

1. Александров В. В., Лемак С. С., Парусников Н. А. Лекции по механике управляемых систем. М., 2018. 288 с.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 525 с.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М., 2005. 400 с.

4. Клиническая психотерапия. Инстинктивно-поведенческие и нейропсихологические модели / под ред. Ю. С. Шевченко. М., 2018. 504 с.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 575 с.

6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 371 с.

7. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль, 2017. 364 с.

8. Митихин В. Г., Солохина Т. А. Обработка полученных при использовании психометрических шкал ранговых данных на основе метода анализа иерархий // Неврология и психиатрия. 2019. № 2. С. 49-55.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007. 474 с.

10. Свааб Д. Мы - это наш мозг: От матки до Альцгеймера / пер. с нидерл. Д. Силъвестрова. СПб., 2014. 544 с.

11. Усанова О. Н. Проблемы психологического здоровья ребёнка в специальной психологии // Социогенетический и персоногенетический потенциал личности как приоритет образовательной деятельности. Витебск, 2008. С. 132-135.

12. Eibl-Eibesfeldt I. Humanethologie. Berlin, New York, 1985. 875 p.


Рецензия

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)