Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЁЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТАРШИМ И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-34-45

Аннотация

Цель. Целью работы является изучение содержания, структуры и предикторов феномена ответственности перед предшествующими и будущими поколениями у представителей поколений Y и Z. Процедура и методы исследования. Исследование было проведено методом анкетного опроса молодёжи Курска, Челябинска и Арзамаса (N = 463). Из них представители поколений Y (N = 169) и Z (N = 292). Использованы методики оценки социальной ответственности, генеративности, ценностных ориентаций, веры в справедливость мира, отношения к глобальным рискам и др. Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что ответственность перед предшествующими и будущими поколениями у молодёжи поколений Y и Z имеет как общие, так и различные характеристики. Выявлены предикторы этих характеристик. Теоретическая и практическая значимость. Впервые показаны особенности структуры социальной ответственности в двух поколениях молодёжи, социально-психологические факторы, связанные с ней, и её предикторы.

Об авторах

Т. П. Емельянова
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Т. В. Белых
Техническая академия Росатома
Россия


Список литературы

1. Емельянова Т. П., Нестик Т. А., Белых Т. В. Отношение к экологическим рискам среди представителей поколений Y и Z // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 3 (15). URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2018.html (дата обращения: 13.04.2020).

2. Нестик Т. А., Дмитриева Ю. А., Кузнецова О. Е., Ларина Г. Н., Николаев Е. Л. Ответственность личности перед предшествующими и будущими поколениями: теоретико-эмпирическое исследование // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 1-13.

3. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков. М., 2018. 402 с.

4. Полякова М. К. Теоретические подходы к пониманию генеративности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/77PSMN619.pdf (дата обращения: 13.04.2020).

5. Полякова М. К., Стрижицкая О. Ю. Генеративность и особенности социальной сферы взрослого // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 51. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.04.2020).

6. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42-46.

7. Cox K. S., Wilt J., Olson B., McAdams D. P. Generativity, the big five, and psychosocial adaptation in midlife adults // Journal of Personality. 2010. № 78. P. 1185-1208.

8. Erikson E. H. Identity, youth, crisis. New York. 1968. 336 p.

9. Lawford H. L., Ramey H. L. “Now I Know I Can Make a Difference”: Generativity and Activity Engagement as Predictors of Meaning Making in Adolescents and Emerging Adults // Developmental Psychology: advance online publication. 2015, July 27th. URL: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000034 (дата обращения: 13.04.2020).

10. Milfont T. L., Sibley C. G. Exploring the concept of environmental generativity // International Journal of Hispanic Psychology. 2011. № 4. P. 21-30.

11. Morselli D., Passini S. Measuring prosocial attitudes for future generations: The Social Generativity Scale // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22. № 3. P. 173-182.

12. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York, 1991. 649 p.


Рецензия

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)