Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ РИСКА БУЛЛИНГА

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-126-138

Аннотация

Целью работы является рассмотрение половозрастных особенностей школьников, позволяющих установить круг факторов прогнозируемого риска буллинга в образовательной среде, и определение на их основе мишеней для работы психолога по его профилактике. На предварительном этапе исследования приняли участие 265 учеников в возрасте от 7,5 до 17 лет из 11 школ г. Тулы и Тульской области. Оценка риска буллинга в школе проводилась с использованием опросника ОРБ, по результатам которого было отобрано 85 учеников из трёх школ и сформированы три возрастные выборки. Анализ зарубежных и российских психологических исследований по проблеме школьного буллинга позволил систематизировать половозрастные характеристики школьников, обусловливающих риск буллинга: враждебность и агрессивность, социометрический статус, уровень и направленность аффективных реакций, специфика поведения в конфликтной ситуации. Для установления тесноты связи между выделенными параметрами проводилась статистическая обработка данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена; критерия хи-квадрат (х2) Пирсона и коэффициента сопряжённости V Крамера.

Об авторах

К. С. Шалагинова
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Т. И. Куликова
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


С. А. Залыгаева
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Алексеева Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М., 2016. 180 с.

2. Бердышев И. С. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. № 18. С. 3.

3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159.

4. Опросник риска буллинга / А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.

5. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2009. № 105. С. 159-165.

6. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д., 2013. 157 с.

7. Екимова В. И., Залалдинова А. М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 5-10.

8. Ершов Д. А. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества // Актуальные проблемы семейной педагогики, 2015. № 1. URL: http://family-edu.esrae.ru (дата обращения: 19.02.2019).

9. Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97-119.

10. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа. 2006. № 4. C. 54-72.

11. Кутузова Д. А. Травля в школе. Мифы и реальность. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://medportal.ru/budzdorova/child/625 (дата обращения: 19.02.2019).

12. Ларченко Н. А. Буллинг - причины, формы, профилактика. Методический материал. Волгоград, 2015. 23 с.

13. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. СПб., 2001. С. 240-274.

14. Петросянц В. А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия: электронный научный журнал. 2010. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 19.02.2019).

15. Собкин В. С., Маркина О. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 48-57.

16. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Черкасова С. А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула, 2014. 237 с.

17. Arora С. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. Р. 11-15.

18. Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington, 1978. 218 p.

19. Оlwеus D. Aggressors and their victims: bullying at school // Disruptive behaviours in schools / ed. H. Gault. New Yorkб 1984. P. 57-76.

20. Olweus D. et al. The nature of school bullying: a crossnational perspective. London, 1999. 384 p.

21. Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology. 2000. № 17 (1). Р. 6-19.

22. Schдfer M. Gruppenzwangals Ursachefьr Bullying? // Report Psychologie, 1998. № 11/12. Р. 914-927.


Рецензия

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)