Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-113-124

Аннотация

Цель. Анализ зарубежного опыта развития компетентности у родителей младших школьников средствами специальных образовательных программ. Процедура и методы исследования. Использованы авторский протокол систематического обзора зарубежной литературы, теоретический анализ и обобщение. Критериями для анализа зарубежных программ развития родительской компетентности являлись: адресация программы, теоретическая база, основные задачи, формы и методы работы с родительской группой, доказательная база эффективности. Результаты проведённого исследования. Проанализированы три зарубежных программы развития родительской компетентности, непосредственно или в том числе ориентированные на родителей младших школьников: программа С. М. Глэвяну, «МонтеБаРо-тренинг» (MonteBaRo-Training), «Позитивная программа для родителей» (Triple P - Positive Parenting Program), - выполнено их сопоставление. Сделано обобщение существенных достоинств зарубежного опыта работы по развитию компетентности родителей, имеющих детей младшего школьного возраста. Теоретическая и практическая значимость. Знания позитивного зарубежного опыта развития компетентности у родителей младших школьников могут быть использованы отечественными исследователями, школьными психологами при моделировании, оптимизации и проверке эффективности психолого-педагогических образовательных программ для родителей.

Об авторах

Н. В. Иванова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Т. М. Сорокина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Список литературы

1. Никотина Е. В. Сущностные характеристики педагогической компетентности родителей младших школьников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 74-78.

2. Пец О. И. Психолого-педагогические условия продуктивного развития психологической компетентности родителей младших школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2019. 27 с.

3. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1. Ч. 1. С. 184-188.

4. Суворова О. В., Пец О. И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 241-243.

5. Чердынцева Е. В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников // Начальная школа до и после. 2013. № 4. С. 24-27.

6. Aghebati A., Shooshtari M. H., Gharraee B., Gohari M. R. Triple P - Positive Parenting Program for Mothers of ADHD Children // Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 8 (1). P. 59-65.

7. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191-215.

8. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ, 1986. 544 p.

9. Bodenmann G., Cina A., Ledermann T., Sanders M. R. The efficacy of Positive Parenting Program (Triple P) in improving parenting and child behavior: A comparison with two other treatment conditions // Behaviour Researchand Therapy. 2008. Vol. 46. P. 411-427.

10. Crncec R., Barnett B., Matthey S. Review of scales of parenting confidence // Journal of Nursing Measurement. 2010. Vol. 18 (3). Р. 210-240.

11. Glăveanu S. M. A multifactorial model of parental competence // Modern psychological research: direction and prospects. Bucharest: University Publishing House, 2009. P. 180-186.

12. Glăveanu S. M., Validating a training program for parental competence // Problems of Psychology in the 21st Century. 2012. Vol. 2, No. 1. P. 14-20.

13. Graf F. A., Grumm M., Hein S., Fingerle M. Improving Parental Competencies: Subjectively Perceived Usefulness of a Parent Training Matters // Journal of Child and Family Studies. 2014. Vol. 23. P. 20-28.

14. Jones T. L., Prinz R. J. Potential roles of parental self-efficacy in parent and child adjustment: a review // Clinical Psychology Review. 2005. Vol. 25. P. 341-363.

15. Kirkpatrick D. L., Kirkpatrick J. D. Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett-Koehler, 2006. 392 p.

16. Matsumoto Y., Sofronoff K., Sanders M. R. The efficacy of the Triple P-Positive Parenting Program with Japanese parents // Behaviour Change. 2007. Vol. 24. P. 205-218.

17. Nowak C., Heinrich N. A. Comprehensive meta-analysis of Triple P-Positive Parenting Program using hierarchical linear modeling: Effectiveness and moderating variables // Clinical Child and Family Psychology Review. 2008. Vol. 11 (3). P. 114-144.

18. Ohan J. L., Leung D. W., Johnston C. The Parenting Sense of Competence Scale: Evidence of a stable factor structure and validity // Canadian Journal of Behavioural Science. 2000. Vol. 32 (4). P. 251-261.

19. Sanders M. R. Triple P - Positive Parenting Program as a public health approach to strengthening parenting // Journal of Family Psychology. 2008. Vol. 22 (3). P. 506-517.

20. Sanders M. R., Markie-Dadds C., Turner K. M. T. Theoretical, scientific and clinical foundations of the Triple P - Positive Parenting Program: a population approach to the promotion of parenting competence // Parenting Research and Practice Monograph. 2003. Vol. 1. P. 1-21.

21. Stephan A. MonteBaRo - Ein Erziehungsprogramm des Montessori-Pädagogischen-Instituts Ettlingen: Trainings-Handbuch. Karlsruhe: Montessori-Pädagogisches-Institut Ettlingen, 2009. 247 p.


Рецензия

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)